Почему человек в подавленном состоянии слушает грустные песни? При этом, если спросить кого-то: "что вам в депрессии помогает?". Частый ответ: «Музыка». И, как ни странно, это - грустная музыка. Почему? И часто это столь грустная музыка, что... «будто выворачивает душу».
Зачем? Казалось бы, куда ещё-то добавлять? Зачем травить душу и "сыпать соль на рану"? Однако... оно помогает. Как и чем?
Иногда нашей психике требуется «раскачка». При серьёзной психологической травме и «неправильном» проживании горя происходит «заморозка» чувств. Человек буквально теряет способность почувствовать и отреагировать телесно свою душевную боль. Грустные песни "раскачивают" лодку. Так называемый "катарсис", который я упоминала в предыдущей главе. Иногда переживающему тяжелые моменты жизни даже удаётся поплакать. Напряжение выводится вовне и немного спадает. Иногда даже немного - достаточно.
Порой бывает так, что человек привык настолько контролировать и подавлять свои эмоции, настоящие чувства, что не замечает, как они "трансформируются" в настоящие, не "эфемерные" болезни. Он словно утрачивает саму способность чувствовать. И этим мешает своему "освобождению", своему здоровью, счастью и будущему благополучию.
Удивительная способность людей наслаждаться негативными переживаниями известна на протяжении тысячелетий. Некоторые любят снова и снова слушать грустные музыкальные композиции, связанные с воспоминаниями. Словно наслаждаются своей болью и говорят самим себе: "Я такой несчастный... Меня никто не понимает..." Да, я тоже переживала такое состояние. Но, оказалось, это - лишь верхушка айсберга.
Даже незнакомая печальная инструментальная музыка порой вызывает парадоксальное чувство удовольствия. Ученые из Великобритании и Финляндии представили совместное исследование, по-новому объясняющее этот феномен. Результаты опубликованы в журнале Frontiers in Psychology.
Измерить грусть: музыка, картинки, сердечный ритм
В экспериментах участвовали 102 человека (среди них 65 женщин) в возрасте от 20 до 67 лет, которым дали послушать незнакомый образец грустной музыки. Для исследования был использован отрывок длиной восемь с половиной минут из инструментальной пьесы Discovery of the Camp из телесериала «Братья по оружию», с помощью которого уже успешно вызывали грусть у испытуемых в предыдущих исследованиях. Эта композиция была выбрана для того, чтобы результаты не искажало влияние связанных с музыкой воспоминаний и воздействие текстовой информации.
Эмоциональное состояние людей до и после прослушивания образца определялось с помощью специального опросника. У участников узнали, вызвала ли музыка у них эмоциональный отклик, и если да, то насколько сильный. Затем им выдали два набора прилагательных. В первом случае нужно было определить, насколько предложенный эпитет соответствует прослушанному отрывку музыкального произведения, а во втором — насколько он описывает чувства испытуемого.
Этот метод был дополнен непрямыми измерениями. Участникам показали 25 картинок, где изображены люди с неопределенными выражениями лица, и попросили отметить, какие эмоции они видят. Исследователи предполагали, что люди, чувствующие грусть в данный момент, более расположены указывать, что на картинках грустные лица.
Во время прослушивания музыки также были проведены физиологические измерения: определялась частота сердечных сокращений и электрическая активность кожи. Также были учтены личные особенности испытуемых, например музыкальные предпочтения, склонность к сосредоточенности и ностальгии.
Три слагаемых печали
Результаты показали, что эмоциональный ответ определяется сочетанием трех факторов: грусть, связанная с расслаблением, сочувствующая грусть и нервная грусть. Грусть, связанная с расслаблением, характеризуется чувством умиротворения и некоторой привлекательностью. Грусть, вызванная сочувствием, отражает значительный опыт сопереживания, а нервная грусть включает тревожные ощущения, перенесенные страхи и негативный настрой.
Склонность к переживанию грусти-сочувствия оказалась сильно связанной с эмпатией и впечатлительностью, обыкновением «принимать все близко к сердцу»,
а не с сосредоточенностью и подверженностью ностальгии, как предполагалось ранее. Другие два типа грустных ощущений было трудно предсказать, основываясь на особенностях личности и индивидуальных различиях.
Тест с картинками показал, что люди, испытывавшие нервную грусть, были сильно предубеждены по отношению к изображенным эмоциям: они гораздо реже выбирали определения, связанные со счастьем. Очевидно, их собственные переживания в этот момент были негативными. Люди, у которых преобладала грусть, связанная с расслаблением, не продемонстрировали никаких предпочтений в выборе. Те же, кто испытывал грусть-сочувствие, определенно ощущали себя грустными, но эта эмоция была для них не отрицательной, а скорее приятной.
