В эти дни Крым отмечает 10-летие возвращения в родную российскую гавань. Этим историческим актом был положен конец многим прожектам всякого рода украинских и международных хищников, имевших цель наложить лапу на богатства полуострова.
«Ритм Евразии» решил напомнить об одном из таких прожектов, когда под шум майдана украинцы продали Китаю западное побережье Тавриды. В начале января 2014 г. эксперты отмечали парадоксальное закулисье «революционной зимы» Киева 2013-2014 гг.: баррикады на Крещатике, захват мэрии, осада правительственного квартала… И все эти не сходившие с экрана в течение двух месяцев сплошные «веселые ТВ-картинки» буквально затмили готовившуюся совместными усилиями местных системных нациков В. Януковича и уже майданивших нацистов с помощью мягкой силы Пекина катастрофу Крыма.
Примечательный момент: когда толпы вооруженных майданщиков штурмовали администрацию тогдашнего президента Януковича, сам он был почетным гостем украинско-китайского бизнес-форума в Пекине. И главной фишкой этого мероприятия стал меморандум о строительстве глубоководного мегапорта в Крыму, подписанный украинской компанией «Киевгидроинвест» и китайской компанией BICIM.
По сути, тогда в Пекине подписали смертный приговор курортам западного побережья Крыма. В том числе поэтому украинские власти отказались комментировать проект. На президентском портале о меморандуме было сказано одной фразой, больше никакой информации.
Зато некоторыми подробностями поделился гендиректор «Киевгидроинвеста» Алексей Мазюк, которого крымчане называли «песочным олигархом» за то, что его компании безжалостно вычерпывали песчаное дно от Фиолента до Евпатории. Благодаря ему выяснилось, что неподалеку от бальнеологического курорта Саки китайские инвесторы собирались выкопать гигантский порт. Акваторию глубиной до 25 метров готовились рыть прямо по суше, вклинившись далеко в крымскую степь. Искусственная гавань была рассчитана на прием океанских судов с максимальной осадкой. Кроме того, для прохода кораблей готовилось строительство морского канала протяженностью 9 км. На берегу должна была появиться и цепь грузовых терминалов и главный объект – зернохранилище на 20 млн тонн.
Работы должны были начаться уже в 2014 г. Первую очередь проекта стоимостью в $3 млрд планировали завершить через 4-5 лет. Порт намечался для вывоза зерна из Крыма, где китайцам была обещана долгосрочная аренда около 160 тыс. гектаров земли для производства пшеницы и кукурузы.
Под занавес 2013 г. на заседании тогдашнего крымского правительства вице-премьер автономии Рустам Темиргалиев подтвердил, что в ходе визита украинской делегации в Пекин был подписан специальный меморандум «О привлечении китайских инвестиций в агропромышленный комплекс Крыма». То есть можно не сомневаться, что основным предназначением мегапорта планировался вывоз с Украины зерна и другой сельхозпродукции в Китай.
В пользу этого говорили и следующие обстоятельства. Тогда же, в декабре 2013 г., Китай включил Крым в свой суперпроект «Пояс Шелкового пути». Российские медиа сообщили, что Украина передает КНР часть территории Крыма для создания так называемой крымской зоны экономического развития, которую Пекин включил в «Пояс». Китайская зона в Крыму вобрала бы и Севастополь, и территорию в районе Евпатории, где готовились строить глубоководный порт.
В свою очередь, украинская УНИАН (со ссылкой на Bloomberg) передала, что бизнесмен из Китая Ван Цзин планирует инвестировать в строительство глубоководного порта в Крыму 10 млрд долларов. О том, что компания Ван Цзина объединится с украинским предприятием «Киевгидроинвест» для развития портовой и экономической зоны Крыма, журналистам в Пекине сообщил перед началом украинско-китайского бизнес-форума и вышеупомянутый гендиректор «Киевгидроинвеста» А. Мазюк.
Совместно с планами строительства глубоководной гавани в Сакском районе китайцам должны были отдать Камышовую бухту и рыбный порт Севастополя. Крымские эксперты уже тогда с тревогой отмечали, что «высосанная до остатка Таврида способна дать китайцам лишь треть от запланированного вывоза зерна. Остальное возьмут на трех миллионах гектаров в Днепропетровской, Херсонской и Кировоградской областях. Это десятая часть всех украинских угодий. Минимальный срок аренды 50 лет. Далее до бесконечности. Так, соглашение на первые 100 тысяч гектаров Днепропетровщины подписал Синьцзянский производственно-строительный корпус. Специально оговорено, что на арендованных участках будут трудиться китайские бригады. Общая численность работников корпуса составляет больше 2,5 млн человек, а сформирован он Народно-освободительной армией Китая. Похоже, те же самые «спецы по капельному орошению» собрались освоить Крым. Зерновой мегапорт – только начало. Возвращение крымских татар, неоднозначно воспринятое славянским населением, может показаться смешной игрушкой по сравнению с новым потоком трудолюбивых переселенцев».
К счастью, реализация всех этих убийственных планов киевского режима по разбазариванию земель, исторически ему не принадлежавших, была остановлена уже в самом зародыше – после возвращения Крыма в состав России.
Сергей АНДРЕЕВ