Найти в Дзене
VK Play

Один из лучших данжен-кроулеров — обзор «Ктулху: Смерть может умереть»

Возвращение популярной игры о борьбе с культистами и Древними Богами, которым в этот раз наконец-то можно дать сдачи В марте 2024 в Россию наконец привезли новый тираж «Ктулху: Смерть может умереть». Хит от CMON уже несколько лет подряд держится в середине топ-100 лучших настольных игр, а благодаря стараниям Hobby World в стране перевыпустили не только базовую версию, но и три важных дополнения. Рассказываем, почему «Смерть может умереть» способна понравиться не только фанатам жанра и Лавкрафта, но и любым поклонникам настолок в принципе. Игры о хтонических чудовищах пользуются огромной популярностью, причем в России по какой-то причине особенно. «Древний ужас», «Ужас Архэма: Карточная игра», «Особняки безумия» и разные редакции обычного «Ужаса Аркхэма» регулярно попадают в топы самых популярных настолок. Центральная идея у них одна: героями выступают люди самых разных профессий, которых обобщенно называют сыщиками. Они неожиданно узнают про надвигающийся катаклизм с пробуждением злых

Возвращение популярной игры о борьбе с культистами и Древними Богами, которым в этот раз наконец-то можно дать сдачи

В марте 2024 в Россию наконец привезли новый тираж «Ктулху: Смерть может умереть». Хит от CMON уже несколько лет подряд держится в середине топ-100 лучших настольных игр, а благодаря стараниям Hobby World в стране перевыпустили не только базовую версию, но и три важных дополнения. Рассказываем, почему «Смерть может умереть» способна понравиться не только фанатам жанра и Лавкрафта, но и любым поклонникам настолок в принципе.

-2

Игры о хтонических чудовищах пользуются огромной популярностью, причем в России по какой-то причине особенно. «Древний ужас», «Ужас Архэма: Карточная игра», «Особняки безумия» и разные редакции обычного «Ужаса Аркхэма» регулярно попадают в топы самых популярных настолок. Центральная идея у них одна: героями выступают люди самых разных профессий, которых обобщенно называют сыщиками. Они неожиданно узнают про надвигающийся катаклизм с пробуждением злых Древних богов и пытаются его предотвратить. От игры к игре меняется масштаб: в «Особняках безумия» герои сражаются со злом в пределах одного дома, а в «Древнем ужасе» путешествуют по всему миру. И хотя у этих настолок достаточно похожих элементов, геймплейно они все же достаточно отличаются, чтобы фанаты продолжали скупать все коробки серии.

Большинство игр с монстрами Лавкрафта объединяет последовательность действий: сначала герои расследуют дело и ищут способы остановить зло, а уже потом убивают чудовищ. Поэтому сражениям отводится лишь часть времени, а иногда до них вообще не доходит. При этом битвы, как правило, очень опасны. И схватка даже с парой врагов заканчивается если не гибелью персонажа, то большим количеством ран и помутившимся рассудком.

-3

«Ктулху: Смерть может умереть» – это возможность отомстить за все обиды и проигрыши в других настолках по Лавкрафту. Главные герои тут уже знают, как прервать ритуал и убить Древнего, а все общение с культистами ограничивается выстрелами из дробовика в лицо. Команде надо максимально быстро выполнить какую-нибудь задачу по предотвращению ритуала и разделаться со всеми, кто попытается мешать, будь это человек или монстр. «Смерть может умереть» – воплощение того самого мема с Роршахом из «Хранителей», который кричит: «Это не меня заперли с вами, это вас заперли со мной!».

Устроена игра CMON предельно просто и среди всех «лавкрафтовских» максимально дружелюбна к новичкам. Каждая партия состоит из комбинации сценария и коробки Древнего: в базовой версии шесть историй и два больших монстра, каждый со своими способностями и набором приспешников. Получается 12 вариаций: выбрав сценарий и чудовище, игроки смешивают карты из коробок, выкладывают тайлы поля и узнают, как нарушить обряд культистов. В финале миссии на карте в любом случае появится главный монстр, которого надо уничтожить, но нанести ему урон нельзя, пока ритуал не будет прерван.

-4

В свой ход игрок может выполнить до трех базовых действий: переместиться, атаковать, вылечить раны и так далее. Потом он открывает карту мифа, когда с героями происходит что-то неприятное, ищет полезные предметы или получает урон от врагов, а затем выполняет финальные проверки. После этого ход сразу переходит к другому персонажу. Игра очень динамичная и отлично работает даже при полном составе из пяти человек – скучать некогда.

Результаты всех действий определяются кубиками. В игре их три основных и пять дополнительных. На гранях есть символы успеха, провала, специальный знак, результат которого зависит от способностей самого персонажа, а также символ безумия. Это одна из самых интересных механик игры: чем больше таких знаков выпадает, тем больше персонаж сходит с ума и тем сильнее становится, улучшая один из навыков. У каждого героя есть три ветки прокачки, позволяющие лучше бросать кубики, лечить себя, убегать от врагов и так далее. Однако максимально крутой боец оказывается близок к полному безумию. Если потерять слишком много рассудка, то персонаж сойдет с ума, а сценарий завершится провалом.

-5

«Смерть может умереть» – классический «кубомет», однако в игре доступна возможность контролировать результаты бросков. У персонажей есть шкала усталости, позволяющая перебрасывать кубики. Ее несложно обнулять, поэтому от удачи тут зависит не все, хотя и многое. Это одна из самых простых и изящных систем, позволяющих адаптироваться под развитие событие и самому решать, в какой момент стоит рискнуть.

Благодаря механике безумия образуется интересная геймплейная динамика. Где-то надо побыстрее начать съезжать с катушек, чтобы иметь возможность давать отпор стартовым врагам. Где-то лучше не торопиться, тратить усталость и перебрасывать плохие кубики, оттягивая потенциальное безумие на потом. Более того, периодически в дело вступают карты фобий, когда герои выходят из-под контроля и вытворяют всякую дичь: поджигают комнаты, атакуют своих же и так далее. Прохождение сценария напоминает смешные приключения в духе «Отряда самоубийц», где ни на кого нельзя положиться, но приходится работать вместе ради общей цели.

-6

Упор на экшен не делает «Смерть может умереть» простой игрой, хотя определенно менее стрессовой. Согласно статистике, в большинстве сценариев победить можно примерно с вероятностью в 50%: шанс гораздо выше, чем в других «Ужасах Аркхэма», но все еще не слишком высокий. Каждая история ощущается не такой безвыходной. Вы либо выигрываете с минимальным перевесом, либо проигрываете, когда почти одолели главного босса. Тут не бывает ситуаций, когда персонаж в начале партии потерял кучу здоровья и потом вынужден всю оставшуюся игру искать аптечку, а не помогать другим. Поэтому «Ктулху» не вызывает привычного раздражения, в отличие от других похожих настолок.

Метроидвания в косоворотке — впечатления от Slavania

Еще одно огромное достоинство игры – модульность компонентов. В базовой версии 10 сыщиков, 6 сценариев и два Древних. Все это можно сочетать в любом формате, поэтому даже одна история будет проходиться по-разному. У персонажей разные способности, у Древних – разные приспешники, а уникальные компоненты сценариев тоже выкладываются случайным образом. Благодаря этому реиграбельность очень высокая. Один сценарий можно пройти как минимум раз пять, прежде чем он начнет казаться хоть немного предсказуемым.

Один из вариантов покраса с просторов сети
Один из вариантов покраса с просторов сети

Изданием «Смерть может умереть» на Западе занималась CMON – компания, известная своей страстью к миниатюрам и высокому качеству компонентов. Мы уже писали про ее «Зомбицид», и «Ктулху» точно такая же: очень красивый арт, качественные тайлы полей и сразу 45 высоко детализированных фигурок. На форумах часто можно встретить истории, как не заинтересованные в геймплее люди покупают игру просто ради покраса миниатюр: даже по фото наверняка понятно, почему. Кроме того, большинством игр по Лавкрафту занимается FFG, которая любит использовать одни арты во всех своих играх. «Смерть может умереть» в этом плане глоток свежего воздуха: наконец-то на картах новые изображения главных героев и чудовищ.

