Найти тему
Божий одуванчик

Школа начинающего преподавателя» (ШНП) - зря потраченное время или необходимость? Сборник занятий в ШНП

Как считаете, насколько начинающим преподавателям, необходимо пройти через «Школу начинающего преподавателя» (ШНП)? Я уверена, что это необходимо не только молодым педагогам, но и опытным, перешедшим в другую образовательную организацию, им надо тоже адаптироваться, узнать правила, устои этой организации, требования к оформлению документов.

Предлагаю вашему вниманию методический материал для проведения занятий в «Школе начинающего преподавателя», который предназначен в первую очередь методистам колледжей (училищ).

Данный комплект материалов представлен методическими сообщениями и раздаточным материалом по 14 темам, связанными с основами педагогики и методики преподавания.

Данный материал позволяет логично, доступно и на современном научном уровне изложить информацию, необходимую для работы молодых преподавателей. Работа включает в себя 14 занятий на следующие темы:

Педагогическая помощь студентам нового набора. Проблемы адаптации

Правила ведения и оформления журнала

Комплексное учебно - методическое обеспечение

Оформление планов и отчетов

Планирование занятий

Технологическая карта

Методы, приемы и средства обучения

Учет и контроль знаний, умений и навыков студентов

Организация и виды самостоятельной работы студентов

Урок

Анализ и самоанализ занятия

Формы повышения педагогического мастерства преподавателя

Аттестация преподавателей как одна из форм повышения квалификации

Подведение итогов работы «Школы начинающего преподавателя».

Поскольку это Школа, то должны быть контролирующие материалы и домашнее задание.

Занятие на тему «Педагогическая помощь студентам нового набора. Проблемы адаптации»

Цели: преподаватели будут

знать

  • основные проблемы адаптации студентов нового набора

уметь

  • оказывать педагогическую помощь студентам нового набора
  • владеть приемами адаптации.

Основные понятия темы: адаптация, виды адаптации, педагогическое сотрудничество.

План проведения занятия

I Вводное слово методиста. Беседа со слушателями ШНП

Уважаемые коллеги! Сегодня наше занятие посвящено проблемам адаптации студентов нового набора и необходимости оказания им педагогической помощи.

· Что означает термин «адаптация»?

· Приходилось ли вам адаптироваться к новым условиям?

· С какими проблемами вы сталкивались?

· Процесс адаптации протекает легче у подростков или взрослых людей?

· С какими проблемами адаптации сталкиваются студенты нового набора?

· Как можно помочь студентам быстрее адаптироваться в колледже?

Адаптация - (от средневекового лат. adaptatio - приспособление) - совокупность морфофизиологических, поведенческих и других особенностей, выработка приспособлений.

Как известно, пусковым механизмом процесса адаптации человека является смена окружающей его среды. Процесс адаптации имеет место тогда, когда обычное, привычное поведение вообще или мало эффективно и необходимо преодоление затруднений, связанных именно с новизной условий. Именно с такими затруднениями, связанными с новизной условий, сталкивается бывший школьник при поступлении в колледж. Поэтому процесс адаптации к обучению в колледже можно рассматривать как явление, имеющее множество аспектов. Адаптация студентов – сложное явление, связанное с перестройкой стереотипов поведения, а часто и личности. У некоторых этот процесс заканчивается неблагополучно, о чем свидетельствует отсев студентов в первые семестры обучения. Часто за этим явлением стоит недостаточная гибкость адаптационных систем человека.

Вид адаптации Основные направления
деятельности студентов

К условиям учебной деятельности
Приспособление к новым
формам преподавания,
контроля и усвоения знаний, к
иному режиму труда
и отдыха, самостоятельному
образу жизни

К группе Включение в коллектив
сокурсников, усвоение его
правил, традиций

К будущей профессии Усвоение
профессиональных знаний,
умений и навыков, качеств.

В реальной жизни эти аспекты неразрывно связаны между собой.

Педагогическое управление процессом адаптации предполагает:

1. Информирование студентов о трудностях адаптационного периода и способах их преодоления;

2. Формирование у студентов стремления к оптимальной адаптации, перестройке поведения, совершенствованию своей личности в соответствии с новыми вузовскими требованиями, т.е. активизация самовоспитания;

3. Помощь студентам в организации самовоспитания.

Основные направления комплексной системы организационно-педагогических мер:

· проведение работы по ознакомлению студентов с особенностями учебно-воспитательного процесса в колледже, профессиональному ориентированию;

· ознакомление с социально-демографическими характеристиками студентов, изучение черт характера, уровня знаний и общественной активности;

· изучение формирующейся системы межличностных отношений;

· развитие у первокурсников недостающих организаторских умений и навыков;

· оказание помощи в научной организации труда студентов;

· оказание помощи студентам в организации самовоспитания.

Одной из эффективных форм управления адаптационным процессом является кураторство. Ему необходимо главное внимание уделить активному ознакомлению студентов с требованиями, предъявляемыми профессией к личности специалиста. Представляется также необходимым развитие познавательного интереса к научным и профессиональным требованиям через организацию внеучебной деятельности студентов – основной формы работы куратора.

От куратора группы во многом зависит успешность адаптации первокурсников к новой социальной среде, налаживание деловых и личных контактов между членами группы. Успех деятельности куратора группы 1-го курса во многом зависит от четкого осмысления и определения основных направлений, от оптимального выбора форм и методов воспитания, значительно повышающих эффективность управления адаптационным процессом первокурсников к учебному заведению.

Основными задачами куратора на начальном этапе формирования профессиональных интересов являются:

- выявление у студентов мотивов поступления в данной учебное заведение, степени понимания специфики и характера получаемой профессии;

- определение степени сознательности выбора учебного заведения и профессии, диагностика данных, которые могут и должны быть развиты в процессе подготовки будущих специалистов.

Авторы многих исследований показывают, что у студентов имеется определенная потребность в самообразовании, но уровни этой потребности различны. Задача куратора состоит в том, чтобы создать условия для ее удовлетворения, сформировать побудительные мотивы к самообразованию у каждого студента, оказать необходимую помощь. Мера помощи должна быть строго определена индивидуальными особенностями и возможностями студента.

II Тренинг психолога

Далее с вами будет работать педагог – психолог колледжа, которая расскажет, как грамотно оказать педагогическую помощь студентам нового набора и проведет тренинг.

1. Что такое адаптация?

2. Какие виды адаптации Вы знаете?

3. Что предполагает педагогическое управление процессом адаптации?

4. Назовите основные направления комплексной системы организационно-педагогических мер.

5. Какое значение имеет деятельность куратора для успешности процесса адаптации.

Материал может использоваться не только методистами. Но и начинающими преподавателями.

При использовании материла, ссылка на канал ОБЯЗАТЕЛЬНА!