Как считаете, насколько начинающим преподавателям, необходимо пройти через «Школу начинающего преподавателя» (ШНП)? Я уверена, что это необходимо не только молодым педагогам, но и опытным, перешедшим в другую образовательную организацию, им надо тоже адаптироваться, узнать правила, устои этой организации, требования к оформлению документов.
Предлагаю вашему вниманию методический материал для проведения занятий в «Школе начинающего преподавателя», который предназначен в первую очередь методистам колледжей (училищ).
Данный комплект материалов представлен методическими сообщениями и раздаточным материалом по 14 темам, связанными с основами педагогики и методики преподавания.
Данный материал позволяет логично, доступно и на современном научном уровне изложить информацию, необходимую для работы молодых преподавателей. Работа включает в себя 14 занятий на следующие темы:
Педагогическая помощь студентам нового набора. Проблемы адаптации
Правила ведения и оформления журнала
Комплексное учебно - методическое обеспечение
Оформление планов и отчетов
Планирование занятий
Технологическая карта
Методы, приемы и средства обучения
Учет и контроль знаний, умений и навыков студентов
Организация и виды самостоятельной работы студентов
Урок
Анализ и самоанализ занятия
Формы повышения педагогического мастерства преподавателя
Аттестация преподавателей как одна из форм повышения квалификации
Подведение итогов работы «Школы начинающего преподавателя».
Поскольку это Школа, то должны быть контролирующие материалы и домашнее задание.
Занятие на тему «Педагогическая помощь студентам нового набора. Проблемы адаптации»
Цели: преподаватели будут
знать
- основные проблемы адаптации студентов нового набора
уметь
- оказывать педагогическую помощь студентам нового набора
- владеть приемами адаптации.
Основные понятия темы: адаптация, виды адаптации, педагогическое сотрудничество.
План проведения занятия
I Вводное слово методиста. Беседа со слушателями ШНП
Уважаемые коллеги! Сегодня наше занятие посвящено проблемам адаптации студентов нового набора и необходимости оказания им педагогической помощи.
· Что означает термин «адаптация»?
· Приходилось ли вам адаптироваться к новым условиям?
· С какими проблемами вы сталкивались?
· Процесс адаптации протекает легче у подростков или взрослых людей?
· С какими проблемами адаптации сталкиваются студенты нового набора?
· Как можно помочь студентам быстрее адаптироваться в колледже?
Адаптация - (от средневекового лат. adaptatio - приспособление) - совокупность морфофизиологических, поведенческих и других особенностей, выработка приспособлений.
Как известно, пусковым механизмом процесса адаптации человека является смена окружающей его среды. Процесс адаптации имеет место тогда, когда обычное, привычное поведение вообще или мало эффективно и необходимо преодоление затруднений, связанных именно с новизной условий. Именно с такими затруднениями, связанными с новизной условий, сталкивается бывший школьник при поступлении в колледж. Поэтому процесс адаптации к обучению в колледже можно рассматривать как явление, имеющее множество аспектов. Адаптация студентов – сложное явление, связанное с перестройкой стереотипов поведения, а часто и личности. У некоторых этот процесс заканчивается неблагополучно, о чем свидетельствует отсев студентов в первые семестры обучения. Часто за этим явлением стоит недостаточная гибкость адаптационных систем человека.
Вид адаптации Основные направления
деятельности студентов
К условиям учебной деятельности
Приспособление к новым
формам преподавания,
контроля и усвоения знаний, к
иному режиму труда
и отдыха, самостоятельному
образу жизни
К группе Включение в коллектив
сокурсников, усвоение его
правил, традиций
К будущей профессии Усвоение
профессиональных знаний,
умений и навыков, качеств.
В реальной жизни эти аспекты неразрывно связаны между собой.
Педагогическое управление процессом адаптации предполагает:
1. Информирование студентов о трудностях адаптационного периода и способах их преодоления;
2. Формирование у студентов стремления к оптимальной адаптации, перестройке поведения, совершенствованию своей личности в соответствии с новыми вузовскими требованиями, т.е. активизация самовоспитания;
3. Помощь студентам в организации самовоспитания.
Основные направления комплексной системы организационно-педагогических мер:
· проведение работы по ознакомлению студентов с особенностями учебно-воспитательного процесса в колледже, профессиональному ориентированию;
· ознакомление с социально-демографическими характеристиками студентов, изучение черт характера, уровня знаний и общественной активности;
· изучение формирующейся системы межличностных отношений;
· развитие у первокурсников недостающих организаторских умений и навыков;
· оказание помощи в научной организации труда студентов;
· оказание помощи студентам в организации самовоспитания.
Одной из эффективных форм управления адаптационным процессом является кураторство. Ему необходимо главное внимание уделить активному ознакомлению студентов с требованиями, предъявляемыми профессией к личности специалиста. Представляется также необходимым развитие познавательного интереса к научным и профессиональным требованиям через организацию внеучебной деятельности студентов – основной формы работы куратора.
От куратора группы во многом зависит успешность адаптации первокурсников к новой социальной среде, налаживание деловых и личных контактов между членами группы. Успех деятельности куратора группы 1-го курса во многом зависит от четкого осмысления и определения основных направлений, от оптимального выбора форм и методов воспитания, значительно повышающих эффективность управления адаптационным процессом первокурсников к учебному заведению.
Основными задачами куратора на начальном этапе формирования профессиональных интересов являются:
- выявление у студентов мотивов поступления в данной учебное заведение, степени понимания специфики и характера получаемой профессии;
- определение степени сознательности выбора учебного заведения и профессии, диагностика данных, которые могут и должны быть развиты в процессе подготовки будущих специалистов.
Авторы многих исследований показывают, что у студентов имеется определенная потребность в самообразовании, но уровни этой потребности различны. Задача куратора состоит в том, чтобы создать условия для ее удовлетворения, сформировать побудительные мотивы к самообразованию у каждого студента, оказать необходимую помощь. Мера помощи должна быть строго определена индивидуальными особенностями и возможностями студента.
II Тренинг психолога
Далее с вами будет работать педагог – психолог колледжа, которая расскажет, как грамотно оказать педагогическую помощь студентам нового набора и проведет тренинг.
1. Что такое адаптация?
2. Какие виды адаптации Вы знаете?
3. Что предполагает педагогическое управление процессом адаптации?
4. Назовите основные направления комплексной системы организационно-педагогических мер.
5. Какое значение имеет деятельность куратора для успешности процесса адаптации.
Материал может использоваться не только методистами. Но и начинающими преподавателями.