Если вы читаете мой канал, то точно знаете о моей любви к книгам по рукоделию. Недавно в моей коллекции появился оригинал французской книги XIX века Терезы ди Дильмон. И я даже рассказала историю как она ко мне попала. Пока я готовила статьи про рукодельные книги мне удалось найти много интересных архивных изданий, я изучила сотни материалов и раскопала большое количество интересных публикаций. Однажды я про них вам обязательно расскажу. Но сегодня я хочу показать вам книгу, которая произвела на меня большое впечатление. Это книга XVI века! Это первая в мире печатная книга по рукоделию. Мне стало очень интересно кто её издал и как она выглядит. Я уверена, вам тоже это интересно! Давайте рассмотрим все страницы поближе и узнаем о книгопечатании на его начальном этапе. Решила написать эту статью в формате рассказа. Так как информации много и многим она могла бы показаться слишком "сухой".
Я провела историческое расследование. Надеюсь, вы дочитаете эту статью до самого конца и напишите комментарий. Мне очень важна ваша поддержка. Так я смогу понять, что вам интересно такое необычное сочетание тем, как история и рукоделие. Как всегда - самое интересное ждет вас в самом конце статьи. Я покажу примеры вышивки в изделиях популярных брендов.
Привет! Меня зовут Дарья. Я автор книги "Гениальные шарфы" и канала Уникальная мастерская Chichimova.
ВСЕ ССЫЛКИ ВЫ НАЙДЕТЕ В ПЕРВОМ ЗАКРЕПЛЕННОМ КОММЕНТАРИИ ПОД СТАТЬЕЙ!
Подпишитесь на канал! И каждый день читайте полезные и интересные статьи о вязании и рукоделии!
Представьте, с книгой в руках мы перешагиваем порог одного из самых знаменитых домов Италии эпохи Ренессанса, попадая в прошлое.
Мы заходим во внутренний дворик небольшого дворца. Едва ступив на каменные плиты дворика, мы замираем, пытаясь впитать в себя всю его красоту. В центре дворика установлен небольшой фонтанчик, мерно журчащий водой в окружении карликовых апельсиновых деревьев и резных колонн, а свод потолка украшен потрясающими картинами. На стенах внутреннего дворика выдающийся художник кропотливо выписал виды старинных городов, чтобы утолить тоску молодой жены итальянского вельможи по своей далекой родине.
Около фонтана сидят женщины в красивых платьях, обсуждают последние новости, происходящие в Европе и занимаются рукоделием.
На дворе XV век, 1450-е годы. Мир переживает эпоху Возрождения, а мы находимся в самом эпицентре событий - в Европе. Совсем недавно закончилась Столетняя война (1337—1453), а Византийская империя прекратила существование после падения Константинополя (1453). Династия Тюдоров в Англии начала войну Алой и Белой розы. Недавно в Италии родился Леонардо да Винчи (но мы пока про это не знаем), а Томас Торкемада уже начинает свой путь к становлению первым инквизитором Испании.
У женщин XV - XVI веков не было права голосовать и выбирать, хотят ли они выйти замуж, иметь детей, а иногда и работать. Однако, было одно занятие, которое всегда поощрялось обществом и было доступно в любое время. Конечно, рукоделие.
Для богатых женщин XV - XVI веков вышивка была важной частью повседневной жизни. Одежда и любые предметы домашнего обихода были вышиты. И чем роскошнее и экстравагантнее был узор, тем лучше. В некоторых семьях, где женщины не могли или не хотели выполнять работу самостоятельно, можно было нанять профессиональных вышивальщиц. Но для многих женщин вышивание было полноценным и творческим занятием.
Хотя многие женщины были искусными вышивальщицами, лишь немногие могли создать модные сложные, детальные узоры. Эта проблема решалась несколькими разными способами. Например, можно было поручить создать дизайн на заказ художнику или нанять учителя по рисованию.
Но мы пришли в этот богатый дом не просто так. У нас в руках книга. И это первая в истории печатная книга со схемами для вышивки!
Это была немецкая книга. Но какая разница? С этого момента самым распространенным способом создать вышивку станет использование готового дизайна из книг. И это не зависит от языка. Схемы универсальны. После этой книги по рукоделию началось массовое издание других рукодельных книг по всей Европе. Особенно во Франции и Италии. Между 1523–1700 гг. было опубликовано более 150 отдельных наименований.
С чего все началось?
