Найти в Дзене
Сравни

Что такое свечи зажигания и накаливания

Свечи есть у каждой машины‚ которая оснащена двигателем внутреннего сгорания. Рассказываем‚ для чего они нужны‚ когда их нужно менять и какие с ними бывают проблемы. Свечи зажигания Свечи зажигания есть только у бензиновых двигателей (ДВС). Они нужны для того, чтобы создавать искру, которая поджигает топливно-воздушную смесь в цилиндрах. Свечи подсоединены к катушке — этот элемент подаёт питание. Катушки могут быть индивидуальные или объединённые в модуль. Когда в камеру сгорания поступает топливно-воздушная смесь, блок управления двигателем (ЭБУ) выбирает оптимальный момент, когда её нужно поджечь. Возгорание должно произойти незадолго до того, как поршень достигнет верхней мёртвой точки. Сигнал поступает к катушке, и она подаёт электрический импульс на свечу. Свеча генерирует искру, и смесь воспламеняется. Свечи рассчитаны на кратковременное срабатывание. При этом оно происходит многократно. Чем выше обороты двигателя, тем чаще срабатывает свеча. Так происходит потому, что такт работ
Оглавление

Свечи есть у каждой машины‚ которая оснащена двигателем внутреннего сгорания. Рассказываем‚ для чего они нужны‚ когда их нужно менять и какие с ними бывают проблемы.

Свечи зажигания

Свечи зажигания есть только у бензиновых двигателей (ДВС). Они нужны для того, чтобы создавать искру, которая поджигает топливно-воздушную смесь в цилиндрах. Свечи подсоединены к катушке — этот элемент подаёт питание. Катушки могут быть индивидуальные или объединённые в модуль.

-2

Когда в камеру сгорания поступает топливно-воздушная смесь, блок управления двигателем (ЭБУ) выбирает оптимальный момент, когда её нужно поджечь. Возгорание должно произойти незадолго до того, как поршень достигнет верхней мёртвой точки. Сигнал поступает к катушке, и она подаёт электрический импульс на свечу. Свеча генерирует искру, и смесь воспламеняется.

Свечи рассчитаны на кратковременное срабатывание. При этом оно происходит многократно. Чем выше обороты двигателя, тем чаще срабатывает свеча. Так происходит потому, что такт работы двигателя занимает меньше времени.

В большинстве двигателей устанавливают по одной свече на каждый цилиндр. То есть у четырёхцилиндрового ДВС предусмотрено четыре свечи, а у восьмицилиндрового — восемь.

Устанавливают свечи в специальных посадочных местах в головке блока цилиндров — свечных колодцах. Также предусмотрены специальные прокладки для посадочных мест.

Характеристики свечей зажигания

Свеча зажигания состоит из нескольких компонентов:

  • корпус с клеммой и резьбой;
  • керамический изолятор;
  • уплотнительные элементы;
  • резистор;
  • центральный электрод;
  • боковой электрод.

У свечей зажигания есть несколько важных характеристик:

Количество электродов

Есть свечи с одним или несколькими электродами — обычно от двух до четырёх. Элементы с одним электродом стоят дешевле, но у них небольшой срок службы. Такие свечи часто приходится менять уже через 20 000 км пробега. Их преимущество — в невысокой стоимости.

-3

У свечей с несколькими электродами более ровный фронт пламени. Поэтому двигатель будет работать более плавно. У таких свечей больше срок службы — от 30 000 до 50 000 километров. Но эти элементы стоят дороже.

Материал, из которого сделаны электроды

Встречаются никелевые, иридиевые и платиновые свечи. Никелевые — самые дешёвые, но у них небольшой срок службы — около 20 000 км. Платиновые и иридиевые свечи стоят дороже, но могут работать 50 000 и более километров.

Диаметр резьбы

На большинстве современных двигателей установлены свечи с резьбой 14 мм — М14×1,25. На более возрастных моторах устанавливали свечи с диаметром резьбы 18 мм — М18×1,5.

Длина резьбы

Чаще всего на современные автомобили устанавливают свечи с резьбой 19 мм и 26,5 мм. На старых моделях встречаются свечи с длиной резьбы 12,7 мм.

