— Всего хорошего !, — окошко со стуком закрылось. Карина забрала вещи, прошла через серый, унылый вестибюль, и толкнула дверь наружу. Ветер бросил под ноги пожелтевшие листья, промчался мимо, швырнув дорожной пылью в окна больницы. Она побрела вперёд, по пустым улицам, не зная и не думая, куда идёт.
— Скажите, как вы выбрались из здания ?, — этот человек был толст, неопрятен, противен. Он совал микрофон прямо под нос прокуренной, ярко накрашенной женщине, смотревшей в телекамеру. Она задумчиво подбирала слова. Невдалеке стояла кучка зевак. Карина остановилась.
— Я не знаю, — сказала накрашенная, — все куда-то побежали. Я помогала. Потом не помню. Был дым, огонь, какой-то грохот.
— Вот как ! А было вам страшно ? Припомните ! Какое-нибудь особенно страшное воспоминание ?, — толстый поднёс поближе микрофон.
— Да... Да !, — словно бы замешкалась женщина, и уже уверенно закончила, — некоторые горели.
— Горели. Стоп. Отлично ! Саша ! Сворачивай ! Давай !
— Чего уставилась, малолетка тупая ?, — Карина молчала. Она хотела закричать, громко кричать, чтобы услышали зеваки, Саша, все окна и дворы: «Вы не поверите ! Вы никогда не поверите ! Её не было там ! Я видела !». Но подтянула ближе к плечу сумку, пошла прочь. Накрашенная доставала сигареты из серебряного портсигара. Зеваки стояли.
Она вернулась домой, когда было уже темно. На кухне ворчал телевизор. Она знала этот голос, эту накрашенную женщину, толстяка, невзрачного мужчину с телекамерой. Это они тогда выбирались из машины, подъехавшей к уже пылающему театру. Они стояли за спинами пожарных. Она видела их, когда тот человек начал стрелять из окна. Ночь.
Газеты
Нет, это не творение режиссёра-провидца. Этот сценарий я начал делать два года назад, и в разных материалах можно найти его фрагменты. Просто эпизод подошёл. С вами Антон Владимиров — писатель, композитор, кинематографист. Пытаюсь найти смысл после того, что случилось вчера.
Мой материал «Горькие думы о Крокус Сити», в котором я поделился своим каким-то видением, откровенно поставили в стоп-лист. Он же не такой, как надо. Не такой истерический. Не такой бездоказательный. Не такой сверкающий и переливающийся, как все нужного формата материалы. Где оголтелые скорописцы и бумагомаратели плюются с подмостков в разгневанную толпу ревущими пилатовскими фразами. Народ требует зрелищ.
Газеты упражняются в кровавых подробностях, допросах, кизлярских ножах, пятнадцатилетних подростках, бандитах, проклятых буржуях. Комментаторы беснуются, словно черти на шабаше. Инфоповод состоялся. Вспомните, когда такие инфоповоды не были негативными, хотя бы с 2018 года ? Ни одного.
Пожалуй, это всё, что я хотел сказать во вступительной части. А теперь позволю себе разобрать и прокомментировать глупости и чушь, которые множат в прессе. Думаю, это вполне достойно памяти тех, кто не вернулся домой.
Подготовленные бойцы
Ряд блогеров и обзорщиков, а вслед за ними и комментаторы распространили слух, будто бы на видео «подготовленные бойцы», двигаются «приставным шагом», «умело перезаряжают оружие». Не знаю. Я не военный, в армии не служил. Но на видео вижу только силуэты, которые беспорядочно двигаются, стреляют в кого попало, роняют магазины. Да, наверное, они где-то готовились, но на спецназ не похоже. Впихивать в автомат магазин, переводить флажок, и жать на спусковой крючок можно за полдня научиться, это и обезьяна сумеет. Рулить машиной тоже талантов особенных не надо, не на гонках. Подъехали, уехали. Но вот во что я очень слабо верю: в то, что некие люди без подобного опыта могут ворваться в толпу зрителей с оружием, и открыть огонь на поражение.
Пожар
«Невозможно так просто поджечь такое большое здание, ведь оно оборудовано системами пожаротушения. И вообще, не может такой большой клуб так быстро сгореть» — и возможно, и может. Во-первых, «Крокус Сити» построен в 2009 году, так что его системы пожаротушения уже несколько устарели. Во-вторых, вроде все уже должны знать, что все ТЦ, КЗ и СК внутри отделаны горючими материалами. Которые разгораются, к слову, очень быстро.
Единственная загадка, казалось бы — как огонь так быстро дошёл до крыши. Но и в этом особенной загадки нет — зал представляет собой амфитеатр, по которому пламя могло подняться до верхних рядов, дальше по стенам наверх. Потолки в концертных залах подвесные. При пожаре траверсы из тонкой стали, фактически жестяные, легко повреждаются, и потолок рушится. Под ним полно проводки: силовые кабели, слаботочка, коробки. Всё это горит. А верх стеклянный.
Предупреждение американцев
Много говорят о предупреждении американцев, которое последовало 7 марта этого года. Посольство США в России призвало американцев избегать больших скоплений людей в Москве в ближайшие 48 часов из-за угроз атак экстремистов. Там указали, что посольство «отслеживает сообщения, что экстремисты в скором времени планируют» некие «мероприятия».
Предупреждение это было опубликовано открыто. Более того, несмотря на конфронтацию между странами, кое-какие работы по линии безопасности всё равно ведутся, и о подобных вещах сообщается доступная информация. РБК даже опросили дипмиссию, но подробностей там не назвали (и неудивительно, так как это дипломатическая и военная тайна, как правило). К слову, о терактах 11 сентября Россия предупредила американцев по этому же принципу.
Причём это было не рядовое сообщение, из тех, что делаются на всякий случай: «Посольство отслеживает сообщения о том, что экстремисты в ближайшее время планируют атаковать крупные скоплений людей в Москве, включая концерты, и гражданам США рекомендовано избегать больших толп в течение следующих 48 часов»,— говорилось в пресс-релизе американского диппредставительства. Госдепартамент повысил уровень опасности путешествий в Россию до максимального, четвертого».
Президент отреагировал на это сообщение 19 марта, сказав: «Все это напоминает откровенный шантаж и намерение запугать, дестабилизировать наше общество». Теперь, возможно, у него другое мнение. Правда, справедливости ради, стоит сказать, что и 11 сентября не удалось предотвратить, несмотря как на сообщения наших спецслужб, так и активную работу местных подразделений внутри страны.
Миллионная страховка
Высказываются теории о том, что «Крокус Сити» был застрахован на крупную сумму, и все эти «мероприятия» были исполнены ради уничтожения торгового центра. Считаю это одним из самых идиотских и абсурдных предположений, какие только может породить общество. Дело в том, что условия по страховке подобных объектов максимально жёсткие (кому интересно, можете ознакомиться, в других компаниях те же, разницы нет). И в них, как правило, присутствует много уточняющих пунктов, из-за которых получить полную страховку не так-то просто.
Не говоря уже о том, что это чудовищное преступление само по себе является огромным ущербом репутации владельца. Хотя владелец, в общем, ни при чём — была выбрана эта площадка по многим причинам. Что касается страховки, то восстановление такого комплекса обойдётся просто в фантастические деньги, учитывая, к тому же, разницу в ценах между 2009 и 2024 годом. И большой вопрос, стоит ли вообще его восстанавливать.
Хотели скрыться на Украине
Об этом сказал президент в своём обращении: «Они пытались скрыться и двигались в сторону Украины, где, по предварительным данным, для них с украинской стороны было подготовлено окно для перехода государственной границы».
Честно сказать, очень слабо в это верится. Даже по той причине, что, если узнают о том, что в этих делах как-то замешан Киев, то именно Украина окажется в максимально невыгодном положении. Помощь Запада будет однозначно потеряна, как и какое-либо сочувствие граждан других стран, особенно России, а также и внутри страны усилятся антиправительственные настроения.
Второе: это утверждение было взято со слов одного из террористов на допросе. Который получил инструкции с помощью сообщений в социальной сети от неизвестных людей. Соответственно: 1) вообще не факт, что подобное «окно» имело место 2) кому-то было нужно, чтобы террористы направились в сторону Украины (а кто бы их там стал укрывать).
Таксисты-убийцы
«Вчерашние таксисты не могли так легко пойти на теракт», «такую машину нельзя зарегистрировать в такси», «они слишком жалко и ничтожно выглядят» — такие рассуждения превалируют в дискуссиях. Что ж. Допустим, это явно не вчерашние таксисты. Есть люди, которые высказывают возможность такого, мол, а помните, как какой-то таксист ударил другого камне по голове, и убил. Да, возможно. Но то таксист.
Теперь машина. Да, для работы в официальном такси, агрегаторе, она старовата. Но, во-первых, есть неофициальные такси, которые нелегально развозят пассажиров из пригородов к Москве и обратно. Именно такое занятие больше похоже на «бизнес», чем работа в агрегаторе. Кроме того, есть ещё курьерская доставка, в которой можно ушатывать любой автомобиль, главное, чтобы он вообще ехал и тормозил.
А выглядеть они могут как угодно. Это задержанные преступники, и не надо забывать, что такие люди меняют личину не хуже актёров в провинциальном театре.
Странные подростки-гардеробщики
В рассказах о чудесных спасениях фигурирует некий Ислам пятнадцати лет, которого будто бы наградил муфтий, а Моргенштерн перевёл ему на карту миллион рублей в знак благодарности. Что ж, похвально. Только вот почему-то забыли про других пятнадцатилетних, которые тоже работали в тот день в «Крокусе». Как минимум, про Артёма и Вику, что помогали людям выбраться, и не снимали на телефон свои лица, некогда было.
Что до удивления зрителей по поводу возраста сотрудников, проясню сомнения. Видите ли, гардеробы в концертных залах огромные, номеров тысячи. И от гардеробщика требуется быстро реагировать, быстро двигаться, и быстро соображать. Пятнадцать лет для этого — самый что ни на есть подходящий возраст. У нас на площадках тоже работают, в основном, всё очень молодые ребята. Насчёт пятнадцати не знаю, но двадцать для них вполне обычно.
Больше взбесило, что многие осуждают этих людей, мол, «учиться должны», «дома должны быть, а не в гардеробе», «ночью работать нельзя» и т. д. Так вот, они лично никому и ничего не должны. Люди работают на работе. Не грабят прохожих, не шкафы поджигают на железной дороге. Я сам стал работать с 14 лет, и не вижу абсолютно ничего плохого в том, что подростки зарабатывают какие-то деньги. Совковая злоба и ненависть, обращённая против них, правда, уже не удивляет.
Вспомнил одного охранника. Весь такой в чёрном костюме, с галстуком, с бейджиком. Спросил его, где находится отдел. «А я зала не знаю», — сказал он, — «Нас только вчера проинструктировали». Тогда ещё подумал: «А если пожар, теракт, как ты людей будешь выводить ? Как сам будешь спасаться ?». Но ничего не сказал. Правда, это не в «Крокусе» было.
Вот так как-то. На самом деле, приходя в клуб, концертный зал, дворец спорта — проверяйте план, запоминайте выходы. Всегда. Никогда не знаешь, может ли это пригодиться.