Темы половой идентичности, гендерных ролей и проявления психосексуального развития играют важную роль в жизни людей. Они затрагивают как биологическую, так и психологическую составляющую личности, которые влияют на формирование характера, либидо и получение удовольствия. У человека определяются стиль мышления, поведения в сексуальной жизни — однако при неправильном развитии личность становится подверженной сильным неврозам, чувство вины и переживаний с помощью конфликтов становятся неотделимыми от любви, в результате чего развитие так и остается незрелым. В противовес этому зрелый человек может управлять собственными ресурсами и чувствами, не избегать ответственности в отношениях и уметь заботиться как о себе, так и о других людях.
В современном мире есть большое количество способов, из которых можно получать информацию, способствующую формированию характера и определению собственных желаний и потребностей. Также они помогают примерить на себя ту или иную гендерную роль, узнать о своих психосексуальных наклонностях. С развитием технологий, этому стали способствовать не только фильмы и сериалы, но и компьютерные игры, которые отражали изменения, происходящие в сознании социума, и отношению к тому, какой вообще может быть половая идентичности или гендерная роль.
Итак, что же такое «Синдром Лары Крофт».
Появление такого персонажа в игровой индустрии, как Лара Крофт, было настоящим феноменом. На её примере можно рассматривать эволюцию сексуальности в плане всех женских персонажей, равно как и изменение её личности в угоду меняющимся реалиям.
Появление такого персонажа в 90-е не было большим отклонением от нормы, уже не считалось чем-то ненормальным то, что мужская аудитория будет играть женского персонажа.
Лара на тот момент являлась единственным популярным женским персонажем, и именно тогда женщины только начали занимать ниши геймерства и игровых разработок.
Итак, какой образ с точки зрения гнедера и половой идентичности видели перед собой поклонники столь яркого образа?
Лара Крофт — археолог и расхитительница гробниц, икона феминисток и лесбиянок, выраженный мускулинный персонаж: сама выбирает, кого любить и кого ненавидеть, выражает явную уверенность в своих силах, независимость и склонность к лидерству. Однако сексуально объективирующий маркетинг сделал Крофт двояким персонажем, поскольку, наравне с вышеперечисленными качествами, она была сделана явным сексуальным объектом, который годится разве что для рекламы. При этом сам создатель Лары был против того, чтобы его творение двигалось в сторону секса, наоборот, — он мечтал видеть сильного и глубокого женского персонажа, который максимально не походил на популярных тогда “bimbo” и “доминатрикс”. Но начальство было несогласно с такими методами и, двигаясь в сторону сексуализации, в итоге уничтожило линейку игр с Ларой Крофт.
После уже персонаж был «воскрешен», и изменения претерпел, как внешний вид (более проявленные мышцы, коса заменена на хвостик, вместо шорт появились штаны, уменьшился объем груди), так и характер. Четко показали чувства героини, становление ее как расхитительницы гробниц и персонального убийцы. Однако, в чем же феномен персонажа?
Половая идентичность, гендерные роли и психосексуального развития происходило с поклонниками героини и теми, кто активно изучал её персонажа, но не с ней самой. Стоит отметить, что сама Лара, ставшая свидетельницей гибели матери, пережила тяжелую психологическую травму, в итоге заменив желание любить на археологию, а пребывание в родном доме и аристократических кругах на гробницы. Она никогда не хотела завести семью и родить ребенка, однако, демонстрировала жестокость при защите собственных интересов и тех, кто не мог за себя постоять. Фанаты проявили определенную узость во взглядах, рассматривая ее окружение исключительно, как возможный объект сексуальных и любовных увлечений, ждали типичного сюжета «девица в беде», когда девушка оказывалась в затруднительной ситуации, а её надо было спасать... чем Лара и занималась, после чего многие стали искать скрытый гомосексуальный контент в её поступках. Однако, сами создатели игры подчеркивают избитость пределов мальчик-девочка, настаивая, что существует ещё и такие виды любви, как сестринская, братская, отцовская или материнская. При этом стоит отметить, что физическая, психологическая и эмоциональные составляющие героини важны для аудитории — даже при том, что она отвергает участие в любовных отношениях, рассуждения на подобные темы, её не интересует семейное положение и сексуальная ориентация. Примеряя то, что видят геймеры, на себя и собственные мысли, общаясь на вопросы по данным темам с другими, они в итоге более четко формируют понимание «что есть для меня женственность и мужественность», насколько осведомленным удается быть в вопросе половой идентичности и насколько удалось приблизиться к зрелости в вопросе психосексуального развития.
На примере героев фильмов, книг, сериалов и игр можно проследить за изменениями и требованиями, которые люди предоставляют в зависимости от поколения, воспитания, установок и перемен в мире. Лара Крофт изначально была нужна аудитории как пластиковая кукла без эмоций, которая интересуется только артефактами истории и убивает людей с кровожадностью. Но со временем её персонаж стал более продуманным, он уже не стеснялся проявлять сомнения, хрупкость, свои чувства и переживания. То же случилось и с вопросами собственного развития в плане биологии и психологии: привычные рамки вроде «мужчина-женщина» уже не могли охватить весь спектр гендерных установок, половая идентичность перестала сводиться к установкам, что если, к примеру, один персонаж спасает другого, то исключительно из-за романтической привязанности и т. д. Психосексуальное развитие важно для каждого человека, поскольку напрямую влияет на характер, общение с окружением и устойчивое, адекватное развитие психики. И отслеживать собственное состояние и состояние близких легче всего с помощью придуманных персонажей, которые идут в ногу со временем и демонстрируют гибкость собственного характера.
Автор: Гринвальд Марина Сергеевна
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru