Найти тему
КиноПсихолог

На каждого "преследователя" найдется другой "преследователь": правдивая история за мультяшной реальностью

Оглавление

"Ну, погоди!". Серия 14. Четырнадцатый выпуск

Сюжет очередной серии про сложные взаимоотношения Зайца и Волка обошелся практически без участия зайчишки. Его на бОльшую часть времени заменил робот (хотя и тоже в виде зайца, конечно). Волк, который почти всегда выступает в роли "Преследователя", получил собственного "преследователя" и стал жертвой робозайца. Здесь для нас снова хороший повод полюбоваться треугольником Карпмана и посмотреть, как он работает.

"Ну, погоди!", скриншот.
"Ну, погоди!", скриншот.

Всегда ли в реальной жизни психологический "преследователь" сменяет свою роль и становится "преследуемым"? Да, всегда. Это происходит по двум причинам и в двух формах. Каких именно – сейчас разберем.

Две причины, почему "Преследователь" становится "Жертвой"

"Треугольником Карпмана" называют такие отношения, которые основываются не на близости, доверии и понимании, а на играх и манипуляциях. А кто же будет играть в игру, если она неинтересная? Люди потому и играют, что им нужны эмоции, приключения, острые ощущения или движуха.

Любой "треугольник Карпмана" – структура динамическая. Если бы в таких отношениях всё было ровно, гладко и стабильно, они не привлекали бы манипуляторов и "игроков".

"Ну, погоди!", скриншот.
"Ну, погоди!", скриншот.

Динамика в "треугольнике" обеспечивается, во-первых, за счет прохождения людей через несколько этапов в развитии отношений, игры. Игра разворачивается по определенному "сценарию", и эти этапы в нем заложены изначально, обойти их нельзя, поэтому хочешь не хочешь, а будешь чувствовать движение, драйв, последствия от "неожиданных" поворотов в развитии событий (хотя для тех, кто разбирается в манипуляциях, там всё относительно прозрачно и предсказуемо).

Во-вторых, "треугольные отношения" становятся динамичными, благодаря смене ролей участников. Даже если отношения касаются только двоих людей, они всё равно будут последовательно проигрывать роли Преследователя, Жертвы и Спасателя.

"Ну, погоди!", скриншот.
"Ну, погоди!", скриншот.

Такому отъявленному "Преследователю", как Волк, не особо интересно переключаться в "Спасателя" (хотя иной раз и бывает, ненадолго). Больше эмоций ему бы доставили более крутые эмоциональные качели, а потому "Преследователю" сам бог велел переключаться именно в "Жертву".

"Жертва" же в таком случае тоже без дела не сидит, и для остроты ощущений занимает освободившееся место "Преследователя".

Итак, Волк переключается из "Преследователя" в "Жертву", потому что это:

  • неизбежно и заложено в самих правилах игры,
  • приятно и остро с точки зрения эмоций, то есть психологически интересно и выгодно.

Если бы Волк периодически не становился "Жертвой", это были бы отношения, которые быстро бы надоели и участникам, и зрителям.

"Ну, погоди!", скриншот.
"Ну, погоди!", скриншот.

Две формы преследования, с которыми сталкивается вчерашний "Преследователь"

Итак, "Преследователю" жизненно необходимо побыть на месте "Жертвы", и он неосознанно переходит в эту роль. Но кто занимает его место?

Как уже было сказано выше, чаще всего место "Преследователя" занимает бывшая жертва, в нашем случае – Заяц. То есть переключение происходит внутри отношений, внутри союза партнеров по общению.

Но бывает и другой расклад. Если по каким-то причинам партнер по общению недоступен (условно говоря, наш Заяц убежал, спрятался, решил не играть, переждать), новоиспеченная "Жертва" обязательно найдет и притянет нового участника, какое-то третье лицо, которое возьмет на себя роль "Преследователя".

"Ну, погоди!", скриншот.
"Ну, погоди!", скриншот.

О, не стоит недооценивать манипулятивные способности психологических "Жертв"! Они на многое способны! Символически это отражено и в мультфильме: робозаяц изначально был позитивно настроенным и дружелюбным, однако Волк хорошим ударом кувалды превратил его в истинного злобного монстра. Да, Волк потом и сам "пожалел" об этом, но его ответственности за содеянное это не отменяет.

"Ну, погоди!", скриншот.
"Ну, погоди!", скриншот.

Когда недавний "Преследователь" переключается в роль "Жертвы", его место занимает:

  • либо бывшая "жертва", с которой он меняется ролями,
  • либо кто-то другой, "человек со стороны", который становится временным партнером по общению.

Робозаяц – случайное и временное явление в жизни Волка, но тем не менее закономерное.

"Ну, погоди!", скриншот.
"Ну, погоди!", скриншот.

Что характерно, в финале истории металлическую зверюгу выключает именно Заяц, примеривший на себя роль "Спасателя" по отношению к Волку-"Жертве". И это тоже вполне логично. Это та точка, из которой Волк-жертва и Заяц-спасатель пойдут на новый виток отношений, а значит им нужен трамплин для переключения в привычные роли. Еще чуть-чуть и Заяц станет тем, кого преследуют, а Волк – тем, кто преследует. И будет всем счастье.

"Ну, погоди!", скриншот.
"Ну, погоди!", скриншот.

Любопытно, что в этой же серии, перед титрами, мы можем наблюдать еще одно переключение ролей. Волк попытался примириться с Зайцем и даже заявился к нему в гости с букетом и сидром, явно претендуя на роль "Спасателя". Так что в этой серии каждый успел побывать в каждой роли. Странное "свидание" Волка с Зайцем мы обсудим в следующей статье.

Все статьи рубрики в этой подборке:

Ну, погоди! | КиноПсихолог | Дзен