Без сомнения, Древний Ангкор Ват – это исключительный памятник Кхмерской Империи. Такого величественного здания в поездке по Камбодже, наверное, и не встретить больше.
Ангкор-Ват (кхмер. អង្គរវត្ត), приближенный перевод — «столичный храм». Исторические источники предполагают, не исключено, что первоначальным названием была «Врах Вишну-лока», то есть «обитель Вишну», и этот Храм воздвигнут в честь бога Вишну. Построен он королем Сурьяварманом II в первой половине XII века в области Ангкор, провинции Сиемреап на севере Камбоджи. В этой части, в окрестностях Великого озера (как называют Тонлесап, о плавании по которому напишу позже) в XI—XIV веках н.э. находился район столиц Ангкорской империи и резиденций древних кхмерских царей.
Строительство Ангкор-Вата началось в XII веке и продолжалось несколько десятков лет.
Ангкор Ват - некое земное воплощение небесной обители Вишну. Символами Ангкор Вата являются пять башен из песчаника, возвышающиеся над храмовыми стенами. Башни олицетворяют пики горы Меру — центра Вселенной. Храмовый комплекс окружён широким прямоугольным прудом, символизирующим молочный океан, из которого возник эликсир бессмертия амрита.
Ангкор Ват строился как храм-гора (пранг) — характерный для Камбоджи тип культового сооружения.
Ангкор Ват олицетворяет цивилизацию кхмеров, поэтому его изображение, начиная с 1863 года, помещено на и гербе и национальном флаге Камбоджи, .
В составе ансамбля Ангкора Ангкор-Ват включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Для обеспечения жителей водой была построена система каналов и стоков для сбора и хранения воды. Исторические данные говорят, что большая часть населения покинула Ангкор Ват в конце XIV века ввиду сильного изменения климата и возникших проблем с водой. Строительство в столице прекратилось, и жители покинули его территорию. Только в конце XVI века европейские посетители, которыми были португальские миссионеры и купцы, упоминали о посещении забытого места в своих рассказах по прибытию домой. Город пребывал в развалинах, был почти полностью заброшен, а городские строения поглощали джунгли. На протяжении столетий тропический лес прятал от посторонних глаз «мёртвый город», бывший некогда центром Ангкорской империи.
Новое открытие Ангкор Вата произошло 22 января 1861 года, когда французский ботаник Анри Муо обнаружил на левом берегу реки Сиемреап затерянный город. Первое знакомство европейского читателя с Ангкором произошло благодаря публикации в журнале «Le Tour du Monde» путевых блокнотов, писем и рисунков Муо. Публикация оказалась посмертной — автор к к моменту выхода в свет публикации скончался от болотной лихорадки во время экспедиции по Лаосу.
До официального «открытия» французами Ангкор-Вата, его упоминание можно встретить у португальского летописца Диогу ду Коуту. Он описывает Ангкор-Ват, основываясь на впечатлениях монаха-капуцина Антониу да Мадалена, который посетил Ангкор между 1585 и 1586 годами.
Внешняя стена простирается по периметру со сторонами 1024 на 802 метра, высотой 4,5 метра окружена каналом шириной 200 метров с прибрежной тридцатиметровой полосой открытой земли. В канале произрастают, как и везде в водных объектах, лотосы.
Дорога ко входу украшена скульптурами змеев-Нагов.
Каждой из сторон света соответствует своя надвратная башня, служащая входом в храмовый комплекс. Западная башня является самой большой: она состоит из трёх, ныне разрушенных, башен. Башни соединены галереями, которые имеют сплошную стену с внутренней стороны и квадратные колонны с наружной. Галереи достаточно велики, чтобы пропустить слонов, мне удалось прогуляться немного, не потеряв из виду нашу группу.
Окружная стена замыкает пространство в 820 тысяч м2, которое помимо главного храма изначально было занято служебными и жилыми постройками, а также к северу от храма, королевским дворцом. Как и остальные мирские здания Ангкора, сооружения были построены из недолговечных материалов и от них ничего не сохранилось.
Единственный вход теперь расположен с западной стороны.
Слева от входа, насколько я понял, находится некое религиозное помещение, потому что, подойдя к входу в Ангкор, заметил группу монахов, которые выходили из помещения.
Эти яркие одежды монахов можно увидеть повсюду - их много и в тайских провинциях. Очень часто у небольших храмов монахи развешивают их на близ посаженных деревьях после стирки, отчего одежды выгорают на солнце и блекнут.. Одежды же этих были настолько яркого оранжевого цвета, что необычайно выделялись на всем пейзаже.
Назначение этого отдельно стоящего здания мне неизвестно. Скорее всего, это было место жительства кого-то особенного, наверное, кого-то из руководителей. Или использовалось под другие нужды.
И вот, пройдя через ворота внутрь, попадаем в очень живописное историческое пространство.
Видно, что за историческим памятником руководство Камбоджи ухаживает. Газоны аккуратно подстрижены, за деревьями уход тоже обеспечен. Хотя в условиях Юго-Восточной Азии растения развиваются быстро, как и отмирают старые листья. Но все же они выглядят очень хорошо.
Сам Храм поражает величественностью и загадками, как такие большие сооружения могли быть построены в те века, без необходимых инструментов по обработке камня и поднятию каменных блоков на такую высоту.
Если приглядеться к этой башенке, то можно заметить одну из особенностей Юго-Восточной Азии - занесенные ветром семена растений дали всходы. И их никто не убирает.
Стены Храма бежевого, песчаного, цвета, но заметны потеки коричневого цвета.
Если внимательно присмотреться, то в основании башенки, посередине снимка, можно заметить некое подобие дверей. Это и есть двери, но лестницы к ним ведут крайне крутые. Хотя некоторые туристы все же поднимались, где было разрешено, для осмотра. Я не рискнул.
Правительство Камбоджи уделяет особое внимание этому историческому месту. В 1995 году камбоджийские власти создали APSARA Authority — государственное управление, на которое возложили комплекс обязанностей по исследованию, организации защиты и поддержания сохранности археологического парка Ангкор.
Когда мы посещали Храм, некоторые его части были закрыты для посещения ввиду проводимой реставрации, либо для поддержания в необходимом состоянии и очистки от последствий воздействия природы.
Следующие два фото были последними - нам уже необходимо было выдвигаться в Сием Рип.
Пожалуй, напоследок еще немного. По сути, впервые каждый из нас знал об этом месте на Земле с детства. Романтическое представление о разрушенном городе вдохновило британского писателя Редьярда Киплинга сочинить всем нам с детства знакомую историю про Маугли и царство бандерлогов в заброшенном городе. В «Книге джунглей» (1894) Киплинга описывает свои впечатления от руин в рассказе «Охота питона Каа», а также во «Второй книге джунглей» (1895) в рассказе «Королевский анкас».
Про другой Храм Кхмеров - Та Пром Вы можете почитать и посмотреть в моей предыдущей статье.
Благо дарю за прочтение.
Это не историческая статья, на это не претендую. Просто использовал некоторые моменты, чтобы Вы немного дополнили созерцание фото этого Храма некоторыми знаниями. А более полно про Ангкор Ват и иные места Камбоджи теперь можно почитать, не заходя в библиотеку.