Дети – цветы жизни, как гласит народная мудрость. Детям – всё самое лучшее, именно так завещал В.И. Ленин. Но всегда ли ребёнок получает это «лучшее»? Всегда ли ребенку даётся всё то, чего он хотел? – вероятно нет; а всегда ли даётся то, в чём нуждается?
В современном мире, созданы практически все условия для получения достойного образования, организации досуга, безопасности и сохранения здоровья детей. Но всегда ли эти условия поддерживаются должным образом, ответить достаточно проблематично. Кажется, что реализация прав ребенка в нашей стране и в мире в целом достигает довольно высокого уровня, однако на самом деле, законодатель не может настолько быстро реагировать на стремительно меняющиеся аспекты и особенности факторов процесса социализации.
Всем известно, что агентами первичной социализации являются такие социальные группы, как семья, круг друзей и школа. Если раньше семья была основополагающим агентом первичной социализации ребенка, то в настоящее время, на новый уровень сравнимый с ней, выходит и школа: учителя, одноклассники, окружающие ребенка значительное время в течение дня, и оказывающие свое влияние на его дальнейшее поведение, поступки и даже желания.
Право на образование содержит в себе обширный круг взаимообусловленных прав и обязанностей. Ведь право ребенка на получение образования может быть реализовано только в случае исполнения обязанности получить его.
Первостепенная роль в процессе получения ребенком образования несомненно принадлежит родителям. Согласно статьи 44 Закона «Об образовании в Российской Федерации», родители «обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка».
В процессе, непосредственно, получения образования особую роль играет учитель, воспитатель, педагог. В наши дни, когда наличествует слой родителей, не способных по каким-либо причинам стать первыми учителями для своего ребенка, роль педагога стремительно растет. В связи с этим, на учителя или воспитателя ложится всё больший груз обязанностей и ответственности, поскольку, в основном, уже он несет ответ за образование ребенка.
Право ребенка на получение образования неразрывно связано со многими его основополагающими правами и свободами. Семейный кодекс РФ называет такие права детей, как: право жить и воспитываться в семье; право на выражение своего мнения. Конвенция о правах ребенка перечисляет такие права, как: право на отдых и досуг; право участия в культурной жизни и на занятие искусством.
На первый взгляд, данные права совершенно невозможно соотнести с правом детей на образование. Однако если рассмотреть их при сложении в смоделированной ситуации, то их взаимосвязь станет более очевидной.
Предположим, что ребенок со своей семьей живет в месте, в котором нет общеобразовательного учреждения, а ближайшая школа находится на расстоянии около двухсот километров от места жительства ребенка. В таком случае у родителей нет иного выхода, кроме того как устроить своего ребенка в ближайшую школу-интернат, чтобы обеспечить его достойным образованием. Таким образом, возникает весьма противоречивая ситуация: ребенку необходимо получить образование, но при этом он вынужден проживать вдали от дома и семьи. Данная смоделированная ситуация наглядно показывает взаимосвязь права ребенка на получение образования с указанным в Семейном кодексе правом жить и воспитываться в семье.
Рассмотрим другую ситуацию, которая, наверняка, будет знакома подавляющему большинству родителей и детей. Ребенок получает домашнее задания на время проведения осенних каникул. Учитель задал по своему предмету изучить некоторое количество литературы, мотивируя это тем, что они не успели освоить нужную часть программы за отведенное в учебной четверти время. С одной стороны, ученики не освоили нужный объем информации в целях образовательной программы, что, отчасти, нарушает их право на получение образования. С другой стороны, выдача преподавателем заданий на период каникул является вовсе неправомерным действием, поскольку нарушает права учеников на законный отдых вне периода обучения. Данный пример наглядно иллюстрирует связь права ребенка на образование с правом на отдых, обеспечиваемым Конвенцией о правах ребенка.
Допустим еще одну ситуацию. Школьник желает записаться в кружок по вокалу, организуемый школьным учителем музыки. Однако на предварительном прослушивании учитель заявляет, что мест в группе больше нет, и что данный ученик не обладает начальными музыкальными характеристиками, необходимыми для записи его в кружок по вокальному мастерству. Данная ситуация иллюстрирует взаимосвязь права ребенка на получение образования с правом участия в культурной жизни и на занятие искусством.
Все описанные выше смоделированные ситуации различны между собой по характеру взаимодействия прав и возможности их реализации, однако они сходятся в том, что иллюстрируют взаимосвязь права ребенка на получение образования с различными правами, предоставляемыми многочисленными правовыми актами.
Данные ситуации были смоделированы с целью не столько показать взаимосвязь различных прав детей, сколько продемонстрировать проблемные зоны их реализации во взаимоотношении друг с другом. Ведь стоит отметить, что реализация прав ребенка является немаловажной проблемой не только в России, но и во всем мире.
Таким образом, можно подвести общий итог. Проблема реализации права ребенка на образование в совокупности с другими правами детей является достаточно острой проблемой в наши дни. Однако законодатель не принимает должных мер для устранения данных противоречий.
Что касается взаимосвязи рассматриваемого права с правом жить и воспитываться в семье, на примере проиллюстрированной ситуации, то государству следует предпринимать дополнительные меры поддержки системы образования в рамках строительства образовательных учреждений, доступность к которым будет обеспечена любому ребенку и его семье; либо обеспечить финансовую поддержку и помощь при переезде семьи в место обучения ребенка.
Рассматривая вторую смоделированную ситуацию, показывающую связь права на образование с правом на отдых, следует отметить, что государство обязано изменить законодательство, касающееся права учеников на отдых в период каникул. Хотя различные нормативные акты и говорят о том, что каникулы – это предусмотренное законодательством время отдыха от школьных занятий, на деле ситуация оказывается совершенно иная, поскольку акта, запрещающего дачу дополнительных заданий на период каникул, в нашей стране не предусмотрено.
Обращая внимание на заключительную смоделированную ситуацию, нельзя не отметить, что подобные ситуации далеко не редкое для нашей страны явление. В данном случае законодатель должен ввести особый контроль за соблюдением права ребенка на занятие искусством. Хотя подобную ситуацию можно расценивать двояко. Поскольку если ребенок в действительности не обладает достаточными врожденными качествами для подобного рода деятельности, мало того, что могут возникнуть сложности в его обучении этому искусству, он может и вовсе не достичь результата, что разочарует его в большей степени. Поэтому к реализации данного права в совокупности законодателю следует подходить максимально деликатно.
Рассмотренные в данной статье права являются необходимыми для каждого ребенка, и не может быть более важного или менее важного права. Все они должны обеспечиваться государством с равной силой и высокой степенью ответственности, поскольку права, затрагивающие интересы жизни ребенка, являются не просто правами и свободами обычного человека и гражданина, они являются гарантией достойного воспитания подрастающего поколения. Поэтому государству следует уделять особое, трепетное внимание законодательству, связанному с реализацией прав детей, ведь именно от детей зависит будущее любой страны и мира в целом.
PS: Настоящая статья составлена на основе действующего законодательства и личного мнения автора, являющегося его оценочным суждением.
by: Evin