Пионером книгопечатания принято считать Библию Гутенберга. Это первая в мире книга, которая была напечатана на станке. До этого момента все книги были рукописные. Дата печати Библии Гутенберга считается начало 1450 годов. Для книг, которые были напечатаны примерно с 1440 года до 1 января 1501 года есть специальное название - инкунабула.
Инкуна́була (от лат. incunabula — «колыбель», «начало») — книги, изданные в Европе от начала книгопечатания и до 1 января 1501 года. Издания этого периода очень редки, так как их тиражи составляли 100—300 экземпляров.
Первые печатные книги преимущественно были религиозного содержания. С помощью печати решилась одна из главных проблем того времени - идентичность содержания информации в каждом экземпляре. Когда священнослужители переписывали книги от руки они могли (и часто это делали) добавить информация от себя. Они дописывали свое мнение, какую-то трактовку ситуации. Зачастую информация не соответствовала общепринятой действительности. С помощью первых печатных станков человеческий фактор исключался, все книги должны были стать идентичными по содержанию. До нас дошли издания из Англии, Германии, и других стран Европы.
Библия Гутенберга — первая крупноформатная печатная книга в истории человечества, знаменующая утверждение новой технологии и ставшая символом новой эпохи. И она до сих пор остаётся одной из самых красивых в мире печатных книг.
В это же время стали появляться издания с научным и историческим содержанием. Основными покупателями инкунабул были учёные, знать, адвокаты и священнослужители. Для этих людей и печатались книги по медицине, архитектуре, философии. Например, печатается первый календарь (1468, Гюнтер Цайнер), первая книга с изречениями философов (1477, Уильям Кекстон), книга стихотворений с любовным и политическим содержанием (еще известная как "Книга песен" — стихотворный сборник Петрарки на итальянском языке, 1479 год).
Как правило, инкунабулы печатались готическим шрифтом без абзацев. Прекрасным образцом инкунабулы является иллюстрированная «Нюрнбергская хроника» Хартмана Шеделя, изданная в 1493 году Антоном Кобергером.
Автор книги Хартман Шедель - известный немецкий врач, гуманист, историк, картограф.
Нюрнбергская хроника — инкунабула 1493 года издания, содержащая иллюстрированную хронику библейской истории от сотворения мира. «Книга хроник с цифрами и изображениями от сотворения мира» написана на латинском языке Хартманом Шеделем, издана в переводе на средненемецкий язык Георга Альта. Уникальным этот труд делают 1809 ксилографических иллюстраций, органически связанных с текстом. Некоторые сохранившиеся экземпляры раскрашены от руки.
Сейчас вы могли задать себе вопрос. "Почему мне нужно знать всю эту информацию, если я хочу просто увидеть первую в мире книгу по рукоделию"?
А ответ очень прост. Между знаменитой инкунабулой «Нюрнбергская хроника» Хартмана Шеделя и книгой о рукоделии есть прямая связь. И это - печатник (издатель)!
Впервые книга «Нюрнбергская хроника» вышла в свет 12 июля 1493 года. Спустя несколько месяцев, 23 декабря того же года вышел немецкий перевод. Стоимость книги, конечно, была высока. Ее могли себе позволить лишь единицы.
В 1496 в Аугсбурге впервые выходит переиздание этой книги меньшего формата. Теперь «Нюрнбергская хроника» стоит значительно дешевле и стала доступна более широкому кругу читателей. Этот более дешевый вариант знаменитой книги подготовил и издал печатник Иоганн Шонспергер старший - известный немецкий типограф. Шонспергер знаменит благодаря публикации первого немецкого «карманного» издания «Нюрнбергской хроники», текст и размер которой был сокращён для удобства и прибыли. А так же его имя прославили и другие книги.
Иоганн Шонспергер старший стал придворным печатником императора Максимилиана I. Одно из значимых достижений - в 1513 году для императора-библиофила роскошный Молитвенник. Книга была выполнена из пергамента и имитировала рукопись.
Иоганн Шонспергер младший
У Иоганна Шонспергера старшего был сын. И он продолжил дело отца, тоже стал книгопечатником. О его жизни известно мало. Однако, в историю он вошел благодаря первой в мире книге о рукоделии. В типографии Шонспергера использовалась техника печати, известная как ксилография (гравюра по дереву).
Ксилография — разновидность графического искусства, способ гравирования по дереву, а также оттиск на бумаге с деревянной печатной формы — эстамп. То есть, на деревянной дощечке сначала гравировалась картина, затем на нее наносились чернила, после этого на бумаге делался оттиск.