Калильное число

Это параметр, который обозначает способность свечи отводить тепло. При работе ДВС элементы сильно нагреваются. Если показатели достигнут предельных значений, то топливно-воздушная смесь будет воспламеняться не от искры, а от температуры нагретых элементов. Это значит, что процесс станет неконтролируемым. Тогда могут появиться вибрации, снизится мощность и увеличится расход топлива. Чем ниже калильное число, тем больше греется свеча.

По калильному числу определяют холодные и горячие свечи. Горячие элементы обычно устанавливают на маломощные и атмосферные двигатели. Иначе не будет происходить очистки свечей от нагара. На мощных и турбированных моторах используют холодные свечи. Иначе будет происходить калильное зажигание.

Зазор между электродами

У свечей современных двигателей зазор между боковым и центральным электродами составляет 0,8–0,9 мм. Чем он больше, тем мощнее искра, а чем меньше — тем меньше расход топлива. Со временем зазор увеличивается, потому что электроды выгорают.

Поскольку современными двигателями управляет электроника, самостоятельно регулировать зазоры не нужно. Это может привести к поломкам — например, может пробить катушку.

Как понять, что свечи пора менять

Если свечи пришли в негодность, то упадёт мощность двигателя, а расход топлива увеличится. Также могут возникать пропуски зажигания, и ДВС будет троить — сильно вибрировать и громче работать. Из-за неисправных свечей зажигания мотор может тяжело запускаться, а на приборной панели может появиться индикатор ошибки.

Доводить свечи до выхода из строя не нужно. Лучше менять их заранее — после 30 000–40 000 тысяч километров пробега. Сократить ресурс свечей может некачественное топливо. Из-за него на свечах образуется нагар.

Как выбрать свечи зажигания

Размеры свечей, которые подходят к определённому двигателю, можно найти в каталоге запчастей. Для этого нужно указать марку, модель и модификацию машины. Экспериментировать не нужно — правильно выбрать элементы с теми параметрами, которые указывает производитель. Также можно проконсультироваться в автомагазине или купить свечи в сервисе, где их будут устанавливать. Лучше всего выбрать платиновые или иридиевые свечи. Они стоят дорого, но служат долго.

Свечи всегда меняют комплектом. Замена только одной или нескольких свечей не имеет смысла, потому что система зажигания всё равно не будет работать исправно.

-4

Можно ли поменять самостоятельно

Сложность замены свечей зажигания зависит от конструкции двигателя. Например, в оппозитных ДВС это сделать намного сложнее, чем в рядных или V-образных. Приходится демонтировать навесное оборудование, патрубки и другие элементы.

Для замены свечей нужен специальный ключ. Поскольку свечи меняют не очень часто, покупать его нецелесообразно.

-5

Если нет опыта, то лучше обратиться к профессионалам. Например, неаккуратными действиями можно повредить свечу. Также есть риск перетянуть или недотянуть элемент. В первом случае свечу можно сломать, а во втором через уплотнение будут прорываться газы, и ДВС будет работать неэффективно.

Свечи накаливания

В дизельных двигателях устанавливают свечи накаливания. Они не дают искру, потому что воспламенение смеси у таких ДВС происходит иначе. Воздух прогревается до высокой температуры благодаря тому, что поршень очень сильно сжимает его в камере сгорания, а затем форсунка распыляет топливо. Воспламенение происходит из-за высокой температуры. Поэтому, например, зимой могут возникнуть трудности при запуске холодного ДВС, потому что достичь нужной температуры будет невозможно. Чтобы прогреть камеры сгорания, устанавливают свечи накаливания.

-6

Главная задача свечей накаливания — прогреть камеры сгорания до старта двигателя. В зависимости от внешней температуры они могут работать некоторое время после запуска ДВС — чтобы оптимизировать температуру. В некоторых современных двигателях система может активировать свечи накаливания в процессе движения автомобиля — например, если температура двигателя снижается.

Свечи накаливания срабатывают автоматически — по команде блока управления, который оценивает температуру воздуха по данным датчиков. На свечи накаливания приходит питание, и они разогреваются до температуры около 1000 градусов. Камеры сгорания прогреваются, и можно осуществить запуск ДВС. Во время работы свечей на приборной панели появляется специальный индикатор — жёлтая спираль. Когда камеры сгорания прогрелись, этот индикатор гаснет.

