Найти тему

Авиабестселлер советской авиации. Универсальный 12,7-мм авиапулемёт Березина

В статье, посвящённой альтернативному советскому истребителю МиГ-18 М «Скат» упоминалось, что данный самолёт вооружался 12,7 мм пулемётами Березина. Оружие не самоё известное, так что думаю, многие о нём захотят узнать поподробней.

13 апреля 1939 года, на вооружение Красной Армии был принят новый крупнокалиберный пулемет БС, разработанным М.Е. Березиным. Конструктор приступил к проектированию мощного авиационного пулемета калибра 12,7 мм еще в 1937 году. Пулемет задумывался для противодействия вражеским истребителям и бомбардировщикам, которые всё время становились всё более и более устойчивыми к оружию винтовочного калибра, которым были вооружены большинство истребителей межвоенного периода.

Разработка БС осуществлялась под мощный боеприпас 12,7-мм, созданный для пехотных противотанковых ружей. В октябре-декабре 1938 года пулемет БС успешно прошел серию испытаний на заводах и полигонах. Несмотря на то, что военные испытания еще не завершились, 13 апреля 1939 года, постановлением комитета обороны пулемет был запущен в серийное производство.

Данное оружие относилось к категории автоматического оружия, автоматика которого была основана на принципе отвода пороховых газов. В отличие от пулеметов ШВАК и ШКАС, закрытие ствола при выстреле обеспечивалось особым клином, а не перекосом затвора. Механизм пулемета БС оснащался ударным механизмом, который работал благодаря специальной боевой пружине.

Спусковой механизм позволял осуществлять только автоматическую стрельбу, а шептало пулемета было оснащено специальным буфером. Питание патронами для пулемета БС осуществлялось через звеньевую металлическую ленту, а механизм подачи был ползункового типа. При этом подача патронов из приемника в патронник осуществлялась не прямо. Под стволом пулемета был размещен возвратный механизм пружинного типа, который соединялся с затворной рамой при помощи специального вкладыша. Экстракция стреляной гильзы происходит с помощью зацепов затвора, а ее отражение — последующим в ленте патроном. В затыльнике авиационного пулемета располагался специальный буфер подвижных частей. Крепление ствола пулемета к ствольной коробке производилось при помощи клина.

 Березин Михаил Евгеньевич
Березин Михаил Евгеньевич

Уже в октябре 1938 года был выпущен первый образец пулемета БС. сразу же выяснилось, что это оружие имело множество достоинств, включая удачную компоновку механизмов, простое заряжание и разряжание, высокий темп стрельбы, быструю смену ствола и устранение заклиниваний.

Кроме того, пулемет обладал сравнительно малым количеством деталей и простым устройством механизма, что обеспечивало его надежность и хорошую живучесть. В декабре того же года были проведены наземные испытания двух других авиационных пулеметов, которые те также успешно прошли.

Тем не менее, пулемет БС имел и ряд серьезных недостатков. Один из них заключался в трудности перезарядки пулемета в воздухе при помощи системы тросов, что требовало от пилота больших физических усилий и могло вызвать проблемы в самые ответственные моменты боя. Также были выявлены дефекты, связанные с недостаточной прочностью некоторых деталей автоматики, которые требовали устранения.

В свете этих обстоятельств конструктор-оружейник начал разрабатывать усовершенствованный вариант пулемета под названием УБ (универсальный Березина). Это оружие было создано в трех различных вариантах: синхронном (УБС), крыльевом (УБК) и турельном (УБТ), в зависимости от его места установки на самолёте.

При этом основные механизмы и детали всех трех пулеметов оставались идентичными, за исключением ударного и спускового механизмов, которые имели небольшие отличия, в зависимости от специфики использования оружия. Так в УБК и УБС использовалась дистанционно управляемая система перезарядки в случае возникновения осечек в стрельбе во время полета повторная перезарядка осуществлялась при помощи специальной системы работающей на сжатом воздухе.

 Пулеметы УБ
Пулеметы УБ

Отдельно нужно отметить, что этот пулемет был первым в Советском Союзе, в конструкции которого использовалась пневматическая система перезарядки. Благодаря этой системе эксплуатация пулемета в ходе боя значительно облегчилась. Однако, из-за того что эту систему не применяли на турельной версии пулемета (из-за габаритов кабины) конструктор Никитин спроектировал для УБТ новую рукоятку перезарядки рычажного типа.

Боевые испытания новой версии пулеметов проходили в 1941 году, перед самым началом войны, с 7 января по 22 февраля. Синхронные пулеметы испытывались в 116-м ИАП на самолетах И-153 и И-16. Всего к испытаниям было привлечено 6 пулеметов, с общим числом сделанных выстрелов 48 286, включая 36 870 выстрелов в воздухе и 11 416 выстрелов на земле. В воздухе стреляли очередями по 20-50 патронов на высотах от 1 до 9 тысяч метров. Проверка работы автоматики пулемета в условиях низких температур проводилась на высоте около 8-9 тысяч метров, где температура воздуха достигала -42-48 градусов Цельсия.

Работа пулемета Березина под воздействием инерционных сил проверялась при выполнении различных фигур высшего пилотажа: боевых разворотах, глубоких виражах, бочках, петлях и во время пикирования. Во всех случаях пулеметы, установленные на истребителях, работали надежно с незначительным числом задержек. Без дополнительной смазки и чистки пулеметы могли в среднем выпускать 1470 патронов, что позволяло совершить до 5-6 боевых вылетов в день без необходимости снимать пулемет для обслуживания.

 Установка пулемета УБС на Як-9Т
Установка пулемета УБС на Як-9Т

После успешных испытаний в рамках основной программы, пулеметы прошли испытания на живучесть в наземном тире. Средняя живучесть пулеметов составляла от 10 до 12 тысяч выстрелов. Летчики-испытатели оценили новый пулемет высоко. После его отстрела в воздухе, старший лейтенант Крючков представил доклад, сообщая, что пулемет БС вполне пригоден для принятия на вооружение ВВС РККА и его стоит отправить на войсковые испытания.

Кроме этого во время испытаний, пулемет показал бесперебойную работу, хотя были некоторые легко устранимые задержки при стрельбе. Крючков оценил работу пулемета на отлично, такое же мнение разделяли и другие летчики-испытатели. Комиссия, возглавляемая героем Советского Союза полковником Н. П. Каманиным, в своем заключении отметил, что 12,7-мм синхронный пулемет конструкции Березина прошел испытания и может быть принят на вооружение.

22 апреля 1941 года, универсальный пулемет конструкции Березина был официально принят на вооружение ВВС Красной Армии. Стоит отметить, что это произошло как раз вовремя, так как через два месяца началась война, и была выявлена неэффективность маломощных 7,62-мм пулеметов при стрельбе по воздушным целям. Массовое производство пулеметов УБ было организовано на Ижевском машиностроительном и Тульском оружейном заводах.

Во время Великой Отечественной войны, в 1944 году, Березин без особых конструктивных изменений легко переделал свой авиационный пулемет под 20-мм снаряды для авиапушек. Пушка получила обозначение Б-20 и использовала штатные снаряды от пушки ШВАК. Также были сделаны несколько попыток использования пулемета Березина в сухопутных войсках во время войны. В 1941 году были проведены испытания установки, конструкции И. С. Лещинского, где пулемет Березина был установлен на станок от пулемета ДШК.

 Пулемет УБТ
Пулемет УБТ

Уже после завершения войны в СССР была предпринята попытка модернизации пулемета УБ для увеличения его скорострельности. Задачу удалось выполнить за счет повышения скорости ведущего звена. При этом скорострельность пулемета возрастала приблизительно в 1,5 раза, но одновременно с этим резко снижалась надежность работы автоматики пулемета. В результате этого модернизированная версия пулемета УБ так и не была принята на вооружение.

Синхронные пулеметы Березина УБС были установлены на многих моделях советских истребителей, в частности: И-15, И-153БС, И-16 типа 29, Як-1Б, Як-3, Як-7б, Як-9, МиГ-3 и ЛаГГ-3.

Крыльевые пулеметы Березина УБК были смонтированы на пикирующем бомбардировщике Пе-2 и учебном самолете УТИ МиГ-15, также они могли использоваться на самолете МиГ-3, подвешиваясь на специальных крыльевых контейнерах.

Турельные пулеметы Березина УБТ устанавливались на советские бомбардировщики и штурмовики СБ, Пе-2, Ер-2, Ил-2, Ил-4, Ту-2 и Пе-8.

Тактико-технические характеристики УБ:

  • Масса: УБС — 21,45 кг, УБК — 21,14 кг, УБТ — 21,43 кг.
  • Используемый патрон: 12,7х108 мм.
  • Скорострельность: УБК и УБТ — 800-1050 выстр./мин, УБС — 700-800 выстр./мин.
  • Начальная скорость полета пули: 814-850 м/с.

Пулемёт УБ в музее отечественной военной истории (источник - https://yuripasholok.livejournal.com/13389948.html):

Телеграмм канал Альтернативная История

Стрелковое оружие | Блог альтернативная история | Дзен

👉 Подписывайтесь на канал Альтернативная история ! Каждый день — много интересного из истории реальной и той которой не было! 😉

Хобби
3,2 млн интересуются