Вот такая витиеватая дорожка вывела нас от Библии Гутенберга до печати книг Иоганном Шонспергером младшим. И про первые печатные книги теперь мы знаем больше.
Но что же происходило около того фонтанчика во внутреннем дворике в компании богатых женщин? Мы ведь пришли с книгой в руках! Аккуратно расправив длинную юбку присаживаемся недалеко от других леди. Хвастаемся приобретением и показываем печатную находку.
Это книга с текстильным переплетом, напечатанная с помощью ксилографии.
Тип, используемый при маркировке подписей, идентифицирует эту книгу как одну из книг Шонспергера. В книге должно быть 19 листов с 26 страницами узоров и надписей. Поскольку в 1529 году другой издатель скопировал несколько шаблонов в своей книге, то недатированное издание Шонспергера, несомненно, предшествовала ей. Книга датируется примерно 1523 годом.
Название: Ein ney Furmbüchlein
Издатель: Иоганн Шёнспергер Младший (немецкий, действующий 1510–30)
Дата: около 1523 год
Размеры: 20 x 15,5 см
Узоры для вышивки предположительно могли бы быть разработаны в студии семьи Хопфера. По некоторым данным они изначально были разработаны для украшения парадных доспехов или брони, которые были популярны в 15-17 веках.
Теория с применением этих узоров не только для вышивки, но и для украшений брони состоятельна еще потому, что в рисунках можно увидеть геральдические знаки и вензеля, которые тоже использовались в украшении пластинчатых лат. А еще в данном издании нет разбивки рисунка на отдельные стежки. Как обычно это делается для вышивальных схем.
Даниэль Хопфер Старший жил в том же городе, что и Иоганн Шёнспергер мл., в Аугсбурге. Хопфер был знаменитым художником, гравером и мастером-оружейником. Один из первых в 1507 году использовал технику офорта (травлёного штриха) на железе, заимствованную затем Альбрехтом Дюрером и другими гравёрами. Автор большого числа ксилографий (гравюр на дереве).
Вся семья Хопфер так или иначе была связана с художественной деятельностью. Отец и мать Даниэля были художниками. Его брат и другие члены семьи были рисовальщиками и гравёрами. Даниэль Хопфер получил профессию гравёра стальных рыцарских доспехов, что и послужило поводом к последующему открытию возможностей офорта на железе.
Техника его других работ схожа с техникой ксилографий из данной книги. И большинство его работ приходится на те же даты, когда Иоганн Шёнспергер мл. активно вел свою деятельность.
Между 1523–1700 гг. было опубликовано более 150 наименований книг по рукоделию. Хотя большое количество разных книг не означает разнообразие вариантов моделей. Плагиат был широко распространен. Одни и те же рисунки снова и снова появляются по всей Европе. Иногда издатели заказывали новые деревянные блоки с некоторыми изменениями, но зачастую это были прямые копии.
В Великобритании книг с узорами было всего 4 наименования. Частично это произошло из-за нехватки хороших граверов, а также из-за законов об издательстве, которые означали, что только определенные типы книг могли публиковаться в достаточно больших количествах, чтобы быть финансово жизнеспособными.
Большинство страниц в книге занимают буквы. Они на немецком языке и выполнены готическим шрифтом.
Готический шрифт появился в XI веке. С конца XVI века применение готических шрифтов в письме и книгопечатании постепенно прекратилось, готический стиль бы вытеснен антиквой.
Символы готического алфавита имеют такой вид потому что ранее для письма в качестве пишущих инструментов использовались гусиные перья, которые были обрезаны по диагонали. При письме наклоняли пишущую кромку под углом к линии строки. Из-за этого буквы получались близко расположенные, что также экономило бумагу. Можно было варьировать толщину отдельных частей букв и рисовать тонкие элементы.
Обратите внимание, что на некоторых страницах в книге поверх эстампов нарисованы узоры.
Доподлинно неизвестно кто нанес эти рисунки. Они встречаются в нескольких экземплярах. Можно сказать, что эта книга - палимпсест.
Палимпсест — это, грубо говоря, когда на одно изображение поверх нанесено другое. В древности так обозначалась рукопись, написанная на пергаменте, уже бывшем в подобном употреблении. Палимпсесты были вызваны дороговизной писчего материала, которая приводила к его неоднократному использованию. Позже это понятие было распространено и на наскальные росписи первобытного искусства, когда на стенах с полустёршимися от времени росписями наносили новые изображения.
