Найти тему
ХРАпуНОВо

КРЫМСКИЙ МОСТ - ЧАСТЬ 3

ПРОКЛАДКА КАБЕЛЯ ПО ДНУ ПРОЛИВА
ПРОКЛАДКА КАБЕЛЯ ПО ДНУ ПРОЛИВА

Английский телеграф

Впервые оба берега пролива в 1870 году связал телеграфный кабель, проложенный по дну Керченского пролива. Так что же такое телеграф? Англичанам нужна была постоянная и надёжная связь с Индией, и они соединили Лондон и Калькутту кабелем длиной 11 тысяч километров, по которому отправляли и получали телеграммы. Линия проходила через Германию, западные губернии России, Крым, Кавказ и Персию, по маршруту: Лондон — Берлин — Киев — Одесса — Симферополь — Керчь — Батуми — Тифлис — Тегеран — Карачи — Калькутта. В Крыму линия проходила через Перекоп - Симферополь - Белогорск - севернее горы Аграмыш - Керчь. Земля под линией (шириной в три метра) была собственностью Великобритании. Так же собственностью британской короны была земля и здания, в которых размещались конторы телеграфа (город Керчь, улица Кирова дом 5 и город Симферополь, улица Карла Маркса дом 25).

ГОЛУБИНАЯ ПОЧТА
ГОЛУБИНАЯ ПОЧТА

Строительство началось в 1868 году, а 12 апреля 1870 года линия заработала. Время доставки сообщений составляла 28 минут. Генеральным подрядчиком строительства была немецкая фирма Siemens & Halske. Линия Индоевропейского телеграфа была воздушная - чугунные и деревянные столбы с фарфоровыми изоляторами. На двух участках кабель проложили по морскому дну — пролив Ла-Манш и Керченский пролив. В первые месяцы работы телеграфа, керченский участок кабеля из-за подземных толчков порвался в нескольких местах. И тогда линию провели уже по суше. Скорость возведения телеграфа достигала 6-7 км. в сутки, и за два месяца весь крымский участок был закончен. Вся российская часть телеграфа была сдана в эксплуатацию к 19 января 1870 года. Индоевропейское общество, получившее концессию от русского правительства на эксплуатацию этого участка, выплачивало России 10, а затем 17 процентов от причитающейся транзитной таксы за каждую телеграмму.

ВОЗМОЖНО ТАК СТРОИЛИ ТЕЛЕГРАФНУЮ ЛИНИЮ
ВОЗМОЖНО ТАК СТРОИЛИ ТЕЛЕГРАФНУЮ ЛИНИЮ

После революции, телеграфная линия, проходящая по территории Советской России, была национализирована, в 1922 году была продлена концессия с англичанами по совместной эксплуатации телеграфа, который успешно работал вплоть до 1931 года. В дальнейшем он использовался для организации телефонной связи в пределах Крыма. Столбы телеграфа продолжали выполнять свою функцию, оставаясь частью крымского ландшафта. Но примерно в 70-ые годы 20 века они утратили своё значение и постепенно вытеснялись железобетонными конструкциями. До настоящего времени в Крыму и на Кавказе сохранились отдельные столбы Индо-Европейского телеграфа, поставленные в 1860-е годы, а в Симферополе и Сухуми сохранились здания телеграфа.

СТАРЫЙ ТЕЛЕГРАФНЫЙ СТОЛБ
СТАРЫЙ ТЕЛЕГРАФНЫЙ СТОЛБ

В 1884 году британский премьер Уильям Гладстон выделил 11 миллионов фунтов стерлингов на войну с Россией, на тот момент это были колоссальные деньги. Сохранить мир между Россией и Британией могло только чудо, и оно произошло — дипломаты договорились о строительстве. Если можно проложить кабель через пролив, то почему нельзя построить самый короткий железнодорожный путь, соединивший бы Великобританию с Индией? Англичане давно мечтали создать свой великий «шёлковый путь», построить мост через Ла-Манш, а затем и мост через Керченский пролив, они тем самым крепко привязывали бы Индию к себе. Военный бюджет Британии тут же перевели в строительный фонд и стали готовить документацию проекта железной дороги Лондон-Дели.

МОСТ ЧЕРЕЗ ПРОЛИВ ЛА-МАНШ - ФАНТАЗИЯ АВТОРА
МОСТ ЧЕРЕЗ ПРОЛИВ ЛА-МАНШ - ФАНТАЗИЯ АВТОРА

В 1901 году английское правительство рассматривало проект строительства железнодорожной магистрали от Лондона до Дели, в рамках которого предусматривалось возвести гигантский мост через Ла-Манш и немногим меньший — через Керченский пролив. Маршрут движения планировался по железной дороге «45-й параллели»: Лондон – Париж – Лион – Турин – Ломбардия – Венецианская область – Триест – Югославия – Румыния – Одесса – Николаев – Перекоп – Джанкой – Владиславовка – Керчь – мост через пролив – Таманский полуостров – Кавказ с выходом через Турцию или Иран на Индию. Однако, даже этих 11 миллионов фунтов стерлингов оказалось недостаточно для строительства моста через Керченский пролив и проект закрыли.

ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА В НАЧАЛЕ 20-го ВЕКА
ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА В НАЧАЛЕ 20-го ВЕКА

Продолжение уже скоро…

Если Вам интересно что было в предыдущей части нажмите на ссылку: