Достаточно обратиться к романам певца прогресса Жюля Верна, чтобы ощутить оптимистический настрой интеллектуалов его эпохи. Тогда верилось, что в ближайшем будущем бурное развитие науки и техники избавит человечество от голода и болезней. Мир и процветание воцарятся во всем мире.
Типичный инженер конца XIX века, герой романа Марка Твена «Янки при дворе короля Артура», без ложной скромности говорит о себе: «Я изучил мое теперешнее ремесло, изучил его в совершенстве: научился делать все – ружья, револьверы, пушки, паровые котлы, паровозы, станки. Я умел сделать все, что только может понадобиться, любую вещь на свете», – но однажды получил во время драки удар по голове, потерял сознание, а очнувшись, обнаружил, что попал в VI век, в эпоху легендарного короля Артура, героя многих рыцарских романов.
Предприимчивый янки немедленно находит место при дворе короля, более того, используя свои знания науки, техники и истории, он начинает преобразовывать средневековый мир по образцу просвещённого ХIX века: феодальное общество знакомится с мылом и газетами, станками и почтой, зубными щётками и телеграфом, в долину Святости тянут телефонную линию, рыцари осваивают биржевую игру на повышение-понижение, яростно сражаются в футбол, а по тревоге мчатся на велосипедах...
И если в этом романе средневековое колдовство срывает наступление прогресса, то герои Жюля Верна из романа «Таинственный остров» не знают поражений: попавшие на необитаемый остров, они оказываются в ситуации, когда под рукой нет даже ножа, но смелость, ум, знания помогают им не только выжить, но и построить на острове цивилизованную жизнь: они добывают железо и ткут одежду, строят мельницу и корабль, приручают животных и благоустраивают быт, и их всегда ведёт к успеху инженер, механик, химик – тот самый герой, который символизирует для читателя уверенную поступь науки и техники в современном мире. Прогресс побеждает!
Один из критиков проницательно заметил, что Жюль Верн собрал на острове разнообразные виды животных и растений, давая понять читателю — это не реально существующий остров. Это утопия, это целый мир, но одновременно это и наш мир, который может доброжелательно сосуществовать без конфликтов по примеру пяти таких разных героев романа, опирающихся на достижения науки, развитие техники и гуманизм как принцип жизни общества.
К сожалению, уверенность в том, что человек Нового времени руководствуется в первую очередь рациональными и гуманистическими соображениями, была разрушена с началом Первой мировой войны. Осознание того, что достижения лучших умов человечества были направлены на уничтожения людей в промышленных масштабах, поставило крест на научно-технических утопиях блестящих писателей ХIX века.
Да, будут подводные лодки, как созданный мечтой Жюля Верна «Наутилус», но понесут эти лодки смерть морякам и гибель кораблям. Будут созданы огромные пушки, но не для полётов на луну, а для разрушения городов, и в небо поднимутся человек, но опять же для того, чтобы нести смерть на крыльях.
Одна за другой стали рождаться литературные антиутопии. Увы, они не сумели предотвратить Вторую мировую войну с газовыми камерами, ковровыми бомбардировками и финалом в виде трагедии Хиросимы и Нагасаки. Ядерная угроза стала началом темпорального поворота в массовом сознании. Как строить отдаленные планы, если в любую секунду человечество может превратиться в «ядерную пыль»?
Исследователи отмечают, что и бизнес, и правительства отказываются от долгосрочных проектов. В мире возобладало «краткосрочное» (short-termism) мышление, которое передаётся старым выражением: «Живи сегодняшним днём!»
Какие прорывные научные открытия, технические достижения известны за последние годы? Да, телефоны стали ещё тоньше, но они придуманы почти полсотни лет назад, а космические корабли, по сути, повторяют «Восток» Гагарина. Люди страшатся будущего и живут ностальгией по безвозвратно утраченному золотому веку. Не поэтому ли жители России всё чаще вспоминают время, когда стоял «могучий Советский Союз»?! Да, не было изобилия продуктов и товаров, но никто не боялся, что завтра рухнет мир и однажды можно будет проснуться среди радиоактивных развалин родного города...
И в интернете читатели восторженно приветствовали автора стихов:
Хочу назад в СССР,
Туда, где квас по три копейки.
Туда, где каждый пионер,
Готов помочь пенсионерке.
Где рубль ценили, и могли
За этот рубль наесться вдоволь.
Туда, где не было войны
И было меньше алкоголя.
Там дети пили молоко,
Полезные продукты ели.
Никто не знал о ГМО,
И меньше все тогда болели.
Не знал зависимости век,
Век уходящий, век двадцатый,
Компьютерной. И человек
Тогда свободным был когда-то.
Будущее же представляется преимущественно страшилками в духе докладов «Римского клуба», на которые мало кто обращает внимание, не потому что «он пугает, а мне не страшно», а именно потому, что очень страшно, и единственный способ не оцепенеть от страха состоит в том, чтобы не слышать пророков Армагеддона, не задумываться, не представлять будущее.