Найти в Дзене
Время Романовых

Как Толстой хотел написать роман о декабристах, а написал «Войну и мир»?

Роман «Война и мир» поражает всех читателей своим масштабом, количеством героев и погружением в их судьбы, в описание целой эпохи, переданной через истории нескольких семей. Но мало кто знает, что все эти четыре тома по первоначальной задумке Толстого были лишь вступлением перед началом главного повествования. Писатель хотел рассказать историю декабриста Пьера Безухова, разочаровавшегося в государственной системе. Чтобы читать понял персонажа лучше, Лев Николаевич решил рассказать о том, с чего все начиналось, то есть с периода войны с Наполеоном. Ведь именно там скрывались причины восстания на Сенатской площади. Намек на будущего Безухова-декабриста отчетливо виден в эпилоге, где герой собирается с друзьями обсуждать будущее России. Но почему же Толстой так и не завершил начатое? Почему роман о декабристах остался романом о наполеоновском вторжении? И что бы могло быть в следующих томах самой знаменитой российской эпопеи?

В 1856 году состоялась коронация Александра II. В честь торжественных событий было принято давать амнистию по ряду статей, и новый император принял решение помиловать участников декабристского восстания. Многие представители дворянского сословия тогда приняли это с воодушевлением, а Лев Толстой так вдохновился, что задумал написать повесть (ставшую затем романом) о декабристе, возвращающемся домой из ссылки. Идея эта некоторая время жила в его голове, но приступать к ее осуществлению он начал только в 1860 году.

14 марта 1861 года Толстой сообщил Александру Герцену, ярому стороннику декабристов: «вы не можете представить, как мне интересны все сведения о декабристах в „Полярной звезде“. Я затеял месяца четыре тому назад роман, героем которого должен быть возвращающийся декабрист. Я хотел поговорить с Вами об этом, да так и не успел… Декабрист мой должен быть энтузиаст, мистик, христианин, возвращающийся в 56-м году в Россию с женой, сыном и дочерью и примеряющий свой строгий и несколько идеальный взгляд к новой России. Тургеневу, которому я читал начало, понравились первые главы».

В первых трех главах, написанных на тот момент, центрального персонажа звали Пётр Иванович Лабазов. Его прототипом, вероятнее всего, стал Сергей Волконский, с которым писатель познакомился в Москве. Толстой был восхищен внешним видом бывшего каторжанина и приобретенной привычкой к физическому труду. Также в сюжете присутствовали его жена Наталья Николаевна, дочь Соня и сын Сергей. Все они ехали из сибирской ссылки в Москву. Название тоже было - «Декабристы».

-2

Но дальше роман не двинулся. Толстой понимал, что для полноты картины ему нужно развернуть биографию главного героя намного шире, заглянуть в тот момент, когда заговорщические мысли только зарождались в его голове, или даже еще раньше. Чтобы познать персонажа, нужно прожить с ним, в какой-то степени даже сродниться. Возникла необходимость описать жизнь героя, начиная с ранней юности. А также нужно было увеличения роли других, главных и второстепенных, персонажей. Так замысел «Декабристов» начинал углубляться.

Лев Николаевич перенес начало событий романа с 1856 года на 1825, «эпохе заблуждений и несчастий моего героя», как писал сам автор. Но и на этот историческом отрезке он не задержался надолго.

Ища дальше, Толстой добрался до 1812 года: «Но и в 1825 году герой мой был уже возмужалым семейным человеком. Чтобы понять его, мне нужно было перенестись к эпохе его молодости, и молодость его совпала со славной для России эпохой 1812 года. Я другой раз бросил начатое и стал писать со времени 1812 года, которого еще запах и звук слышны и милы нам, но которое теперь уже настолько отдалено от нас, что мы можем думать о нем спокойно». Роман теперь назывался «Три опоры». Этими самыми опорами Толстой видел три важнейших события, случившихся в жизни его героя: Отечественная война 1812 года, восстание на Сенатской площади в декабре 1825 года и возвращение из ссылки в 1856 году. Основной акцент писатель хотел сделать на описании именно первой поры, к тому же этот промежуток времени требовал от него больших усилий.

Лев Николаевич все время что-то менял, зачеркивал, переписывал. Он был недоволен написанным, терял надежду в самой возможности рассказать все задуманное, бросал все и начинал снова. Всего известно о 15 его набросках. В седьмом из них события уже происходят в 1805 году. Толстой пишет: «Мне совестно было писать о нашем торжестве в борьбе с бонапар­товской Францией, не описав наших неудач и нашего срама. Ежели причина нашего торжества была не случайна, но лежала в сущности характера русского народа и войска, то характер этот должен был выразиться еще ярче в эпоху неудач и поражений. Итак, от 1856 года возвратившись к 1805 году, я с этого времени намерен провести уже не одного, а многих моих героинь и героев через исторические события 1805, 1807, 1812, 1825 и 1856 года». Роман имеет уже две части и так и называется - «1805 год». В 1865-1866 годах под этим именем он начал публиковаться в журнале «Русский вестник». Были и другие названия, например, «Все хорошо, что хорошо кончается». Но, как мы понимаем, это не конечный результат.

-3

В двенадцатом варианте рамки повествования уже заметно уменьшаются, теперь роман охватывает период с 1805 до 1814 года. В нем же главный герой становится Пьером Безуховым, но о моменте его возвращения из Сибири говорится всего в нескольких строках: «Тем, кто знали князя Петра Кирилловича Б. в начале царствования Александра II, в 1850-х годах, когда Петр Кириллыч был возвращен из Сибири белым как лунь стариком, трудно было бы вообразить себе его беззаботным, бестолковым и сумасбродным юношей, каким он был в начале царствования Александра I, вскоре после приезда своего из-за границы, где он по желанию отца оканчивал свое воспитание».

Дальше меняется не только временной промежуток, но и сама суть текста. Толстой больше не хотел описывать судьбу одного декабриста. Он решил рассказать о духе эпохи, которая состояла из «молодых и старых людей, и мужчин и женщин того времени». Действия «Войны и мира» заканчиваются ровно там, где должна была начаться история «Декабристов». При этом первоначальную задумку о связи начала века с событиями 1856 года автор пытался сохранить.

Для описания войны 1812 года Толстой изучил огромное количество архивных материалов и документов. «Когда я пишу историческое, я люблю быть до малейших подробностей быть верным действительности», - писал он. Так Лев Николаевич собрал целую библиотеку книг о тех событиях. Но в каждой из них он находил несправедливую оценку: авторы восхваляли то одну, то другую сторону. Лев Николаевич поставил себе цель правдиво осветить те времена и еще сильнее погрузился в работу.

В 1867 году Толстой ездил на Бородинское поле, чтобы на месте описать все детали сражения. Он писал жене: «Я напишу такое Бородино, какого еще не было». После этой поездки Толстой вновь радикально переделал весь роман: какие-то сюжетные линии он видоизменил, другие - вовсе убрал. Тогда же появилось и известное нам название - «Война и мир». Бородинское сражение теперь представало в нем не как один из этапов повествования, а как кульминация всего произведения. Это изменило всю концепцию.

Тогда же Толстой заключил сделку с издателем «Русского архива» Бартеневым на издание романа отдельной книгой, но корректировки продолжались. Собственно, даже после его первой публикации Лев Николаевич вносил исправления, и второе издание уже вышло несколько другим.

И все же в итоговом варианте мы с трудом можем увидеть связь Безухова с будущим декабристским восстанием. Намеки на это хоть и есть, но они тщательно замаскированы (при повторном прочтении, когда уже знаешь эту информацию, все будто кажется очевидным). Мы видим, что Безухов-сторонник реформ, что он пытается сделать мир лучше, борется за справедливость. Так что не представляется удивительным, что судьба свяжет его с заговорщиками.

Современники упрекали Толстого в неполноте исторической картины. Тот же Тургенев, который был одним из первых, кто ознакомился с задумкой, был удивлен, почему в романе все же опущены все события декабристского восстания. Только в эпилоге, события которого датируются 1820 годом, Пьер Безухов говорит, что имеет отношение к некоторой организации. Еще при издании первых глав «1805 года» читатели были недовольны обилием французской речи и философских отступлений, после чего Толстой вычеркнул или перенес их в отдельные приложения. К слову, позже, в 1886 году, роман стал издаваться в первой редакции, вновь включив в него и французскую речь, и философские мысли писателя.

-4

Кстати, идея романа о декабристе Толстого все же не покинула. Гораздо позже, уже в 1877 году, он решил написать об участнике восстания, который в ссылке познакомился с крестьянской жизнью. Для этого писатель несколько лет провел в общении с участниками тех событий, чтении писем и дневников. В некрологе Матвея Муравьева-Апостола есть информация, что Лев Николаевич приходил к нему, расспрашивал, брал записки товарищей. Муравьев-Апостол на это говорил: «Для того, чтобы понять наше время, понять наши стремления, необходимо вникнуть в истинное положение тогдашней России; чтобы представить в истинном свете общественное движение того времени, нужно в точности изобразить все страшные бедствия, которые тяготели тогда над русским народом; наше движение нельзя понять, нельзя объяснить вне связи с этими бедствиями, которые его и вызвали…». Ознакомившись с запиской императора Николая I с церемониалом казни пятерых декабристов, писатель был возмущен: «Это какое-то утонченное убийство».

Толстой даже думал все-таки связать «Войну и мир» с этим новым произведением (назвать его планировалось снова «Декабристы»). Слухи о работе знаменитого автора быстро набрали обороты, и многие издательства стали посылать ему письма с предложением публиковать главы у них. Но и этому не суждено было сбыться. Сначала Толстого не допустили к ознакомлению с декабристским делом. Затем писатель почему-то решил, что в этой теме нет «общечеловеческого интереса». Тетя Толстого Александра Андреевна спрашивала у него, почему он не продолжает работу над романом. Лев Николаевич на это отвечал: «Потому что я нашел, что почти все декабристы были французы». Он посчитал, что декабристское восстание было плодом влияния большого количества французов, перебравшихся в Россию после Французской революции.

-5

Идея описать декабристов была оставлена Толстым на долгие годы. Вернулся он к ней только в 1903-1904 годах, когда решил написать роман о Николае I. Но и этот замысел не был осуществлен.

В конце жизни Толстой разочаровался в написанном романе, в письме Фету называл его «многословной дребеденью», а в своем дневнике оставил следующую запись: «Люди любят меня за те пустяки — „Война и мир“ и т. п., которые им кажутся очень важными». Изменилось бы его мнение, закончи писатель свою первую задумку, - не известно. Но прочитать роман о декабристах, написанный рукой Толстого, как мне кажется, было бы крайне интересно.

А каково ваше мнение не этот счет?