Сальваторе Романо открыл в Белгороде пиццерию спустя пару месяцев после начала СВО. По-русски он почти не говорит, поэтому о жизни итальянца в России рассказала его жена Юлия, с которой они вместе ведут бизнес.
Работа ПВО итальянца не пугает
Юлия и Сальваторе познакомились в Дубае, где вместе работали в сфере гостиничного бизнеса.
— Сальваторе был управляющим пятизвёздочными отелями, — рассказывает Юлия. — По работе его переводили из отеля в отель, так мы побывали во многих странах. До переезда в Россию жили в Таиланде, у нас там был свой отель. В пандемию нам пришлось закрыться. Три года назад мы приехали в Белгород к родственникам. Нужно было зарабатывать, и мы открыли пиццерию, взяли дом в ипотеку. Мы верим в лучшее и уезжать не планируем.
По словам Юлии, обстановка в приграничном городе мужа не пугает, как и звуки работы ПВО.
— Сальваторе в молодости был карабинером — служил в полиции. Папа у него адмирал, все военные дела ему интересны. А ещё он жил в арабских странах. Там тоже происходят вооружённые конфликты, он к этому привык.
Сама Юлия родом из Шебекино, там живут её родители. Пиццерию они с мужем хотели открывать там, но в Белгороде жизнь спокойнее.
«Пиццу пепперони в Италии не готовят»
Сальваторе делает более 30 видов пиццы, готовит пасту и десерт тирамису. Некоторые рецепты пришлось адаптировать под русский вкус.
В России любят пиццу на сливочной основе — пришлось ввести её в меню. В Италии же делают пиццу на томатной основе, и туда добавляют протёртые томаты, а не соус.
По словам Юлии, когда посетители кафе просят кетчуп или майонез, Сальваторе приходит в ужас, но со вкусами белгородцев считается.
— В Италии не готовят пиццу пепперони и гавайскую, но здесь её любят, — говорит Юлия. — Многие рецепты он придумывает сам. Белгородцам нравятся рыба и морепродукты. Пользуется спросом пицца с креветками и лососем.
В первые месяцы после открытия Сальваторе и Юлия работали в пиццерии вдвоём и без выходных.
— Потом решили взять один выходной. Но отдыхать не получалось: почти всё время уходило на разные заготовки. Взяли второй выходной, и теперь отдыхаем в понедельник и вторник, когда меньше посетителей, — говорит Юлия. — Сейчас у нас двое помощников: женщина занимается уборкой, а парень работает на кухне. С началом СВО многие из города уехали, подобрать хороших сотрудников сложно. Но мы планируем развиваться. Хотим открыть собственную доставку. Пока же нашу пиццу доставляют курьерские службы.
В России нравятся люди и борщ
Сальваторе уже освоился на новом месте и обзавёлся друзьями — он очень общительный, несмотря на то что по-русски почти не говорит.
— Привыкнуть ему было не сложно, единственное — скучает по морю, так как он родился на Сицилии, — говорит Юлия. — В России ему нравятся люди, он рад гостям, любит развлекать их своим пением. Из русской еды ему нравятся борщ и селёдка под шубой. А остальные майонезные салаты он не воспринимает и говорит, что на его вкус еда в России пресная — специй маловато, в Италии любят поострее.
Сальваторе хочет выучить русский язык. Юлия записала его на онлайн-занятия, но времени на уроки не хватает. Между собой супруги общаются на английском, который знают оба.
— Из-за языкового барьера случаются забавные истории. Например, в России его удивило слово «макароны», — говорит Юлия. — У нас оно означает все макаронные изделия. Итальянцы же называют их словом «паста», а макароны — это один из видов пасты. Там ещё есть спагетти, лингвини, их десятки.
Когда у итальянца спрашивают, не хочет ли он переехать, тот говорит, что никуда не поедет.
— Мы были в Санкт-Петербурге, и ему там очень понравилось — красивая архитектура и всюду вода, — продолжает белгородка. — Он даже намекал: может, мы сюда переедем? Но я ему рассказала, что в Питере большую часть года холодно и сыро, ему не понравится. Кстати, в Италии зимой тоже холодно, но не из-за погоды — там нет центрального отопления. Зимой в домах сыро. А в России хорошо топят, он даже жалуется, что ему дома жарко. Сейчас у нас нет времени на путешествия по России, но нам бы хотелось съездить в Крым, к морю.
«В России комфортнее жить и легче вести бизнес»
Юлия и Сальваторе успели пожить во многих странах мира и с уверенностью говорят, что Россия — отличный вариант для жизни.
— В России многие сферы развиты лучше, чем за границей. Вот у нас ругают здравоохранение, но поверьте, оно одно из лучших, — считает Юлия. — Скорую так просто там не вызвать, особенно иностранцу. У нас скорая приезжает, если у тебя высокая температура, там — нет. Банальные для россиян обезболивающие и жаропонижающие таблетки продаются по рецепту. Медпомощь дорогая. Например, Сальваторе неделю лежал в больнице в Таиланде. За капельницу мы заплатили 150 тысяч рублей.
Кроме здравоохранения, по мнению нашей героини, в России также лучше банковская система, интернет и мобильная связь. И бизнес вести легче.
— У Сальваторе в Италии была пиццерия, но она закрылась из-за высоких налогов. В России в этом плане проще, так что ни я, ни он в Италии жить не хотим. Ещё могу сказать, что у нас лучшая индустрия красоты. Российские парикмахеры, мастера маникюра, косметологи лучшие в мире. Например, у нас обрезают кутикулу во время маникюра, там — нет, и руки из-за этого выглядят неопрятно. За годы жизни за рубежом я сожгла себе все волосы. Вернувшись сюда, наконец-то привела себя в порядок.
По словам белгородки, в России больше возможностей культурно проводить время. Билеты в театр, филармонию доступные по цене.
— С Сальваторе в театр пока не ходим, пусть сначала выучит язык, — говорит Юлия. — Он любит оперу, и жаль, что у нас её нет. Надеюсь, она к нам приедет на гастроли.
В ТЕМУ
Швейцарец переехал в Россию, чтобы стать пчеловодом
Швейцарец Беньямин Форстер познакомился с русскими людьми и впервые побывал у них в гостях в 90-х. Он много раз приезжал в Россию, принял православие и решил переехать из Швейцарии в Переславль-Залесский. Здесь он завёл пасеку, построил дом и организовал школу пчеловодства.
Мужчина говорит, что Швейцария хоть и красивая, но в Россию он приехал за свободой — здесь он может и пчёл завести, и свинью, а в Швейцарии на всё нужно разрешение.
По его словам, из-за дорогой недвижимости почти 80% жителей его страны приходится снимать жильё. А в России у него есть и дом, и земля.
КСТАТИ
- 15,4 млн иностранцев посетили Россию в 2023 году, по данным Погранслужбы ФСБ РФ. Из них 670 тысяч приезжали с целью туризма.