Также свечи накаливания помогают работать системе рециркуляции отработавших газов (EGR). Если температура газов будет слишком низкая, то на элементах системы (в первую очередь на клапане) образуется нагар. Чтобы поддерживать нужную температуру, свечи работают в режиме промежуточного накала.

Ещё свечи нужны для регенерации сажевого фильтра. Чтобы провести очистку фильтра, нужно поддерживать температуру около 600 градусов в течение 10 минут. Для достижения такой температуры нужна работа свечей зажигания.

Типы свечей накаливания

Свеча накала состоит из следующих элементов:

  • корпус с резьбой;
  • контакт;
  • гайка;
  • центральный электрод;
  • нагревательная спираль;
  • регулирующая спираль (для саморегулирующихся свечей);
  • изолирующий порошок;
  • накаливающийся стержень.

Свечи накаливания различаются по нескольким параметрам. Например, у них бывает разный диаметр резьбы. Чаще всего используют элементы с диаметром от 10 до 18 мм. Для легковых моделей используют свечи, который работают от напряжения 12 В, а для грузовых — от 24 В.

Бывают односпиральные и двухспиральные свечи накаливания. У элементов первого типа есть только один нагревательный элемент. Поэтому они разогреваются дольше. Но такие свечи стоят дешевле. У двухспиральных свечей один компонент отвечает за прогрев наконечника, а второй — за регулирование температуры. Такие свечи стоят дороже, но прогреваются быстрее. Также они служат дольше, потому что не перегреваются благодаря регулировке температуры.

Самые дешёвые свечи накаливания — с металлическим нагревательным элементом. Его изготавливают из сплава железа, никеля и хрома. Рабочая температура таких элементов — около 1000 градусов, потому что температура плавления — примерно 1350 градусов.

Раньше использовали обычные свечи с металлическим нагревателем. Они разогревались до рабочей температуры за 20–25 секунд. Современные спирали имеют регулировку сопротивления. Чем ниже температура, тем ниже сопротивление, поэтому они разогреваются за 10–15 секунд.

Затем стали применять свечи с керамическим наконечником, внутри которого установлена никелевая спираль. Это позволило увеличить рабочую температуру до 1350 градусов и сократить время нагрева до двух-трёх секунд.

У самых современных свечей полностью керамический нагревательный элемент. Они нагреваются до 1000 градусов за две секунды и могут поддерживать температуру 1350 градусов.

Когда нужно менять свечи накаливания

Свечи накаливания служат дольше, чем свечи зажигания — около 80 000–100 000 километров. Признаками того, что свечи пришли в негодность, могут быть:

  • трудности при запуске ДВС в мороз;
  • вибрации после запуска двигателя;
  • белый или сизый дым из выхлопной трубы после запуска ДВС;
  • снижение мощностных характеристик двигателя;
  • повышенный расход топлива.

Как выбрать свечи накаливания

Подобрать свечи накаливания для конкретного автомобиля можно с помощью каталога запчастей. Например, они есть на сайтах крупных онлайн-магазинов. Также можно проконсультироваться в магазине автозапчастей. Менеджеры подберут свечи по VIN-коду автомобиля. Ещё элементы можно приобрести в сервисе, где их будут менять. Но там они стоят дороже, чем в магазине.

-7

Оригинальные свечи стоят дорого, но служат долго. Также можно выбрать аналоги. Это должны быть элементы проверенных производителей. Например, качественные свечи накаливания производят компании:

  • Bosch
  • NGK
  • Denso

Можно ли поменять самостоятельно

Чаще всего поменять свечи накаливания сложнее, чем свечи зажигания. Например, если элементы давно не меняли, то они могут прикипеть к посадочному месту. Тогда при демонтаже есть риск сломать свечу. Это значит, что стержень останется в двигателе. Тогда ДВС придётся разбирать и высверливать стержень. Такой ремонт стоит дорого.

Также при установке свечей используют динамометрический ключ, потому что важно соблюдать момент затяжки элементов. Этот параметр зависит от материала и диаметра резьбы. Например, для металлических свечей он составляет от 8,5 до 23 Н⋅м, а для керамических — от 10 до 18 Н⋅м. Если приложить больше усилий, то резьбу можно сорвать, и тогда свеча придёт в негодность. Поэтому если нет опыта, то лучше проводить замену свечей в профильном техцентре.

Читайте также:

Подпишитесь на наш канал, если статья была полезной