Вы наверняка знаете о знаменитом палимсесте Древнего Египта - это Абидосские иероглифы. Это искажённые иероглифы, обнаруженные в одном из залов поминального храма фараона Сети древнего египетского города Абидоса, принимаемые уфологами за вертолёт, подводную лодку, дирижабль и планёр. Изображения представляют собой результат наложения двух иероглифических надписей, произошедшего из-за разрушения покрывавшей старую надпись штукатурки.
Сегодня палимсестом можно назвать любое издание, в котором информация наложена друг на друга. В метафорическом или обобщённом смысле слова "палимсест" сделался синонимом культуры вообще, но в это мы сегодня углубляться не станем.
В книге мы видим узоры, которые отличаются от цвета печати. Некоторые из них накладываются поверх печатных букв.
Рисунки и буквы выполнены по клеточкам. Именно эта деталь указывает на то, что книга предназначалась как схемы для вышивки.
Эта книга, как и многие другие книги по рукоделию того периода, включали разделы посвященные вышивке гладью и крестиком, кружеву и ришелье.
На отдельных страницах можно увидеть не до конца пропечатанные места. Например, слева от цветка. А еще видно место соединения отдельных частей гравюры. Например, на нижней части между буквами.
В данной книге даны буквы не одного типа шрифта, с сразу двух.
Обратите внимание, насколько буквы с предыдущих страниц отличаются от букв со следующей страницы. Здесь мы видим больше украшений, при меньшей толщине самой буквы.
На отдельных вариантах написания букв можно увидеть нестандартное решение. В букве "А" используется элемент соединения в виде круга.
Небольшое напоминание
Я до сих пор не могу в это поверить, но я тоже автор. Моя книга вышла в одном из крупнейших издательств. И благодаря ей вы сможете связать множество разных вариантов шарфов. В этой книге нет вышивки, но есть много потрясающих изделий, которые согреют вас и ваше сердечко.
Мою книгу "Гениальные шарфы. От бактуса до скейча. Конструктор трендовых шейных аксессуаров" можно найти на Яндекс.Маркете. А еще, конечно, она есть на Читай Город, Бук.24, Ozon, WB, и многих других магазинах. ВСЕ ССЫЛКИ ВЫ НАЙДЕТЕ В ПЕРВОМ ЗАКРЕПЛЕННОМ КОММЕНТАРИИ ПОД СТАТЬЕЙ!
Кстати, в моей следующей книге должна быть целая глава по вышивке на вязаном полотне. Как вы могли догадаться из темы этой статьи, я большой любитель вышивки!
Особенность книги, которую мы с вами рассматриваем - уникальность. Предполагается, что гравюры в данной книге уникальны. Именно с этой книгой можно сравнивать другие печатные книги, отталкиваясь от нее как от первоисточника.
Хочу обратить внимание на то, что раньше вязание тоже можно было отнести к вышивке. Долгое время вязальщицы пользовались схемами для вышивки. И отдельных схем для вязания просто не существовало. К тому же спицы называли иглами. И это тоже небольшая отсылка вязания к технике вышивания.
А еще вышивание на вязаном полотне тоже практиковалось достаточно часто. Поэтому, данную книгу с натяжкой можно назвать книгой и по вязанию тоже.
На некоторых картинах можно увидеть целые картины. Чаще всего это фантазийные сцены, реже - из жизни. Благодаря фантазии в то время можно было создать необычных животных или даже целые истории.
Гладью или крестиком обычно вышивали буквы, вензель, фразу или стихотворение.
В книге можно увидеть геометрические узоры и сложные витиеватые мотивы. Для таких узоров зачастую использовалась комбинированная техника и вышеупомянутая техника "ришелье".
Ришелье, также известная как "punto tagliato" на итальянском языке, представляет собой технику рукоделия, при которой части текстиля, обычно хлопка или льна, отрезаются, а полученное «отверстие» укрепляется и заполняется вышивкой или кружевом, которое создавалось с помощью иглы.
Небольшое напоминание
Спешу напомнить, что недавно открыла подписку на boosty! Там вы найдете расширенные версии статей и другие полезные материалы, а еще сможете поддержать мой канал. Подписывайтесь на bоosty! А в моем телеграмм-канале книги и инструменты по вязанию я показываю ежедневно, а интересная информация и короткие посты там появляются раньше. Присоединяйтесь к телеграмм-каналу. ВСЕ ССЫЛКИ ВЫ НАЙДЕТЕ В ПЕРВОМ ЗАКРЕПЛЕННОМ КОММЕНТАРИИ ПОД СТАТЬЕЙ!
Узоры в книге в основном с растительными или геометрическими значениями, пригодными для повторения в качестве бордюров.
Бордюрами принято называть повторяющийся рисунок или дизайн вышивки, расположенный по прямой линии.
Орнаменты для бордюров были отделены друг от друга линиями с узорами.
Этот прием позволял на одну страницу вместить большее количество узоров. Ведь такие линии с узорами тоже использовались в вышивании.
Перенос выкройки из книги на материал осуществлялся методом «надавливания». Эта техника заключалась в прокалывании контура выкройки булавкой, прикреплении страницы к куску ткани, а затем протирании сажи или угля через отверстия для булавок, чтобы что при удалении страницы пигмент оставался на месте.
Отдельные контурные черные точки соединяли, рисовали линии. А уже после этого приступали к вышивке.
Почти все схемы были напечатаны на прямоугольной бумаге и имели прямоугольный размер. Это позволяло вышивальщице пропорционально увеличить размер готовой вышивки.
Такие рисунки по пропорциям легко перенести на бумагу, сделав узор больше или меньше.
Некоторые мастерицы адаптировали дизайны из книг по рукоделию для конкретных проектов. Но более опытные мастерицы могли пользоваться книгами, предназначенным для переплетчиков или каллиграфов. А также книгами о травах и эмблемах, в которых было множество специфических и очень необычных узоров и картин.
Помимо букв иногда вырисовывались целые сцены. Сцены с охотой, например. Иногда на картинках можно увидеть виноградную лозу или сложные цветы.
Сидя в дружном кругу единомышленниц около журчащего фонтана незаметно для всех наступил вечер.
Пришло время собираться домой. Мы закрываем книгу, которая восхитила всех собравшихся дам. Встаем, расправляя длинную расшитую золотыми нитями юбку. И, попрощавшись, перешагиваем порог богатого дома. Из Эпохи Возрождения мы попадаем в современный мир.
Вышивка и вязание сегодня
Для современных рукодельниц исторические книги по-прежнему служат источником вдохновения, а для историков — захватывающим взглядом на издательское дело и историю XV - XVI веков.
В самом начале статьи я обещала вам показать пример использования вышивки в изделиях ведущих брендов. Что ж, таких примеров очень много! Я постаралась найти изделия с отсылками на мотивы из книги. Вы можете не поверить, но я это сделала!
Например, вышивка на кардигане от моего любимого бренда Alanui идеально вписывается в концепцию книги 1523 года. Это изделие из весенней коллекции 2024 года украшен замысловатой вышивкой в виде завитков. Кардиган изготовлен в Италии из мягкой шерсти и украшено бахромой вдоль шалевого воротника.
Мотив в виде треугольников по нижнему краю очень напомнил мне мотив с одной из страниц в книге.
И если побольше присмотреться, то многие узоры в какой-то интерпретации можно найти в книге.
Когда я начала подбирать примеры для этой статьи, то вспомнила бренд Emporio Sirenuse. Поняла, что никогда не писала про него на канале. Нужно будет исправить эту несправедливость. Ведь у них много потрясающих изделий с вышивкой!
Например, это потрясающее платье. Оно замысловато расшито изящными цветами, некоторые из которых украшены блестящими нитями. Оно затягивается на талии и имеет лиф из бархата, а воздушную макси-юбку из шифона.
Вышивка имеет цветочный мотив. На лифе можно увидеть целый букет! А на юбке узоры выстроены в линию. По нижнему краю виден бордюр.
Юбка и кроп-топ от Emporio Sirenuse тоже вышиты похожим мотивом.
Топ украшен бусинами с замысловатой окружающей его вышивкой бисером, а так же и вышивкой с красивым ботаническим мотивом. Он выполнен из гладкого бархата и имеет элегантный квадратный вырез.
Юбка имеет красивый вышитый ремень. И разные узоры по длине.
Каждая извилистая лоза усеяна мерцающей пряжей, а шнуровая отделка тоже имеет нежный блеск. Выполненное из мягкого бархата изделие имеет элегантную форму и высокий пояс, украшенный геометрическим мотивом.
Поделитесь своим мнением в комментариях! Вам понравился такой формат статей? Как вам книга 1523 года? Вдохновились ли вы на вязание и вышивание?
Уникальная мастерская Chichimova. ПОДПИШИТЕСЬ и ПОДЕЛИТЕСЬ СТАТЬЁЙ!
Читайте и другие статьи: