Предлагаем вашему вниманию статью, опубликованную в сентябре 2022 года, но очень актуальную и на сегодняшний день. Описанная здесь программа комплекса «КУБ» значительно опередила свое время, продолжает оставаться современной и актуальной, при том, что разрабатывалась и опробировалась в 2004-2017 годах.
КОМПЛЕКС УНИВЕРСАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ (КУБ) с использованием отечественных методик (Академии «Искусство побеждать» Алексея Ч. - позывной «Алмаз»)
► Что это такое?
Комплекс универсальной безопасности (КУБ) - это комплекс мер, направленных на распознавание опасных событий (криминальных, террористических, техногенных и пр.), противодействие им, а также минимизацию возможных негативных последствий этих событий.
Реализуется с целью уменьшения вероятности попадания граждан в неблагоприятные ситуации, а при невозможности избежать их - КУБ содержит комплекс рекомендуемых действий, способствующих снижению негативного эффекта от данных происшествий. КУБ - это система навыков, которой необходимо овладеть каждому гражданину страны в его же собственных интересах.
► Почему этот комплекс актуален именно сейчас?
Навыки КУБ необходимы каждому гражданину в любое время, так как от криминальных нападений, ДТП, терактов, чрезвычайных происшествий никто и никогда не застрахован. А особенно в период, когда наша страна проводит СВО на территории Украины, когда объединенными силами Запада объявлена война России, когда внутри страны существует большая группа лиц, проявляющих антироссийские настроения, и через государственную границу проникают враги нашего государства (и даже ДРГ противника) - повышается риск совершения терактов, растет криминальная угроза. Также велик риск, что мирные города нашей страны станут целью для каких-либо ударов (артиллерийские и ракетные обстрелы, закладывание взрывных устройств, атаки беспилотных летательных аппаратов, акции «масс-шутинга», разбрасывание мин "Лепесток", авиационные налеты и т.д.). С этим уже сталкиваются и на освобожденных территориях, и в приграничных районах нашей страны. И нет гарантий, что такого не случится в глубине нашей Родины, далеко от линии фронта. В этой обстановке возникла необходимость каждому гражданину проявлять активную бдительность, чтобы сберечь себя, своих близких, своих сограждан, помогать правоохранительным органам в предотвращении преступлений, терактов, действий вражеских артиллерийских наводчиков, огневых ударов врага, а также знать, как действовать, если таковые все же произошли.
Уже имели место случаи, когда мирному населению подбрасывались не только листовки, но и опасные предметы (иголки, лезвия) в различные бытовые изделия. И никто не даст гарантию, что враг не разбросает мягкие игрушки со взрывчаткой около детского сада или младшей школы. Все ли взрослые помнят, что такие "бесхозные" предметы брать в руки опасно? А учим ли мы этому своих детей? Террористы обычно используют слабых жертв, уязвимых (вспомните Беслан) - а значит, что школы, детские сады находятся в зоне особого риска.
Кажется, уже мало кто помнит про взрывы домов в разных городах страны (когда за день до этого в подвалы грузили непонятные мешки), почти никто не обращает внимание на оставленный чемодан в вагоне метро. Много ли людей "найдет время", чтобы сообщить номер вагона и описание такого предмета полицейскому на станции? Да и сколько вообще человек обратит внимание на бесхозную вещь, если все безотрывно "сидят" в телефонах и не контролируют обстановку вокруг? За последние годы было проведено множество экспериментов, когда на улице размещалась коробка с проводами и надписью "Бомба" или кричащего ребенка затаскивал в машину крупный мужчина - как мало наших сограждан реагировало и вмешивалось. Еще один показательный пример - непосредственно перед актом "масс-шутинга" в казанской школе (2021 год) террорист прошел несколько городских кварталов с ружьем наперевес, но ни один из граждан, встреченных им на пути, не уведомил об этом полицию. А ведь теракты с использованием стрелкового оружия давно перестали быть редкостью в мире, и, к сожалению, они периодически происходят и в нашей стране.
Если каждый гражданин России будет жить только для себя, если будет целиком "в себе" и в своем телефоне, если люди не будут замечать того, что происходит вокруг, не будут думать в том числе о других - то вся наша страна и ее население в огромной опасности. Потому что в сложный период нация может выжить только сплотившись. Так, чтобы каждый вносил свою лепту, не надеялся на других, а сам предпринимал решительные действия для обеспечения личной и коллективной безопасности. Только старательно и сообща работая для достижения общей цели жителям России удастся пройти через этот сложный период, выжить и вписать очередную победу в историю нашей страны.
► Для кого предназначен КУБ?
Каждому гражданину страны (от 5 лет и до преклонного возраста) желательно владеть навыками КУБ. Набор тем и упражнений адаптируется под возраст человека, поэтому обучение КУБ лучше начинать с ранних лет, чтобы навыки лучше усваивались, закреплялись и развивались в течение всей жизни.
► Какие темы изучает?
- Основы действий и эвакуации при пожаре, а также после взрыва, землетрясения, обрушения строений или при других ЧС.
- Как спастись в "масс-шутинге" (в школе, ТЦ, в местах массового скопления людей).
- Как действовать при попадании под артиллерийский обстрел или авиационный налет (куда прятаться, взаимодействие с окружающими, контроль обстановки и т.д.). Использование укрытий, убежищ, архитектуры и интерьеров зданий, бомбоубежищ и коммуникаций.
- Как заметить и обойти взрывные устройства, противопехотные мины (в том числе "Лепесток"), "растяжки", вызов соответствующих служб и действия до их прибытия.
- "Тревожный чемоданчик", аптечка (домашняя, повседневная, туристическая, боевая), набор вещей первой необходимости для гражданских лиц.
- Базовые правила безопасности в случае неприятного/непонятного развития событий (как вызывать экстренные службы, как сообщить о происшествии, своем местонахождении, о подозрительных людях, предметах и т.п., сообщить родственникам).
- Развитие внимания, наблюдательности, памяти, бдительности (запоминание лиц, номеров автомашин, людей, запоминание номеров телефонов родных и т.д.).
- Первая доврачебная помощь и прикладная медицина.
- Противопожарная безопасность.
- Общие правила личной безопасности гражданских лиц в военный период: бдительность (должна увеличиваться кратно), взаимопомощь, профайлинг, действия при обнаружении необычных предметов (мягкие игрушки, коробки, необычные автомобили и т.д.), действия при обнаружении подозрительных лиц и тому подобное.
- Действия гражданских лиц при введении чрезвычайного положения и в случае попадания в зону боевых действий: как одеваться, как себя вести, как выходить из зоны БД, что с собой брать и т.д.
- Как действовать при атаке химическим оружием. Радиоактивное заражение местности, действия при ядерном взрыве. Индивидуальные средства РХБЗ.
- Основные правила, как выжить, если вас захватили в заложники.
- Как выбирать безопасные маршруты передвижения по городу, безопасную одежду.
- Собственно профайлинг. Поиск и идентификация подозрительных лиц по определенным признакам.
- Как выбирать наиболее безопасные места в кафе, в транспорте, в зрительном зале, в местах массового скопления людей и т.д.
- Грамотное поведение в толпе.
- Безопасность жилища, безопасность автомобиля.
- Самооборона с подручными средствами.
- Умение постоянно оценивать окружающую обстановку.
- Работа с картами, навигаторами. Основы топографии.
- Как безопасно передвигаться по городу. Виктимное и невиктимное поведение.
- Составление словесных описаний.
- Основы эффективного общения. Психология общения и психология конфликта.
- Как заметить признаки готовящегося преступления (признаки вскрытия входных дверей, чердачных и подвальных помещений, слежку, нанесение на здания знаков и символов, появление подозрительных лиц и автомобилей, сумок, контейнеров и пр.).
- Защита от агрессивных собак.
- Обучение самостраховке - важная часть личной безопасности: умение правильно и безопасно падать с разных высот на любой поверхности (асфальт, лед, лестница, грунт, каменистый склон и т.п.).
- Изучение с детьми и взрослыми правил безопасности (с обязательным моделированием):
- как заходить в подъезд, лифт,
- как вести себя в школе, в торговом центре, в кафе,
- что делать, если другой человек приглашает уйти или уехать с ним,
- как уберечься от затягивания в машину,
- как садиться в такси,
- как вести себя дома (как не открывать дверь незнакомому, как проверить человека, представившегося сотрудником полиции, сантехником, электриком и т.п. — рекомендации для детей и взрослых),
- и тому подобные навыки.
- Информационная безопасность.
- Информационная гигиена. Реакция на звонки, угрозы, телефонный терроризм.
- Основы выживания в экстремальных условиях и условиях дикой природы.
- Базовые знания о внешнем виде и характеристиках вооружений и военной техники (отечественной и зарубежной).
- Управление БПЛА, как защититься от налета БПЛА противника.
- Алгоритмы действий при землетрясениях, наводнениях, лесных пожарах и других стихийных бедствиях, массированных возгораниях в городе, артиллерийских и авиационных налетах и начале боевых действий.
Отмечу, что описанный выше комплекс знаний является частью системы "Комплексная прикладная спецподготовка" КПС (автор-разработчик Алексей Сергеевич Ч. — позывной «Алмаз»). Развитием этой системы более двадцати лет занимается автор и его Академия комплексной прикладной спецподготовки (АКПС) "Искусство побеждать". КПС — авторская система подготовки, состоящая более чем из 50-ти учебных дисциплин, изначально она именовалась «Прикладной стрельбой» (в 2000-х годах) и преподавалась «за закрытыми дверями». Как раз под названием Прикладная стрельба система и известная многим посвященным. Часть учебной программы по предмету Личной безопасности КПС положена в основу комплекса КУБ. В занятия входит и теория, и практические отработки по каждой теме. Комплекс предназначен и адаптирован для граждан нашей страны различного возраста (от 5 до 70 лет).
Примечание. Сравнение комплекса КУБ с программой средней школы показало, что даже совпадающие темы из материалов лучших учебников ОБЖ (и НВП) актуальны в среднем на 30% и требуют существенного дополнения. В сравнительном анализе использовались учебники из Федерального перечня учебников. При этом наиболее важные в настоящий момент темы в данных учебниках совсем не раскрыты (а это треть тем КУБ) или раскрыты на 2-5%.
Почти во всех темах программы ОБЖ имеются только теоретические выкладки (нет или мало практических задач для отработки, в отличие от КУБ). Большинство тем, освещаемых в ОБЖ, актуально на 15%, единичные темы раскрыты на 50-80%. Актуальность среднестатистической школьной программы ОБЖ оценивается на 15-20%.
Методика, применяемая нашей Академией позволяет донести эту информацию и отработать базовые навыки с детьми в игровой форме, а со взрослыми — в форме мастер-классов и моделирования реальных ситуаций.
________________________
Данный комплекс получил высокую оценку, а современный вариант его названия «КУБ» (а также несколько тем из набора) были совместно разработаны руководителем Академии (по совместительству старшим тренером сборной команды России) Алексеем Ч. (позывной «Алмаз») и крупным специалистом в области безопасности и правопорядка (известным генералом МВД России).
Ютуб: https://youtube.com/@academyKPS
Telegram: https://t.me/academy_iskusstvo_pobezhdat
ВК: https://vk.com/academy_kps
Сайт: АКПС.РФ