Найти тему
Коля из группы ГАФТ

Как попасть на 1 место в Чартову Дюжину НАШЕго радио и что с этим делать? Разбор кампании "Ты всё пела?" ГАФТ и Екатерины Яшниковой

Иногда мне кажется, что путь музыки - это корреляция некоррелируемого. Коллега на своём сольном концерте спрашивает гостей - “Кто с НАШЕго радио?” - это после того, как его песня крутилась полгода в ротации. Поднимается всего несколько рук. Если у меня 30 тысяч слушателей на Яндекс Музыке - почему из них 120 человек приходит на концерт? Если песня в ротации каждый день на одной из крупнейших радиостанций страны - почему рук всего несколько? Я не знаю правильных ответов, но попробую на своём личном опыте рассказать!

фотка для привлечения внимания
фотка для привлечения внимания

Итак, 2-го февраля мы с Екатериной Яшниковой (500k+ слушателей на Яндекс Музыке, 127k подписчиков на YouTube) зарелизили “Ты всё пела?” - песню с классным хуком, и достаточно (но не слишком) острым текстом.

Песню с первого дня взяли в эфир НАШЕго радио (я просто писал редакторам на почту). Когда мне об этом написали за пару недель до релиза, я подумал о хитовом потенциале трека и решил сделать чуть больше, чем планировал: да хотя бы снять клипчик! Вдохновился опять же рекомендациями коллеги, что видосы на YouTube растут по цифрам, когда трек крутят на НАШЕм.

Важно, что это уже третья коллаборация с Катей, мы выступали вместе, и по крайней мере ее ключевая аудитория знает, кто я такой.

Фан-факт: написал песню, когда меня не взяли на один из любимых фестов 12-й год подряд, и мне наша слушательница прислала кружок, как DenDerty пел там “Холодно” один. Мне стало по-детски обидно, и включилось “когда б вы знали из какого сора” - родилась “Ты всё пела?” К вопросу что любые неудачи могут приводить к удачам, и наоборот, хотя может всё это нифига не связано и мы живём в абсолютном хаосе с жалкими попытками его обуздать, а всякий успешный успех - ошибка выжившего, мы все пытаемся просто выжить, у кого-то получается, вот тебе и лампабикт. Есть прикольная лекция DenDerty, где он говорит что всякий успех - это аномалия, “не ведитесь на успешные кейсы”, не нужно смотреть и удивляться “а почему у меня так не получилось”: это в том числе про 50 млн не послушанных треков в 2023-м в Спотифай (им не повезло, ага), так смотришь на эту табличку и думаешь, “ну да, оказывается, у меня дела не так уж и плохи”.

ещё немного и мы на вершине пищевой цепи......
ещё немного и мы на вершине пищевой цепи......

Есть у меня мысль про т.н. виральность. Вопрос не в том, чтобы стать виральным, чтобы стать виральным можно пойти красиво броситься под машину, или прыгнуть из самолета без парашюта и выжить, вопрос как эта виральность будет коррелировать с музыкой (и придется ли прыгать под машину ещё раз), конвертируется ли она в прослушивания, в билеты на концерты. Последние годы я не верю и не стремлюсь к виральности, не верю в удачу (я верю только в поступательную работу, фартанет, окей, я не против), и только с началом поступательной работы с 20-го года наши цифры прослушек стали расти, и мне сейчас уже не стыдно за свою группу, в стиле “я самый неуспешный неудачник на всей земле, у всех всё получается, у меня нет, я лох, лох, лох”. Ещё всегда важно помнить, что мы начинали этот путь музыки из-за радости, из-за игры, это весело, и не мучение, мы сами придумываем себе правила этой игры, и что немаловажно - мы можем бросить эту игру в любой момент и пойти играть в другую. и это будет совершенно нормально.

Цифры знаешь наберешь….

Песню послушали 150.000 раз, зашазамили 1500 раз, посмотрели клип 70000 раз, 30000 просмотров совместного видео-подкаста (да-да, мы не остановились на песне), 33.000 просмотров лайв-видео, суммарно 400.000 просмотров вертикальных сниппетов, добавили песню к себе 7000 человек, песня дважды попала на 1-е место Чартовой Дюжины Нашего Радио и держалась в чарте 3.5 месяца (!) с практически ежедневной ротацией. Бюджет клипа 15 тысяч, таргетос 20 тысяч, съёмка обложки и сниппетов 10 тысяч, запись и сведение песни - 0 рублей (мы всё записали и свели сами). Как все эти цифры связаны? Связаны пресловутым “комплексным продвижением”, или я бы назвал это “задалбываю одной и той же песней, но с разных сторон, потому что верю в эту песню и свое творчество“.

иллюстрация
иллюстрация

Важно полюбиться не всем сразу, важно найти своих. Очень благодарен, что ребята из Нашего позитивно отреагировали на песню и поддержали её везде, где смогли - ежедневной ротацией, в передаче “за сценой”, “фАнотеке” Андрея Куренкова, публикацией на сайте и в соцсетях Нашего радио (соцсети у ребят огонь кстати, бывает отличный комментаторный контент для моих сториз).

Бывает просто золото, охваты в сториз горят
Бывает просто золото, охваты в сториз горят

КАК ПОПАСТЬ НА НАШЕ РАДИО, КОЛЯН? - я каждый месяц писал с новой песней на редакторскую почту НАШЕго радио, начиная с июля 2022-го года. в августе 23-го в ротацию взяли “интернационал”, плюс я познакомился лично с ребятами из-за того, что мы прошли в финал их феста “молодые ветра” (нетворкинг!) Писал краткие, ясные и человечные письма, потому что всегда на другом конце провода - живой человек, а не робот. Личные знакомства порой решают куда больше, чем победы, так что пожалуйста, не стесняйтесь ездить на New / Open Showcase Festival, SPbeat и подобные фесты даже если вы не финалист - знакомьтесь, дружите. Только по-настоящему дружите, исходя из мысли “а что я могу дать этим людям”, а не только "хммм мне надо всё от всех все мне должны'.

такая томная тусовка
такая томная тусовка

И нет, Я ЗА ЭТО НЕ ПЛАТИЛ. Кто так думает, ребята, лучше перечитайте мифы и легенды древней Греции. А то мне недавно кореш говорит “Колян, я слышал стопудово Гребенщик за первое место в Чартовой дюжине 30 тыщ забашлял”, на что я ответил что если он увидит еще раз человека, который распускает такие слухи, чтобы говорил что не 30, а 100, а то и 500. Если людям хочется заблуждаться, пускай заблуждаются на полную. Я считаю (и уверенность моя подтверждается постами Макса Задворнова (PR Тимати), что поддержка медиа, радио, ТВ может и должна быть бесплатна за счет крутости ваших инфоповодов и подходящести вашего материала данному медиа. и деньги в этом случае совершенно не помогут и не спасут, если песня - мимо, если инфоповод - мимо целевой аудитории. Между прочим, в одном из интервью программный директор Нашего рассказывала, какая ЦА у Нашего радио!

КАК ВЫ ТАК ДОЛГО ДЕРЖАЛИСЬ В ЧАРТОВОЙ ДЮЖИНЕ, Колян? - мы с Катей собрали чат в телеге, где каждый день по-всякому доброму напоминали нашим слушателям голосовать за песню в эфире Нашего радио. Мне кажется помимо удерживания в эфире (песню ставят почти каждый день и помимо Чартовой дюжины) чат помогает ещё и теплоту создать с людьми, которым максимально на нас не наплевать.

Да, я почти каждый день напоминал там проголосовать за нас. Когда забывал - напоминали сами слушатели, Катя. Все фотки с котами были прикреплены, волнение каждой пятницы было не описать. Мы делали АСМР видео (помню Гребенщик делал видео со своей собакой, чтобы напомнить слушателям о голосовании), я дарил ребятам, которые голосуют, проходки на наши концерты. И это помогло нам дважды взять золото и удержаться в чарте 3.5 месяца. Недавно я побывал в прямом эфире в головном офисе НАШЕГО в Москве, эфир получился чутким, настоящим (настолько, что ведущий, который никогда не репостит себе эфиры - этот репостнул), и факт моего пребывания там, конечно, тоже связан с нашими движениями в Чартовой.

Коля ГАФТ о вере в себя, доходах музыкантов и смерти отца // НАШЕ Радио

Помимо НАШЕго всем сердцем поддержали медиа Sobaka.ru (на Собаке состоялась премьера, с комментариями актрисы из театра Комиссаржевской, исполнившей главную роль в клипе, меня в качестве режиссера и Кати), “Звук” (это медиа стриминга "звук"), KudaGo, 2 x 2 медиа (взяли в подборку). Кстати, насчёт Sobaka.ru - я тоже писал много писем с инфоповодами, и в какой-то момент мы поняли, что сердце болит у нас о схожих ценностях. И даже если не сердце целиком, мне кажется если постараться и включить эмпатию - можно со многими людьми почувствовать общие точки, боли, о чем вы вместе переживаете и что вас обоих волнует.

Не знаю, к какому виду продвижения относится вкладка “попросить коллег за тебя вписаться и поддержать в сториз”, но в этот раз я осмелился и много кому из своих написал, когда вышел клип (поддержали Стереополина, Женя Любич, Завтра Брошу, Гребенщик, Олежка Синганто, Gilava и многие многие мои друзья, спасибо сердечное), и наибольшее количество просмотров клипа было из внешних источников, то есть тема всё-таки работает. Хотя как и любому человеку энной степени чувствительности мне было, конечно, немного стремно навязываться, но два дня отдыха в лесу и отказа от соцсетей помогли на это дело настроиться. Не стесняйтесь и ПРОСИТЕ КОЛЛЕГ ПОДДЕРЖАТЬ ВАШ ТРЕК!

Репостнуть рилз, дать пару слов от себя - это несложно.
Репостнуть рилз, дать пару слов от себя - это несложно.