Ученые назвали представителей группы, склонных к грусти-сочувствию, Sadness enjoyers — буквально «те, кто наслаждается грустью». Еще признаки этого типа людей — развитая фантазия и умение принять точку зрения другого человека, а вот для двух других типов одним из немногих определяющих факторов оказалось качество жизни.
Важным пунктом в интерпретации результатов был пол испытуемого, поскольку предсказания, к какому типу относится участник эксперимента, оказались для женщин более достоверны. Возможно, это связано с тем,
что мужчины реже (или по крайней мере не так сильно) сопереживают выдуманным ситуациям.
Кроме того, мужчины, движимые гендерными стереотипами, что им полагается проявлять твердость характера, подсознательно отвечали на вопросы не совсем честно. С другой стороны, тот же эффект мог проявляться и у женщин: они также могли описывать свои чувства неточно, преувеличивая свои эмоции в соответствии с гендерной моделью поведения.
Конечно, в жизни на людей влияет гораздо больше сторонних факторов, чем учитывалось в этом исследовании. Большую важность имеет эмоциональное состояние в момент прослушивания музыки и сам выбор трека, связанные с ним воспоминания и ассоциации. Однако работа объясняет, в чем причина головокружительной популярности печальных мелодий: определенному типу людей они позволяют почувствовать сопереживание, в котором для них есть оттенок удовольствия.
Грустные песни совпадают с нашими чувствами и помогают в них разобраться
Как пишет журнал Psychology Today, люди соотносят себя с эмоциями, выраженными музыкой или смыслом текста.
Мы выбираем музыку, которая отражает тон наших текущих жизненных обстоятельств, и ищем в песнях эмоции, которые будут резонировать с нашими собственными.
Поэтому многие предпочитают слушать грустную музыку, именно когда чувствуют себя подавленно. И желание слушать тоскливый репертуар сильнее всего проявляется непосредственно после наступления негативного настроения.
Хотя минорные композиции могут углубить и усилить чувства печали и потери, они могут оказать на нас и позитивное воздействие. В том же источнике приводилось исследование Аннемике Ван ден Тол и Джейн Эдвардс, обнаружившее, что
совпадение передаваемых песней чувств с чувствами человека помогало ему разобраться в себе. Так сказать, разложить мысли по полочкам и провести «когнитивную переоценку» своих эмоций.
Новое исследование ученых из Токийского университета искусств и Института RIKEN (Япония) доказывает, что грустная музыка может вызывать положительные эмоции. Именно поэтому людям и нравится слушать печальные мелодии.
Для исследования ученые пригласили 44 добровольца, среди которых были как музыканты-профессионалы, так и обычные люди без музыкального образования. Участникам эксперимента предложили послушать два «грустных» отрывка и один «счастливый» отрывок из музыкальных произведений. Поле этого добровольцы должны были оценить свои эмоции после прослушивания композиций.
В качестве «грустных» мелодий исследователи использовали фа-минорную «Разлуку» Глинки
и соль-минорный этюд Блюменфельда «На море».
Веселой музыкой был соль-мажорный отрывок из концентра соль мажор Гранадоса.
Примером современной печальной музыки...
Также... Одна из моих любимых "печальных" рок-композиций - Under your scars группы Godsmack. На мой взгляд, это - очень сильная композиция о любви.
В эксперименте исследователи также проигрывали минорные композиции в мажоре, и наоборот.
Исследователи отметили, что грустная музыка вызывает у слушателей противоречивые чувства. С одной стороны, участники эксперимента отмечали такую музыку как трагичную, но с другой стороны, они получали от нее удовольствие.
Почему же так происходят? Проанализировав данные своих исследований, японские ученые пришли к выводу, что грустная музыка вызывает у слушателей романтические эмоции и грусть одновременно, и именно эти амбивалентные чувства заставляют людей снова и снова включать грустные мелодии и наслаждаться ими. Такое отношение к грустной музыке характерно для всех людей – и у меломанов-профессионалов, и у обычных неподготовленных слушателей.
Но важно и другое открытие. Оказывается печаль, представленная в музыке, вызывает меньше неприятных чувств из-за того, что не угрожает реальной жизни.
Таким образом, печальная музыка производит терапевтический эффект. Она помогает людям справиться с отрицательными эмоциями.
То есть, люди даже наслаждаются ненастоящими, музыкальными печальными эмоциями, получают от них удовольствие. Прослушивание грустных мелодий снижает напряжение, которое человек испытывает в реальности, расслабляет его, заставляет почувствовать себя более счастливым.
Теперь понятно, почему нередко люди, испытывая грусть, включают любимую медленную музыку и слушают ее часами. Ученые не возражают против такой терапии, а напротив, рекомендуют ее.
В следующей статье я приведу в доказательство ещё одно иностранное исследование.
А пока - желаю вам исцеляющей и освобождающей печальной музыки! Пусть она приносит только хорошее!
P.S. Приветствуются предложения тем=)