Найти в Дзене
ВЕЛИКАЯ РОССИЯ

«Норд-ост», как это было: Атака 20-летней давности

Более девятисот заложников (в их числе – почти 100 детей!) оказались в руках террористов в конце октября 2002 года, когда группа боевиков Бараева Мовсара захватила Театральный зал на Дубровке. Зрители музыкального спектакля «Норд-ост», поставленного по культовому роману «Два капитана», тогда сначала даже не поняли, что произошло.

В начале второго акта на сцену неожиданно вышел вооружённый человек, который несколько раз выстрелил в воздух и велел актёрам спуститься вниз.

«Оружие, боеприпасы и взрывчатка приехали в Москву под арбузами»

Работники Театрального зала вспоминали, что было ощущение какой-то несерьёзности происходящего. Увидав посторонних с автоматами, они подумали: откуда эти посторонние чужие актёры, кто пустил их на сцену?

Но быстро поняли, что всё всерьёз, когда те выстрелили вверх, и с потолка осыпались кусками штукатурка и разбитые плафоны.

Нападение спланировал опытный террорист Шамиль Басаев, а возглавил группу 23-летний племянник другого ичкерийского матёрого «волка» - Арби Бараева. Он приехал в Москву на поезде по поддельному паспорту.

Арби Бараев
Арби Бараев

Члены его ДРГ прошли интенсивный курс боевой подготовки, а в ходе подготовки к атаке – посетили ряд массовых мероприятий в Москве, привыкая к обстановке, осматриваясь, планируя свои будущие действия. В том числе, побывали на другом шедшем тогда мюзикле – «Чикаго».

Оружие, боеприпасы, взрывчатка приехали в Москву в дагестанских КамАЗах с арбузами и легли до поры до времени в арендованный гараж.

Первые жертвы были не из числа заложников

Согнав людей в зал, нападавшие велели им подчиняться, и не «геройствовать». После чего приступили к минированию здания. Как рассказывали потом заложники, делалось это со знанием дела и со спокойствием.

Женщины с «поясами шахида» расселись на креслах среди зрителей. В зале поставили бомбы в газовых баллонах, замкнули их в единую цепь и подключили к пусковому устройству.

Иностранцев, беременную женщину и 15 самых маленьких детей – в общей сложности, 41 человека, боевики выпустили из здания.

Выдвинув требование вывода войск из Чечни, боевики зорко наблюдали за заложниками. Но первые жертвы были не из их числа. Боевики убрали проникнувших сквозь оцепление Константина Васильева, Ольгу Романову и Геннадия Влаха, заподозрив в них шпионов российских спецслужб.

А это были просто отзывчивые люди, которые попробовали по своей инициативе вступить в переговоры с агрессорами.

Трое суток переговоров и попыток убедить

Договориться с Бараевым и его людьми попытались чеченский депутат Госдумы Асламбек Аслаханов; сенатор Руслан Аушев – ингуш, уважаемый и авторитетный генерал-десантник; врачи Красного Креста во главе с Леонидом Рошалем; певец, депутат и авторитет Иосиф Кобзон.

Бараев Мовсар
Бараев Мовсар

Они пытались довести до их сознания, что государство на уступки им не пойдёт, и вывод войск из Чечни невозможен. А также – убедили выпустить ещё некоторое количество детей (некоторых даже с мамами).

Обстановка накалялась. Преступники нервничали, угрожая при первых же признаках штурма взорвать здание. К боевикам отправили депутата Григория Явлинского, который был известен как противник войны в Чечне.

Председатель ФСБ Николай Патрушев предлагал группе Бараева сложить оружие и отпустить заложников, гарантируя им жизнь. Пытался их убедить и мудрый Евгений Примаков, но безрезультатно.

Бойцы «Альфы» тем временем готовились к штурму, отрабатывая его на здании-близнеце театра на Дубровке - ДК «Меридиан». А их снайперы с соседних домов вели непрерывное наблюдение, оставаясь наготове.

На третьи сутки «сидения» у одного из заложников, Дениса Грибкова, сдали нервы: он начал кричать. Стреляя в него, боевики застрелили другого заложника – Павла Захарова, и ранили в живот ещё и женщину, сидевшую в зале – Тамару Старкову. Её передали врачам.

А правоохранители, услыхав выстрелы, решили, что боевики начали ликвидацию заложников, и пришло время штурма.

Последствия газа, которых не предусмотрели

Штурмовые группы заняли исходные позиции, в здании вырубили электричество и пустили в зрительный зал через вентиляцию парализующий газ.

Выжившие заложники вспоминали, что он не был невидимым: по залу пошла лёгкая дымка. Ее заметили преступники, решив, что это дым от пожара. Взрывные устройства они не решились, или не смогли активировать. Этого промедления бойцам «Альфы» хватило для захвата здания.

Ликвидировав террористов, они стали эвакуировать людей на улицу. Многие СМИ поспешили сообщить об удачном штурме и отсутствии жертв. Но это было не так, к сожалению: люди начали массово уходить из жизни от воздействия на организм слишком большой дозы газа…

В результате этого жизни лишись, по разным данным, от 130 до 174 человек, причем 119 из них - уже в больницах после освобождения. Многие - просто из-за того,что после того, как их вынесли спящими на улицу - положили там на спины, и у многих запали людей языки. Они просто-напросто задохнулись!

Процесс выздоровления от последствий применения парализующего усыпляющего газа у многих выживших заложников оказался долгим:, у некоторых ещё длительное время оставались частично парализованными некоторые части тела.

Нападавшие были ликвидированы; пятеро причастных к делу – получили максимальные сроки заключения. Главный организатор - Басаев лишь через 3,5 года. Но главное – он всё же не избежал справедливого возмездия.