О КОНТЕНТЕ ВЕРТИКАЛЬНОМ И ГОРИЗОНТАЛЬНОМ

Бытует мнение, что в то время как короткий вертикальный контент управляет сегодня вселенной, то более длинный горизонтальный формирует лояльность. Или, может быть, люди устали сходить с ума от 15 секундного дофамина))

К чему я веду: о песне “Ты всё пела?” мы с перерывами рассказывали в течение полутора месяцев после её выхода, анонсы делали, начиная с декабря (!). Ключевая фанбаза обоих артистов приняла песню благосклонно, в какой-то момент этому нашлось и финансовое одобрение: мы записали часовой видеоподкаст, где не о песне говорили, а просто разговаривали с Катей (на темы, которые заранее состыковали и их производные), рассказывали истории, подкаст шел в прямом эфире, мы собирали донаты и затраты на песню, которые я зафиксировал в начале статьи, мы отбили. Мне кажется длинные видеоподкасты это классный, помогающий и поддерживающий контент, который помогает познакомиться с музыкантом, который тебе интересен, как с человеком. Как будто слушаешь разговор на кухне!

Екатерина Яшникова и ГАФТ рассказывают истории: синдром отличника, как писать песни и когда отдыхать

Возвращаясь к вертикальному контенту - мы за день в Москве сняли видео в стиле стоп-моушен (референсы в стиле Алан Вейк 2 и сценарии видосов были обсуждены за месяц до съемки) оборудовали хату режиссёра в студию с черным фоном (аренда фона стоит косарь, аренда фотостудии - 3 косаря), и получились одни из лучших сниппетов в гафтианской истории, которые (что логично) - зашли и по просмотрам. и возвращаясь к виральности - я хочу, чтобы эти люди пошли и послушали песню после просмотра, после просмотра одного, двух, трёх, семи, десяти видео. ну типа заедает, понимаете?

Новый трек с ГАФТ «Ты всё пела?» уже на всех площадках!

Если поскрести по разным платформам, суммарно будет `400.000 просмотров вертикальных. Есть ли корелляция с 150.000 прослушиваний песни? Возможно. Всё возможно)))))) Когда у меня подзалетает какой-нибудь видос в YouTube Shorts (из последнего - несколько видосов на “Это не больно”, которые я даже не делал, на одном наша слушательница бьет тату с текстом песни)- песня всегда немного подрастает в статистике Яндекс Музыки - эта статистика удобна с точки зрения отслеживания подобных “аномалий”.

Прыгая к обратно от вертикального к горизонтальному: помимо клипа и подкаста мы выложили лайв-видео песни с Катиным живым составом. Снято на айфон и звук с айфона, но за счет крутого цветокора и вайбового исполнения видео посмотрели 33.000 раз, и я думаю, что его стоит отправить в рекламу по своим, тепленьким. Бесплатный, бесплатный, блин, контент! Две репетиции на саундчеке! Ну только ноты виолончелистке заранее прислал. Всё!

Напоминаю, это мы всё работаем над рекламой одной единственной песни, не альбома, а просто одного сингла, который немного “зашёл”. Когда заходит - естественно, надо масштабировать, вкладывать большее количество ресурсов. Рассказывать о нём ещё и ещё, дожимать, дожимать, дожимать. Squeeze the lemon, понимаете? Когда вам говорят “зачем тратить столько сил”, предлагаю вспомнить, что яростнее нас самих за наши песни бороться никто не будет.

Подытожим: то, что у меня самого больше всего вызывает вопросов, меньше вопросов вызывать не стало. Я честно не до конца понимаю, как влияет первое место Чартовой дюжины на количество прослушиваний, просмотров и слушателей на концертах. Гребенщик говорит, что видит, что начинают заходить больше видосы на YouTube, в этом есть логика - на сайте Нашего и в соцсетях используются в основном ссылки на YouTube, и, наверное, не зря. Гребенщик вырос по прослушиваниям после года в Чартовой, вырос и по билетам на концертах. Вырос и я - в Петербурге мы собрали свой рекорд за 12 лет (120 билетов) и почти догнали Гребенщика). Не знаю, связано ли это - возможно, всё работает вместе (да-да, комплексное продвижение). Предыдущий год был годом пятикратного роста на стримингах, посмотрим, что будет в этом. Stay tuned, вот другие любопытные разборы кампаний песен ГАФТ, про 10 фитов за 10 месяцев, фит с DenDerty, на который сделали 20 каверов, трек на 9 артистов, песню против домашнего насилия и флэшмоб на тьму художников:

разборы кампаний песен | Коля из группы ГАФТ | Дзен

Не стесняйтесь обращаться ко мне в тг за консультациям по сам-себе PR, сам-себе SMM и прочее как издать музыку (на момент написания статьи они стоят 7к, но я готов сделать скидон 10%, если напишите, что вы из Дзена). Совершенно разные люди ко мне за ними приходят, разных уровней и количеств прослушиваний. Так как сам это всё разгреб своими руками, многие, кто их взяли - после консультаций растут и всё у них зашибись. Да, за час-полтора можно поменять свою жизнь к лучшему. С любовью, Колеандр из группы ГАФТ.