Английский телеграф
Впервые оба берега пролива в 1870 году связал телеграфный кабель, проложенный по дну Керченского пролива. Так что же такое телеграф? Англичанам нужна была постоянная и надёжная связь с Индией, и они соединили Лондон и Калькутту кабелем длиной 11 тысяч километров, по которому отправляли и получали телеграммы. Линия проходила через Германию, западные губернии России, Крым, Кавказ и Персию, по маршруту: Лондон — Берлин — Киев — Одесса — Симферополь — Керчь — Батуми — Тифлис — Тегеран — Карачи — Калькутта. В Крыму линия проходила через Перекоп - Симферополь - Белогорск - севернее горы Аграмыш - Керчь. Земля под линией (шириной в три метра) была собственностью Великобритании. Так же собственностью британской короны была земля и здания, в которых размещались конторы телеграфа (город Керчь, улица Кирова дом 5 и город Симферополь, улица Карла Маркса дом 25).
Строительство началось в 1868 году, а 12 апреля 1870 года линия заработала. Время доставки сообщений составляла 28 минут. Генеральным подрядчиком строительства была немецкая фирма Siemens & Halske. Линия Индоевропейского телеграфа была воздушная - чугунные и деревянные столбы с фарфоровыми изоляторами. На двух участках кабель проложили по морскому дну — пролив Ла-Манш и Керченский пролив. В первые месяцы работы телеграфа, керченский участок кабеля из-за подземных толчков порвался в нескольких местах. И тогда линию провели уже по суше. Скорость возведения телеграфа достигала 6-7 км. в сутки, и за два месяца весь крымский участок был закончен. Вся российская часть телеграфа была сдана в эксплуатацию к 19 января 1870 года. Индоевропейское общество, получившее концессию от русского правительства на эксплуатацию этого участка, выплачивало России 10, а затем 17 процентов от причитающейся транзитной таксы за каждую телеграмму.
После революции, телеграфная линия, проходящая по территории Советской России, была национализирована, в 1922 году была продлена концессия с англичанами по совместной эксплуатации телеграфа, который успешно работал вплоть до 1931 года. В дальнейшем он использовался для организации телефонной связи в пределах Крыма. Столбы телеграфа продолжали выполнять свою функцию, оставаясь частью крымского ландшафта. Но примерно в 70-ые годы 20 века они утратили своё значение и постепенно вытеснялись железобетонными конструкциями. До настоящего времени в Крыму и на Кавказе сохранились отдельные столбы Индо-Европейского телеграфа, поставленные в 1860-е годы, а в Симферополе и Сухуми сохранились здания телеграфа.
В 1884 году британский премьер Уильям Гладстон выделил 11 миллионов фунтов стерлингов на войну с Россией, на тот момент это были колоссальные деньги. Сохранить мир между Россией и Британией могло только чудо, и оно произошло — дипломаты договорились о строительстве. Если можно проложить кабель через пролив, то почему нельзя построить самый короткий железнодорожный путь, соединивший бы Великобританию с Индией? Англичане давно мечтали создать свой великий «шёлковый путь», построить мост через Ла-Манш, а затем и мост через Керченский пролив, они тем самым крепко привязывали бы Индию к себе. Военный бюджет Британии тут же перевели в строительный фонд и стали готовить документацию проекта железной дороги Лондон-Дели.
В 1901 году английское правительство рассматривало проект строительства железнодорожной магистрали от Лондона до Дели, в рамках которого предусматривалось возвести гигантский мост через Ла-Манш и немногим меньший — через Керченский пролив. Маршрут движения планировался по железной дороге «45-й параллели»: Лондон – Париж – Лион – Турин – Ломбардия – Венецианская область – Триест – Югославия – Румыния – Одесса – Николаев – Перекоп – Джанкой – Владиславовка – Керчь – мост через пролив – Таманский полуостров – Кавказ с выходом через Турцию или Иран на Индию. Однако, даже этих 11 миллионов фунтов стерлингов оказалось недостаточно для строительства моста через Керченский пролив и проект закрыли.
Продолжение уже скоро…
Если Вам интересно что было в предыдущей части нажмите на ссылку: