Немцы действительно могут писать хороший фолк - и группа Finsterforst из города Freiburg ещё одно подтверждение этого факта. Finsterforst можно было бы назвать очень близкой копией их соотечественников Equilibrium, в своё время "прогремевших" на folk/pagan сцене.
Главное отличие фрайбургцев от их, уже известных, коллег по цеху это использование живого аккордеона. Именно этого не хватало, на мой взгляд, музыке Equilibrium - живых народных инструментов.
Именно аккордеон является в музыке Finsterforst той изюминкой, которая заставляет меня вновь и вновь переслушивать их песни. Задорные, весёлые, можно сказать плясовые мотивы, просто не дают слушателю спокойно сидеть на месте.
Группа сформирована в 2004 году в краях, где есть горный массив Schwarzwald, что в переводе означает "Чёрный Лес". Вот парни и взяли название группе Finsterfrost, как синоним этому месту. Музыка группы сочетает в себе несколько направлений, это гремучая смесь блэк-метал, фолк и паган-метал. Скоростные гитарные проигрыши, чередующиеся с акустическими партиями, хрипучий, местами злой харш-вокал и использование народных инструментов, аккордеона, флейты, волынки и вислы, создают красивую музыкальную картину, всё очень мелодично, бодро и эмоционально.
Изначально в группе играли Тобиас Вайнрайх (бас-гитара), Себастьян Шеррер (клавишные), Марко Шомас (вокал) и Саймон Шиллингер (гитара). Однако ребята все еще искали новых участников, и одновременно писали музыку.
Весной 2005 года группа решила ввести в состав аккордеониста (Йоханнеса Йозефа), выбор, который помог сформировать их уникальное звучание. Позже, в мае того же года, группа, наконец, начала репетировать свои песни, но по-прежнему не хватало как барабанщика, так и ритм-гитариста.
В октябре 2005 года ритм-гитарист Дэвид Шулдис стал частью Finsterforst. Затем, два месяца спустя, группа отправилась в студию, чтобы записать свой 3-трековый мини-альбом "Wiege der Finsternis". Подписав контракт с Worldchaos Production в декабре 2006 года, они выпустили свой первый альбом "Weltenkraft" («Сила всего мира») в июле 2007 года.
Философские рассуждения о природе и человечности по средствам метал-музыки, об этом нам ведает немецкий коллектив на своем первенце. От наследия викингов никуда не денешься, вот и Finsterfrost вспомнили чья кровь течёт в их жилах. Сплав данного метала состоит из Ensiferum, Finntroll и Equilibrium, больше всего конечно же первых.
Вы любите Wintersun, но устали ждать хи второй альбом? Вы любите Ensiferum, но его три диска были прокручены уже столько раз, что на них появились царапины? Вы только слышали о Equilibrium, но нигде не можете его найти? Примерно такими эпитетами мог пестреть (а может, так и есть, я, если честно, не проверял) пресс-релиз на дебютный альбом немцев Finterforst, и, что самое интересное, все сказанные слова на 100% правдивы по отношению к этому альбому. Развеселая гармошка в духе ураганного танца из первого Шрека тут имеется, залихватские народные мелодии есть в каждом из десяти треков; харкающий вокал тоже на своем месте.
Единственное, что немного напрягает, так это продолжительность композиций, длина которых может состязаться с Wintersun’овскими и даже выходить из этих состязаний победителями. Но даже 77 минут альбома не в состоянии утомить или свести на нет интерес к Finsterforst.
Ну, а то, что все песни на немецком, не должно пугать – достаточно примеров, когда этот язык удачно вписывался в ураганные паган-ритмы. Таким образом, у всех тех, кто любит пляски и хорошее настроение под пиво в компании, могут появиться новые фавориты.
А вот второй альбом, «...Zum Tode Hin» («К смерти», 2009) я поначалу не оценил. Но связано это было исключительно с тем, что после великолепного дебютника немцы неожиданно взяли курс на длиннющие и запутанные по своей мелодике песни. Послушать этот балаган единым целым оказалось весьма сложно, - так и хотелось выдрать какие-то самые лучшие куски, соответствующие текущему настроению, и только их и слушать.
Но на помощь пришла окружающая среда. Стоило только послушать данную работу в плеере на свежем воздухе, в лесном окружении, сидя возле прудика, как вот оно! Озарение снизошло. Вот тут-то и начинаешь чувствовать все настроение альбома, его атмосферу. Каждый звук инструмента, будь то вездесущий аккордеон, или флейта с акустикой, умудряется найти в ушах, казалось бы, несуществующие лазейки.
Итак, что же такое Finsterfrost на своем новом альбоме? Это прекрасная гармония между деревенской умиротворенностью, ледниковой суровостью и воинственной эпичностью, помноженная на прекрасные композиторские навыки музыкантов. В общем, просто мастхэв для любого поклонника пэган-метала.
«Rastlos» («Неутомимый», 2012) длится почти 80 минут - удивительно долго для пластинки подобного жанра. Песни в среднем длятся 7-8 минут, в середине практически каждой есть "лирическое отступление" - музыканты чувствуют когда надо сбросить скорость. Помимо традиционного уже немецкого фолк-блэка в духе Equilibrium, на альбоме присутствует множество мелодичных акустических пассажей, которые сменяют быстрые, весёлые ритмы, чтобы потом внезапно вновь уступить им место.
Порой присутствуют моменты, напоминующие творчество Moonsorrow периода "Kivenkantaja". Плясовая атмосфера ранних альбомов, в целом, растворилась в эпичном настроении темного, почти черного пэгана. Вокальные дела на альбоме нельзя назвать разнообразными - мужской хор можно услышать лишь в одной песне, всё остальное - приличный скриминг, который по меньшей мере не вызывает отвращения, и даже придаёт необходимую агрессию музыке.
Не пропустите отсюда вещь «Flammenrausch» - просто отличную 22-минутную композицию, которая поставила жирную точку альбому.
«Mach dich frei» («Сделай себя свободным», 2015) – очередной продукт, полный длинных, шикарных атмосферных песен. Есть здесь что-то первобытное, дикое, мощное и брутальное. Этакая звериная, завораживающая красота.
Песни, как уже было отмечено выше, имеют довольно высокую протяженность, и темп в каждой постоянно меняется, композиции то разгоняются до космических скоростей, то вдруг резко переходят на средний темп. А зачастую вообще погружаются в медленные проигрыши. Что действительно приятно, так это что все эти переходы сделаны очень плавно и гармонично, и не ломают целостность композиций. Вокала два типа: скрим и мужественный чистый.
Поглощаем дорожки: «Schicksals End'», «Zeit Fur Hass», «Mann Gegen Mensch», мощная, почти 24-минутная «Finsterforst».
На альбоме «Zerfall» («Распад», 2019) немцы продолжили свое победоносное шествие по своей уникальной тропе на вершину Олимпа folk metal’a. Тропу они мостят мощнейшими песнями со сложной, многоэтажной структурой. Песнями длиной не меньше 11 минут, без лишней спешки рассказывая каждую историю, давая каждому “рассказчику” с его инструментом ровно столько времени, сколько нужно, чтобы создать свою полноценную часть картины, подобно сложной мозаике собирающейся в единое полотно.
На "Zerfall" музыканты излагают нам свой взгляд на происхождение этого мира, бытие человечества, его пагубное влияние на мир и то, к чему это влияние в итоге приведёт. Песни связаны единым эпическим сюжетом в монолитный концептуальный опус, ориентированный на взыскательную и вдумчивую аудиторию меломанов и поклонников прогрессивного метала с приставками folk/pagan/viking и без. Можно, конечно, сравнивать его с работами Moonsorrow, однако сравнение будет явно не в пользу последних.
Помимо одной композиции, растянутой до получаса, музыканты выбрают оптимальную длину, вполне достаточную для того, чтобы сказать всё, что нужно в их рамках; великолепный звук и немецкое качество имеет место быть, да и разборчивый, чёткий вокал также является важным отличием нынешнего творчества Finsterforst.
В 2023-м вышел миньон «Endling» («Завершение»), которым и окончим данный обзор. Но миньон он разве что по количеству песен, но никак по времени звучания.
Всё очень мелодично, где-то атмосферно и успокаивающе, где-то агрессивно и напористо. Баланс соблюдён очень хорошо. Придраться не к чему: очень неплохой вокалист, драйвовый барабанщик, хороший инструментальный состав и конечно же гитаристы, которые сделали гармоничный звук, он не дерёт уши и звучит довольно-таки тяжело, да и соляки они мочат неплохие.
Рекомендовано всем поклонникам фолка, язычникам и просто советую людям, которые хотят послушать музыку крови и природы.
Видео по теме: