Найти в Дзене
Химзащитов

Мой первый мотоцикл - Урал ИМЗ-8 103.10. Часть вторая.

(Автор: Svetamaskirovka) Начало моей мотоистории здесь: Первая часть про Урал здесь: По совету ребят из подольского мотоклуба Асгард, решаю я поменять свои штатные, на вид чугунные направляющие клапанов на бронзовые от мотоцикла Днепр. Фразу «не мешай механизму работать» я на тот момент не слышала и постигнуть её мудрость мне только предстояло :) Сказано сделано, приобретаю нужные втулки и пригоняю на работу мотоцикл для их замены. Тружусь я на тот момент в автосервисе BMW и большинство коллег относится ко мне как к дочери полка и всегда готовы прийти на помощь. С мототехникой они не сталкивались, поэтому консультируюсь по телефону с Асгардовцами и транслирую что делать ребятам. Поменяли втулки, развернули их вроде бы на 8мм, точно не помню, прошарошили седла, притерли клапана. И вот я уже еду вечером с работы домой, вдыхаю пыльный летний воздух и радуюсь успешно проведенному ремонту. Где-то между метро Войковская и Водный стадион раздаётся шум в правом котле и мотоцикл глохнет. Кико

(Автор: Svetamaskirovka)

Начало моей мотоистории здесь:

Первая часть про Урал здесь:

По совету ребят из подольского мотоклуба Асгард, решаю я поменять свои штатные, на вид чугунные направляющие клапанов на бронзовые от мотоцикла Днепр.

Фразу «не мешай механизму работать» я на тот момент не слышала и постигнуть её мудрость мне только предстояло :)

Сказано сделано, приобретаю нужные втулки и пригоняю на работу мотоцикл для их замены. Тружусь я на тот момент в автосервисе BMW и большинство коллег относится ко мне как к дочери полка и всегда готовы прийти на помощь. С мототехникой они не сталкивались, поэтому консультируюсь по телефону с Асгардовцами и транслирую что делать ребятам. Поменяли втулки, развернули их вроде бы на 8мм, точно не помню, прошарошили седла, притерли клапана. И вот я уже еду вечером с работы домой, вдыхаю пыльный летний воздух и радуюсь успешно проведенному ремонту. Где-то между метро Войковская и Водный стадион раздаётся шум в правом котле и мотоцикл глохнет. Киком двигатель не проворачивался. Уже привычным движением выкручиваю свечу и снимаю клапанную крышку. Вот дела… Заклинило клапан в свежепоменянной направляющей…

На место растерянности приходит мысль, что надо как-то эвакуироваться. Звоню в свой сервис с призывом о помощи. Наш начальник Иван отличающийся крутым нравом, но отзывчивым сердцем тут-же приезжает за мной на машине со своей супругой Аней.

-Будем буксировать - распоряжается он

У меня начинают дрожать коленки, но к счастью за руль мотоцикла Иван планирует сесть сам. Достает буксировочный трос, прикинув и так и эдак, наконец перекидывает его через вилку и дает нам ценные указания перед стартом:

ак бабы, слушайте меня внимательно! Трогаетесь плавно, едете медленно, лишних движений не делаете, если надо будет побыстрее я дам знак рукой. Поняли?

Мы закивали, что да, поняли.

Стартуем. Успешно, проезжаем несколько километров и видим что Ваня взмахивает рукой. Аня ускоряется. Иван взмахивает еще раз, Аня едет немного быстрее. Иван начинает размахивать рукой как ветряная мельница, а так как ускоряться дальше явно небезопасно, мы останавливаемся узнать в чем дело.

-УУУУ, дуры!!!! Что за х...!!! Б…! Это полный п…!!! Су..а!!! Чуть не еб...."!!!! - кричит на нас брызжа слюной пунцовый от ярости Иван

Оказывается у него начал сползать трос, мотоцикл накренился и Иван чудом удерживал равновесие и одновременно пытался подать нам знак рукой остановиться.

Перевязываем трос и уже без эксцессов добираемся до автосервиса. Надо решать что делать с Зеленым....

Оглядываюсь назад и спрашиваю себя, ну почему мы не попытались понять и устранить причину из-за чего произошел клин??? И почему не проверили сразу второй цилиндр? Ответа нет... Или я его уже не помню:)

Поразмыслив, решаю второй раз втулки не менять. Клапана уже с ямками на рабочей фаске, которые не убираются притиркой, да и еще раз нормально отшарошить седла вряд-ли получится. В общем дождалась я выходных и поехала в Сокольнике в магазин мотозапчастей “У Веры”. Работала там легендарная мотоциклистка Вера Молодых. Она намотала на своем Урале не одну тысячу километров, даже во Франции на нем побывала и не раз получала титул "Мисс" на различных мотофестивалях. Девушка не только была лицом магазина, но и прекрасно разбиралась в матчасти мотоциклов.

-2

Купила я там правую голову, привезла в сумке на работу, и стали мы керосином её проливать на предмет герметичности. А там не ручеёк, целая река. И течет не из под клапанов, а из под криво запрессованных седел. Дождалась выходных и опять помчала в магазин, там мне без вопросов заменили бракованную деталь на новую. В автосервисе всё собрали и завели. Мотоцикл работает, я радуюсь и уже собираюсь вечером поехать на нем домой. Тут раздаются звуки уже из левого котла и мотоцикл глохнет...Никогда такого не было, и вот опять! (с) Снимаю клапанную крышку, а там, кто бы мог подумать, заклинивший в направляющей клапан. Вот тут-то я и призадумалась. Что мы всё-таки сделали не так...

Похоже зазор все-таки тепловой недостаточный оставили. Механики ни разу не мотоциклисты, а я видимо собрала и предоставила им не полную информацию. За опыт приходится платить, поэтому в выходные опять еду в Сокольники, покупаю левую голову и, психанув, два новых поршня. Гулять так гулять.

К этому времени мотористам на работе становится понятно, что ремонт моего Урала практически так же бесконечен как вселенная и они под разными предлогами исчезают. Остается помогать работающий у нас студент МАДИ Олег, которого все именуют по отчеству, Родионович. Товарищ этот отличается повышенной брутальностью и неугасаемой энергией.

Перед установкой поршней, я занимаюсь рукоблудием. Сначала пытаюсь отполировать впускной и выпускной каналы на голове. Потом берусь за поршни, тщательно сошлифовываю с них все заусенцы и спиливаю металл, пытаясь добиться одинакового веса. Убираю грамм в моторном боксе на первом этаже, бегу взвешивать на второй. Так бы я наверное еще долго бегала туда-сюда, но мимо на счастье проходит Палыч, наш главный диагност.

-Ээээ, а что ты делаешь?- удивленно спрашивает он.

-Пытаюсь чтобы вес левой и правой поршневой группы одинаковый был - гордо отвечаю я

-Светлана, а ты уверена что шатуны, которые ты снимать не планируешь, и на которые потом поршни оденешь, одинакового веса?

Осмысливаю и понимаю бесполезность своей затеи. Значит пора переходить к этапу сборки. Предупреждаю дома, что ночевать останусь на работе и мы с Родионычем начинаем готовиться. Затаскиваем Зеленого в бокс, раскладываем инструмент и обговариваем технологию. Это сейчас можно зайти на ютуб и посмотреть тысяча и одно видео, а тогда я опять звонила знакомым и получала инструкции.

Так как палец в поршень садится с натягом, нам надо первую деталь охладить, а вторую нагреть. Олег привозит огромный огнетушитель на колесиках и приносит чайник из нашей столовой.

-????

-Что?

-Ты зачем чайник принес?

-Ну так поршень варить

-Но…как потом из него пить???

-Да не переживай, никто не заметит

Пойдя на компромисс со своей совестью, кипячу поршень в чайнике. Потом совмещаю отверстия на нем и на верхней головке шатуна. Родионыч в это время пшикает на палец из огнетушителя, прикладывает его к поршню, заносит руку с киянкой и….

Ничего.

-Родионыч, что случилось? Почему не ударил?

-Что-то переволновался. Давай еще раз.

Повторяем процедуру. На этот раз Олег наносит удар и палец оказывается на своем месте. Делаем так-же со второй стороной. Потом все собираем и заводим.

Ура! У нас все получилось! Очень довольные собою ложимся спать. А на следующий день, я благополучно добираюсь до своего гаража.

Воду из того чайника я еще долго не пила, а ребята, как и предсказывал Олег, так ничего и не заметили:)

Но история на этом не заканчивается.

Мне чтобы съездить на выходные к деду в Белоомут 360 км туда обратно, надо было неделю до этого ходить в гараж и что-то ремонтировать. Не знаю, может я больше ломала, чем чинила или техника такая уставшая была, но я не отступала. Вместе с Зеленым мы пережили замену коленвала, который слава богу заклинил на околонулевых скоростях у гаража. Замену подшипников рулевой колонки. Редуктора. Сцепления. Муфты кардана. И много еще чего , что могло сломаться и естественно ломалось на моем мотоцикле.

Было и первое падение. Ехали с подругой ко мне в деревню и в 90 градусном повороте прилегли на бок. Оля к счастью отделалась легким испугом и поцарапанной ладошкой. Мы с Зеленым пострадали чуть больше, я об асфальт стесала левую коленку, а на мотоцикле стерся болт удерживающий левую клапанную крышку. Из дома перед которым мы растянулись, вышел хозяин, меня помазал зеленкой, а крышечку прикрутил на проволочку и мы смогли продолжить путь. За что ему огромное спасибо!

-3

-4

-5

Под осень я пообтесалась, на мотоцикле у меня уже стояли по две прокладки под ГБЦ вместо одной, чтобы не прогорали. Клапана я регулировала по усилию проворота на штанге толкателя, а на запястьях имела характерные ожоги, т.к. подлезть для регулировке кулачков зажигания и не пришквариться о выпускной патрубок глушителя было нереально. Зато по этим характерным следам можно было безошибочно определить коллег по цеху.

Затем была долгая зима, я постоянно ходила в гараж, зачем-то снимая то двигатель, то коробку. Встреч со мной стали избегать друзья, к помощи которых приходилось постоянно прибегать для этих тяжелых работ. И вот наступила весна. Я открыла нагретую солнышком дверь гаража, вдохнула полной грудью этот масляно-бензиновый аромат, посмотрела на неизменные лужицы техжидкостей под мотоциклом и поняла что хочу попробовать купить себе нового друга, с этим что-то совсем измучилась.

Но я не жалею, что полтора года владела этим мотоциклом. Благодаря Зеленому, мною был приобретен бесценный опыт, который не раз еще пригодится в дальнейшей жизни.

С момента этой истории прошло больше 20 лет, какие-то недостающие воспоминания услужливо заполнило воображение. Прошу строго меня не судить, это все-таки не учебник и не инструкция по ремонту, а ностальгический рассказ в свободной форме:)

А потом я приобрела Урал "Соло", почитать про него можно здесь:

Про мой третий мотоцикл CB400SF здесь: