У пропаганды много граней и очередную недавно показало агентство Reuters, когда «уличило» Индию в том, что её компании отказываются работать с Россией из-за танкеров под санкциями. Преподнесено это было как доказательство, что новые санкции не пустой звук, что они работают, а их авторы не такие глупые, какими показались изначально. Реальность, как водится, оказалась совершенно другой.
Суть новости в том, что индийская компания «Reliance Industries» вынуждена уведомить поставщиков нефти сорта Urals о необходимости сменить перевозчика товара. Ныне им выступает российский «Совкомфлот», но в конце ноября вышел очередной пакет санкций от США, в котором данная организация названа «нежелательной». То есть, можно отгрести штрафы и прочие неприятности просто за сотрудничество с ней. И законопослушные индусы могут разорвать контракт и отказаться от закупки российской нефти.
Ключевое слово в публикации Reuters «может». Может, откажется или же нет, может, введут санкции, может нефть перестанет поступать в Индию из России. А может и так случится, что ничего не произойдет. Второстепенный рядовой случай журналисты пытаются выдать за крупную победу в санкционной войне.
Если Индия действительно откажется от российской нефти, она рискует разориться из-за проблем в экономике от отсутствия дешевого сырья. И что будет с теми мощностями по переработке, которые выстроили с прицелом на переработку именно сырья из России? Но даже если США вынудят индусов пойти в отказ, нефть заберет Китай. То есть, сделать плохо Москве все равно не выйдет.
Запрет касается не товаров, а кораблей для их перевозки. Эдакая еще одна робкая попытка ограничить деятельность теневого флота. Вот только «Совкомфлот» не располагает огромными океанскими танкерами, которые в основном и возят энергоресурсы по всему миру, поэтому что выгодно. Маленькие танкеры «Совкомфлота» нужны для того, чтобы взять груз, выйти из порта, перегрузить его на большой корабль. Если надо, то соорудить некую «смесь» для лучшего сокрытия происхождения нефти.
А вот к действительно большим российским СПГ-танкерам, вроде «Кристоф де Марджери» того же «Совкомфлота» вопросов нет. Но он возит свой груз в западном направлении, а это другое, понимать надо. К тому же газ это не нефть, на него политического заказа пока нет. В ход опять идет казуистика – покупатели из Индии не хотят иметь дел с кораблями «Совкомфлота», из чего делается вывод, что теперь поставки российской нефти в эту страну прекратятся.
При самом плохом варианте, если принадлежность танкеров станет такой принципиальной для заказа услуг у перевозчика, корабли просто сменят владельца. А нефть повезут другие суда другой компании и вообще не из России. Но деньги за проданное сырье получит отечественный бизнес – какое-то беззубое наказание у Reuters выходит. Не страшное.
В реальности же помимо самого санкционного списка есть обширный пакет пояснений и инструкций, как именно толковать его содержимое. И честные бизнесмены просто дожидаются, пока те не появятся, после чего действуют, как предложено. Кто самый нетерпеливый, может запросить у Госдепа комментарии частным путем, чтобы не рисковать. Поэтому рассуждения о том, что Индия окажется без российской нефти из-за «токсичных танкеров» в корне неверны. Зато хорошо отражают суть пропаганды и поэтому используются Reuters.