Ричард Шварц в своей книге, под названием "Системная семейная терапия субличностей" рассматривает человеческую психику, как состоящую из разных частей, но которые образуют некую неразрывную систему, где каждая часть стремится защитить эту систему, присущими ей способами. Подобно семье, где есть более старшие и младшие. Части рассматриваются как внутренние маленькие люди, как отдельные личности, у которых есть и желания и эмоции, которые способны действовать и взаимодействовать с другими частями человека. Предположительно части рождаются из прошлого опыта жизни, и из психологических травм. Не только детских, но и более взрослых. Части берут на себя роль психологических защит человека, от его воспоминаний и негативных эмоций. Части по сути должны быть подобны хорошими помощникам человеку, но что то пошло не так.
Части занимают сознание человека помеременно, конфликтуя, не доверяя друг другу. Каждая часть уверена что присущим ей способом ей удасться защитить другие, более слабые травмированные части, а так же защитить самого человека.
Это можно представить как то, что в определенный момент времени управление сознанием захватывает определенная часть (например в ситуацих когда человек гневается, кричит, когда лжет и др.) сознание подобно креслу, а часть садиться в это кресло и руководит процессом на определенное время.
Внутреннее Я человека автор называет Самостью.
Самость не ощущается человеком в отличии от частей, или ощущается плохо. Большую часть времени оно подобно наблюдателю, пока другие части конфликтуют между собой. Но Самость может и активно участвовать и управлять. Самость это центр личности.
Возникает вопрос, почему же Самость, внутреннее Я человека не занимает сознание человека и самостоятельно не уравновешивает эти конфликты?
Автор говорит что в момент травмы Самость отделяется от человека, отдаляется от него, и на передний план выходят части, призванные защитить Самость (травмы физического насилия, морального и прочее).
Таким образом части человека выполняют роли психологических защит, где каждая часть стремится защищать Самость по своему.
С моей точки зрения, Самость активизируется именно тогда когда человек начинает испытывать нужду в этом, начинает действовать и проводит огромную внутреннюю работу над собой (обращения к специалистам, чтение соответствующей литературы, прохождение психологических треннингов и т.д.).
Это происходит когда человек стремится проработать свои психотравмы, стремиться найти в себе ту самость, то самое, настоящее внутреннее Я. Подобно тому как человек был надолго разлучен с самим собой и хочет встретить себя вновь. Если посмотреть на это с точки зрения данной концепции, то происходит то как части человека исцеляются от травм и находят общий язык между собой, не препятствуют друг другу под мудрым руководством Самости.
Терапия внутренних семейных систем предпологает уважительное отношения к каждой части человека, не стремится к тому, чтобы человек отказался от нее или уничтожил, а понять, разобраться в мотивах ее поведения, исцелить ее от прежней травмы, отступить на какое то время на задний план и дать возможность выговориться другой части, а так же помочь ей обрести новую роль, которая будет наиболее конструктивна и полезна для человека.
Человек с рождения имеет принцип свободы, свободы выбора. Поэтому Самость человека не может принуждать человека делать что либо, а тем более командовать другими частями без вашего ведома. Потому что это не какая то отдельная часть, которая займет сознание без вашего ведома. Самость по сути это и есть вы сами.
Как только вы отчаянно захотите чтобы именно вы сидели в "кресле сознания" а не те части, которые захватывают попеременно власть, так оно и будет.
Самостью называют еще внутренней опорой, внутреннем стержнем, поддержкой, я-концепцией, внутренния Я, высшим Я и прочее. Однако суть от этого не меняется.
Если рассматривать части человека, какими они бывают, то их может быть множество. Однако они распределяют между собой некие роли, роль защитника, роль критика, роль травмированной детской части и другие. Самость может их объединить так, что их конфликты закончатся, а новые роли пойдут во благо.
Однако каждый из вас способен стать более осознанным, мудрым, руководящим лидером своей психики и жизни благодаря своей, внутренней Самости.