25 лет назад натовская авиация продемонстрировала всему миру, что на деле означает "гуманитарная интервенция". А Запад получил мощную оплеуху от России в виде "Петли Примакова". Именно этот день 24 марта 1999 года стал поворотным для многих стран. Началась бомбардировка Югославии...
В современном мире при анализе любого военного конфликта наибольшее количество споров вызывают данные о потерях в живой силе и технике. Каждый из участников военного противостояния заинтересован в том, чтобы преуменьшить свои потери и преувеличить потери врага. Не является исключением и нападение войск Североатлантического альянса на Югославию. Объективный анализ ситуации позволяет с уверенностью сказать, что сообщения западных СМИ о минимальных потерях со стороны НАТО мало соответствуют истине, это откровенный вымысел и дезинформация.
При внимательном рассмотрении силовой балансировки во время операции Североатлантического альянса в Югославии, получившей название "Союзническая сила", сразу же бросается в глаза очевидный дисбаланс. Согласно статистике, на момент начала войны во всей Югославии проживало меньше людей, чем в одном Нью-Йорке. Вызывает удивление, как эта небольшая страна могла противостоять военной машине НАТО в течение долгого времени. И всё же стоит признать, что Югославия смогла это сделать.
Конфликт длился довольно продолжительное время, и естественно будет предположить, что большие потери были с обеих сторон. Однако западные источники заявляли о минимальных потерях натовских войск в живой силе и технике.
На самом деле картина выглядела иначе.
Позорная тайна НАТО
Операция "Союзническая сила" против Югославии началась вечером 24 марта 1999 года. Авиация Североатлантического альянса нанесла удары по югославским городам Белград, Подгорица, Приштина и другим крупным населённым пунктам.
К началу боевых действий в югославских ВВС насчитывалось 238 самолётов. Основу их составляли самолёты собственного производства: штурмовики SOKO G-2 (60 шт.), SOKO G-4 (25 шт.), истребители-бомбардировщики J-22 (48 шт.). Также у них на вооружении стояли истребители производства СССР: МиГ-29 (16 шт.) и МиГ-21 (82 шт.). Кроме того, у югославов было 56 вертолётов различных типов.
Группировка Североатлантического альянса к началу операции составляла 344 самолёта, а к моменту её окончания (10 июня 1999) в ней насчитывался уже 1031 самолёт.
Налицо абсолютное превосходство Североатлантического альянса в воздухе. Однако такое соотношение сил не заставило югославов пасть духом. Им удалось изрядно потрепать нервы натовцам. Уже в первый день силы ПВО Югославии отправили в "вечный полёт" три вражеских самолёта: два F-16С Военно-воздушных сил США и один Tornado Германии.
Но не менее эффективно действовали и лётчики ВВС Югославии. Причём они не только защищали небо над родной страной, но и наносили удары по территории противника. Так, 18 апреля 1999 года группа в составе шести J-22, одного SOKO G-4, которых прикрывали два МиГ-21, атаковали базу НАТО на территории Боснии. В результате были уничтожены 17 самолётов, три вертолёта и около 50 человек личного состава.
Этим дело не ограничилось. Через восемь дней, 26 апреля, четыре югославских SOKO G-4 совершили налёт на базу "Ринас", расположенную в Албании рядом со столицей страны Тираной. В ходе воздушной атаки было повреждено и уничтожено девять вертолётов AH-64 "Apache" и 40 солдат армии США. При этом ни один из югославских самолётов, принимавших участие в налёте, не пострадал. Это поистине впечатляющий результат, если учесть, что после предыдущей атаки 18 апреля ПВО Североатлантического альянса были настороже.
"Забытые" потери Альянса
Отлично показали себя в деле и советские МиГ-21. Лётчики, управлявшие этими истребителями, сбили несколько F-16 ВВС США и Голландии.
Документально подтверждённые потери НАТО составляют 31 самолёт, 14 вертолётов. В их числе три F-117 Nighthawk, по одному стратегическому бомбардировщику B-2 Spirit и B-52 Stratofortress, один самолёт ДРЛО E-3 Sentry. Не берём в расчёты беспилотники и крылатые ракеты. Сюда также не включаются самолёты и вертолёты, которые упали вне территории Югославии.
Достоверность этих данных подтверждается информацией наших военных, опубликованной в открытых источниках. Примерно такие же данные называют и китайские военные специалисты. Отметим, что при крушении самолёта практически никто из пилотов не выживал.
О том, что Североатлантический альянс, мягко говоря, сильно преуменьшает свои потери, может свидетельствовать тот факт, что с информацией о трёх английских бомбардировщиках, сбитых югославами, согласился в своё время даже бывший министр обороны Великобритании Джордж Робертсон. Однако позднее, когда подводились итоги войны, об этих самолётах благополучно "забыли". О скольких ещё аналогичных потерях "забыли" в НАТО, сказать трудно.
При соотнесении сил и средств с полученными результатами приходишь к выводу, что военная авантюра НАТО фактически провалилась. Одни только американцы тратили на ведение боевых действий более миллиарда долларов в день. Но как потом оказалось, высокоточное оружие расходовалось на уничтожение фанерных танков и самолётов.
"Петля Примакова"
Знаменитый разворот над Атлантикой, как полагают политические аналитики, стал мощной пощёчиной НАТО и фактически вернул Россию на мировую арену.
Напомним, премьер-министр России Евгений Примаков направлялся с визитом в США. Пролетая над Атлантикой он узнал о начале бомбардировки Югославии союзными силами НАТО. Тогда-то и случилась та самая легендарная "Петля Примакова" - премьер приказал лётчикам развернуть правительственный самолёт прямо над океаном и возвращаться в Москву.
Россия изначально осудила военную операцию НАТО в отношении Югославии, расценивая данный акт как грубейшее нарушение норм международного права. По словам Евгения Примакова, это был "не просто агрессивный удар по какой-то стране... Это удар по всему миропорядку, который установился после Второй мировой войны".
"Гуманитарная интервенция"
Официальный представитель МИД России Мария Захарова напомнила о том, что 25 лет назад натовская авиация продемонстрировала всему миру, что на деле означает "гуманитарная интервенция". Дипломат напомнила также, что военная операция США и НАТО в отношении Белграда была предпринята без одобрения Совета Безопасности ООН, под предлогом голословных обвинений властей Союзной Республики Югославия в проведении "этнических чисток" в косовской автономии, якобы спровоцировавших в регионе гуманитарную катастрофу.
Именно этот термин использовался руководством США и НАТО для нанесения ракетно-бомбовых ударов по военным и гражданским объектам Союзной Республики Югославия, руководство которой в целях сохранения единства страны было вынуждено вести вооружённую борьбу с сепаратистами, - отметила дипломат. - За 11 недель, начиная с 24 марта 1999 года, по суверенной европейской республике было выпущено 3 тысячи крылатых ракет, сброшено 80 тысяч тонн авиационных бомб, включая кассетные снаряды и боеприпасы с обеднённым ураном (которые сейчас применяются уже в нашем регионе).
Отметим, что по оценкам сербских властей, за время варварских бомбардировок НАТО погибли порядка 2,5 тысячи человек, включая 89 детей. Ранения получили 12,5 тысячи жителей республики. Было разрушено 1500 населённых пунктов. Материальный ущерб, по некоторым данным, оценивается в сумму от 30 до 100 миллиардов долларов.
При чём тут СВО?
Сербский политолог Стеван Гайич в интервью Царьграду отметил, что в Сербии, по его мнению, "сейчас более злы на НАТО, чем даже в разгар бомбардировки".
У нас есть, я бы сказал, посттравматический синдром. Самое интересно, что чем моложе поколение, то тем более антизападно они ориентированы. Антизападно именно в политическом смысле, - пояснил он. - Так что сербы не то, что не забывали, но я думаю, что культура памяти у нас только возрастает по поводу нелегальной агрессии, которая произошла против нас 25 лет назад. Причём она произошла и раньше: 30 лет назад нас НАТО бомбил. Напоминаю, что 1995 году в Боснии и Герцеговине НАТО бомбил Республику Сербскую.
Стеван Гайич прямо говорит о том, что "сербы воюют с НАТО".
У сербов чёткое понимание, что война на территории бывшей Украинской ССР - это не война с украинцами, сербы понимают, что это имеет компоненту русско-русской гражданской войны. По сути, это война Православия и антихристианства, которое представляет сейчас собой коллективный Запад, - подчеркнул собеседник "Первого русского". - Что Россия, на самом деле, сражается за весь мир, который хочет свободы от гегемонии. Даже трудно сказать, западной гегемонии, хотя, безусловно, она ей является, потому что и сами народы Запада являются первыми жертвами своих же элит, которые их загнали в тупик. Так что Сербия понимает, что эта война имеет в каком-то смысле и сакральный характер. И что так же как мы сражаясь на наших рубежах, сражались и за Россию, что сейчас Россия сражается за нас. И что Сербия участвует не в какой-то чужой войне, а в нашей войне. И именно так огромное подавляющее большинство и видит войну, которая с 2014 года происходит на востоке Европы, именно как свою войну. Я бы добавил, как свою освободительную войну.
________________
Промо:
Создали новый канал в Дзене, где рассказываем правду о мигрантах. Не просто говорим о проблеме, но предлагаем пути её решения.