Фильм “Рождённый четвёртого июля” 1989 г. Военная драма, биография. Экранизация одноимённой книги американского морского пехотинца, ветерана Вьетнамской войны, ставшего известным антивоенным активистом Рона Ковика, поставленная знаменитым (и очень уважаемым мной) режиссёром Оливером Стоуном (“Лицо со шрамом” с Аль Пачино, “Взвод”). А поскольку книжный первоисточник я не читал, то буду оценивать экранизацию как самостоятельное произведение. Давно я ходил у этой картины “вокруг да около” как говориться, и раз решил освежить знания о Вьетнамской войне (заодно узнав и новые факты), то данная картина стала некоторым подспорьем, да ещё в главной роли тут снялся Том Круз (пока окончательно не пропал в серии картин “Миссия Невыполнима”). И посмотря её был приятно удивлён, поскольку увидел отличную историческую, военную и биографическую драму в лучших традициях данного жанра. Можно даже сказать, что я посмотрел шедевр. И вот вам краткое мнение – Шедевральная антивоенная драма Оливера Стоуна. В картине нашлись как достоинства, так и недостатки (немногочисленные). А на этом следует закончить столь важное вступление и перейти к интересному.
Итак, достоинства:
1. Сценарий – картина нам расскажет и покажет историю жизни обычного американца из набожной католической семьи Рона Ковика, который родился в день независимости США, и до Вьетнама был, как и тысячи других молодых американцев – искренним патриотом своей страны, который верил американскому правительству, верил пропаганде о якобы “злых коммунистах”, и который, потупив в корпус морской пехоты – отправился во Вьетнам “защищать свободный мир от коммунизма”. Там и наступило прозрение. Именно во Вьетнаме он столкнулся с суровой правдой, и вернувшись домой калекой увидел, что все его идеалы – лишь враньё. Немногочисленные друзья и сослуживцы помогают понять Рону, что в этой ситуации остаётся только бороться за вывод американских войск из Вьетнама, тем самым присоединившись к прогрессивной антивоенной общественности, которая вот уже несколько лет борется с лживым правительством, устраивая демонстрации, собрания, пикеты, хотя полиция их за это разгоняет и избивает. Нам покажут путь становления Рона из патриота, у которого голова забита пропагандой, в антивоенного активиста, который борется против правительства, стремясь сохранить жизни и психику тысячам молодых американцев. В диалогах звучат очень мудрые мысли. Пафос присутствует только в первой половине картины, а потом практически сведён к нулю. Финал заставляет радоваться за Рона, который смог пересилить своё отчаяние и невероятную злость, и стать путеводной звездой для многих людей.
2. Атмосфера – картина затрагивает период с пятидесятых до середины семидесятых годов прошлого века. Знаменитая музыка, конфликт поколений, холодная война между двумя сверхдержавами, американская пропаганда и суровая правда войны во Вьетнаме, в которой звёздные полосатики не воевали в полном смысле слова, а просто зверствовали над бедными вьетнамцами, причём так, как зверствовали фашисты в годы Великой Отечественной войны (для американцев вьетнамцы были “индейцами”, дикарями, с которыми можно делать всякое). Великолепная музыка Джона Уильямса только усиливает данную атмосферу.
3. Рон Ковик – сам главный герой является ещё одним достоинством данной картины, который вызывает симпатию, хотя и не с самого начала (как было у меня, например). Его играет знаменитый Том Круз, который так хорошо воплотил образ Рона, что последний ему даже подарил одну из своих военных наград за Вьетнам. Да, нам покажут не всю жизнь Рона, но акцентируют внимание на самых важных отрезках, в которые герой начал меняться и осознавать многие вещи, о которых раньше вообще не задумывался. Да, в картине от часто грубо ругается, да, показаны некоторые физиологические процессы, но всё это не отталкивает (как в большинстве картин, особенно в новых русских), а скорее придаёт красок герою. Эмоции Рона на экране выглядели искренними, и тут заслуга Тома.
Итак, недостатки:
1. Эпизод во Вьетнаме – никто бы не стал вызывать медицинскую помощь раненым вьетнамцам. Это был нонсенс. Даже если этот эпизод полностью взят из книги Рона, он маловероятен. Как уже было сказано – вьетнамцы не считались людьми в глазах и представлении американцев. Никто бы их спасать не стал (в итоге их и не стали).
2. История с подругой детства Донной – она после определённого момента просто пропадает из повествования, как будто она тут вообще не важна. Это странно, учитывая, как нам акцентировали внимание на ней и её симпатию к Рону до этого.
На момент написания данного отзыва Рон Ковик жив и продолжает свою общественную деятельность. Дай Бог ему здоровья и сил в этом нужном деле. Ведь пока существует капитализм, готовый отправлять детей бедняков и среднего класса на убой во все точки земного шара ради извлечения прибыли из войны, то будут актуальны и такие люди как Рон Ковик, которые борются против этой бездушной машины во имя человечества. И данная картина будет актуальна. Данная работа получила две премии “Оскар” (и обе абсолютно заслуженные), а ещё было шесть номинаций и тоже все заслуженные.
Помниться, в комментариях встречал такую вот заметку: “Этот фильм надо проходить в школе”. И знаете – я полностью согласен с этим. Это нужно изучать и разбирать в школе, дабы порастающее поколение знало заранее к чему приводит капитализм и могло думать. Оливеру Стоуну остаётся только аплодировать за такую отличную работу. А для большей атмосферу крайне рекомендую смотреть картину на английском языке с русскими субтитрами (мною было сделано именно так).
Моя оценка 10 из 10 и моя рекомендация к просмотру! Даже несмотря на неточности и вольности с биографией Рона Ковика.
- Спасибо за ваше время. Если понравился отзыв - ставьте нравку, https://zen.yandex.ru/id/5e4e814be977e25b8eec27e6 - подписывайтесь на канал, читайте другие мои отзывы.
- Отписываясь, вы разрываете автору сердце, не надо так!
- Комментируйте, поправляйте, советуйте хорошие фильмы. Счастья вам и здоровья!