Найти в Дзене

О чине Торжества Православия

Всех православных поздравляю с окончанием первой седмицы Великого Поста и с праздником Торжества Православия! Хотя в настоящем своем составе ныне соблюдаемый Церковью чин Торжества Православия воспринял начало свое в IX веке по восстановлении святых икон, но суд Православия, как необходимый и строжайший на нечестие явное, соблазнительное и закоснелое, был во все ее времена. Основание этого суда заключается в священной обязанности Церкви — быть сокровищницей и блюстительницей неизменного, непрерывного, преемственного из рода в род хранения всех Богопреданных и спасительных истин Божественного откровения. Нужду и важность такого последовательно неизменного охранения сокровищ спасения указал Сам Бог и в Ветхом, и в Новом Завете... Торжество Православия есть Торжество христианского послушания, неизменно сохраняющего все Богопреданные сокровища божественного откровения. Как это послушание благословляется, а дерзновенное и враждебное вере действие осуждается Богом, так по воле Его Торжество

Всех православных поздравляю с окончанием первой седмицы Великого Поста и с праздником Торжества Православия!

Торжество Православия
Торжество Православия
Хотя в настоящем своем составе ныне соблюдаемый Церковью чин Торжества Православия воспринял начало свое в IX веке по восстановлении святых икон, но суд Православия, как необходимый и строжайший на нечестие явное, соблазнительное и закоснелое, был во все ее времена.
Основание этого суда заключается в священной обязанности Церкви — быть сокровищницей и блюстительницей неизменного, непрерывного, преемственного из рода в род хранения всех Богопреданных и спасительных истин Божественного откровения. Нужду и важность такого последовательно неизменного охранения сокровищ спасения указал Сам Бог и в Ветхом, и в Новом Завете...
Торжество Православия есть Торжество христианского послушания, неизменно сохраняющего все Богопреданные сокровища божественного откровения. Как это послушание благословляется, а дерзновенное и враждебное вере действие осуждается Богом, так по воле Его Торжество Православия сопровождается осуждением нераскаянно непокорных вере и Церкви и благословением защитников Православия и всех послушных Церкви...
Власть отлучать нераскаянных, данная Церкви, для нее необходима, как праведное орудие отсечения гнилых членов, зараженных и заражающих, для сохранения здравия и жизни всего ее тела. Употребление этого орудия не только не противно любви христианской, которая, по словам Господа, должна простираться и к самим врагам, но необходимо по этой самой любви к Богу и ближним.
Если не противно любви к ближнему, нарушающему долг справедливости, употребить законные меры для его обуздания и блага, то по той же правде необходимо для Церкви употребить меры законной строгости против непокорных.
Протоиерей Григорий Дебольский

Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их. Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же. Учениями различными и чуждыми не увлекайтесь (Евр. 13:7–9)

Вопрос о применении анафемы в Православной Церкви вызывает множество дебатов и споров, особенно в контексте современного мира, где уважение к индивидуальным убеждениям и толерантность к различиям становятся все более значимыми. Однако, чтобы правильно понять суть и цель анафемы, необходимо рассмотреть ее исторический и теологический контекст, а также обоснование в Православии.

Во-первых, следует отметить, что анафема в Православной Церкви не применяется произвольно или по настроению церковных деятелей. Она является крайней мерой и используется только в случаях, когда кто-то систематически и настойчиво проповедует учения, противоречащие основам веры и угрожающие духовной целостности общины верующих. В этом смысле анафема применяется не против индивидуальных людей, а против их еретических идей и учений.

Во-вторых, анафема имеет своей целью не наказание или осуждение, а защиту православной веры и сохранение духовной чистоты общины. Подобно тому как тело защищается от инфекции, Церковь использует анафему для обозначения границ вероучения и защиты верующих от заблуждений, которые могут нанести ущерб их душам.

Третий аспект, который следует учитывать, это понимание любви и милосердия в христианском контексте. Хотя Христос действительно заповедал любить врагов, это не означает отсутствие различия между истиной и заблуждением. В самом деле, любовь включает в себя не только сострадание, но и истинное заботу о духовном благополучии других людей. В этом смысле анафема может рассматриваться как проявление заботы о тех, кто может быть заманен на ложные пути и нуждается в напоминании о правильной вере.

Наконец, стоит отметить, что анафема не является конечной точкой в отношениях с теми, кто подвергается ей. Церковь всегда открыта к покаянию и принятию обратно тех, кто отошел от правильного пути. Анафема призвана скорее привлечь внимание к ошибкам и привести к обращению, чем исключить кого-либо из общины верующих.

В заключение, хотя анафема может вызывать непонимание и недовольство у тех, кто видит в ней препятствие для свободы мысли или проявление нетерпимости, она остается неотъемлемой частью православной традиции. Ее цель - защита и укрепление веры, а не обречение кого-либо на вечное осуждение. Важно помнить, что в основе анафемы лежит забота о душах и стремление к истине, которая освобождает от заблуждений и ведет к спасению.

Богу нашему слава! 🙏

Читайте так же: ➡️