Когда я только начинал собирать коллекцию настольных игр, обилие дополнений приводило меня в ужас. Но быстро выяснилось, что издатели почему-то не любят выпускать коробки, которые можно просто замешать в базовую версию. Часто дополнения плохо сочетаются друг с другом, а место на полке занимают, поэтому надо тщательно анализировать, что покупать. «Смерть может умереть» выделяется на фоне многих игр благодаря модульности: даже грядущие третий и четвертый сезоны будут полностью совместимы со старыми коробками.

-8

В России пока выпустили три важных дополнения. «Второй сезон» – это большая коробка с 10 новыми сыщиками, 8 фрагментами поля, 6 новыми эпизодами и 17 фигурками монстров. Несмотря на название, это отдельная сюжетная ветка и обязательное расширение для всех, кому хочется больше вариативности. Весь контент можно комбинировать с базовой игрой: проходить новые сценарии за старых героев или наоборот. А Древние из оригинальной игры сочетаются с монстрами из новых историй. Сами сюжеты получились отличными — с новыми геймплейными механиками, необычными локациями и жуткими монстрами. На мой взгляд, сценарии во втором сезоне вышли чуточку лучше, чем в оригинале, особенно вторая половина кампании.

«Черная Коза Чащоб» и «Йог-Сотот» – два не таких масштабных, но не менее важных дополнения, которые добавляют в игру новых Древних. Их тоже можно комбинировать со всеми сценариями из базы и второго сезона, значительно повышая реиграбельность историй. В коробке с каждым Древним – новые карты мифов, фигурки приспешников и, конечно, большие миниатюры главных злодеев.

-9

Йог-Сотот – самый простой из боссов, победить которого чуть проще, чем остальных. Если вам хочется не слишком сложных игр с новичками, остановиться стоит на нем. В коробке с Йог-Сототом идет Уилбер Уэйтли – персонаж из рассказа «Ужас Данвича», который пытался уничтожить человечество и впустить в наш мир страшных существ.

Черная Коза Чащоб, наоборот, самый сложный босс, особенно при игре большой командой. Помогают этому Древнему сразу шесть особей Темной молоди с очень раздражающей способностью: каждая недобитая тварь плодит еще одну. Если вам хочется настоящих страданий и высокой сложности, стоит выбрать эту коробку.

Из минусов стоит выделить организацию компонентов – она тут, мягко говоря, не радует. Все сценарии и карты Древних лежат в отдельных картонных коробочках, которые уже после пары использований выглядят потрепанными. Какими они будут к 30-й партии – страшно даже думать. При этом как-то переосмыслить расположение компонентов сложно: все лежит впритык, можно избавиться разве что от пластиковых органайзеров для миниатюр и хранить фигурки вперемешку. Но это плохое решение для тех, кто захочет покрасить их.

-10

С точки зрения компактности «Смерть может умереть» тоже не порадует. Многие игры позволяют избавляться от лишнего картона и хранить все в одном месте, но это не тот случай. Даже небольшие расширения в основную коробку не спрятать — все придется хранить отдельно. Это проблема не конкретно этой игры, а любой настолки со множеством миниатюр в целом. Но этот фактор все-таки стоит учитывать, если место дома у вас ограничено.

Baldur's Gate 1 и 2 после третьей части: стоит ли играть?

Наконец, стоит отметить почти полное отсутствие нарратива. Если вы привыкли к большим объемам текста из других «лаврафтовских» игр, «Ктулху» вас либо сильно разочарует, либо обрадует. У сценария есть завязка в несколько предложений, а карты сюжетной колоды содержат всего пару фраз и объясняют, каким образом вы получили тот или иной предмет. Это не мешает достраивать историю из геймплейных ситуаций, но именно текстовых атмосферных жутких историй в духе тех же «Особняков безумия» ждать не стоит. Тут максимум фокуса на геймплее.

«Ктулху: Смерть может умереть» – один из лучших настольных данжен-кроулеров. Новички оценят понятный игровой процесс и роскошные компоненты, а ветеранам хобби игра может понравиться из-за модульности, интересных геймплейных идей и отличных дополнений. Это большая, красивая игра, которую тем не менее легко достать с полки, быстро объяснить правила и сыграть партию за адекватное время.