Сегодня хочу вам немного рассказать о девочка-цветочках. И показать их фотографии, сделанные в 1910-х годах.
Сейчас такого уже не увидеть.
Во-первых, Япония тогда хоть и стала на путь западной культуры, но еще не сильно оторвалась от собственных обычаев (скажем прямо, она никогда особенно и не стремилась это делать, но европейцы поняли это не сразу, и в 1910-х годах еще находились под приятным впечатлением, что азиатская страна отказывается от своих древних корней и полностью перекраивает свою жизнь по европейским лекалам - жестокое разочарование еще впереди).
Тем не менее, еще живо было поколение, которое застало старинный, веками не менявшийся уклад.
Во-вторых, и это частично вытекает из первого пункта, к детскому труду было иное отношение. А девочки, на которых мы сегодня будем смотреть - за небольшим исключением, совсем юны.
Назывались они майко.
Майко есть и сейчас, но тогда они значительно раньше начинали свой путь, и, соответственно, вот в таком возрасте уже исполняли какие-то серьезные обязанности.
Сейчас майко тоже есть. Но количество их в тысячи раз меньше. Начинают они обучение только с 15 лет, после окончания средней школы, пройдя огромный конкурс. Соответственно, более-менее приличные профессиональные навыки получают к 20 годам. По меркам старой Японии это уже бабушки, а не майко.
Местом общественного применения майко исторически был древний японский храм, существующий с 10 века, который построили, вы удивитесь, чтобы задобрить дух умершего очень обиженным в изгнании, в силу политических событий, поэта Сугавара-но Митидзанэ (845 - 903 гг.)
Храм существует и сейчас, он синтоистский, и носит название Китано Тенмангу.
Вот вам фото из интернета, чтобы вы поняли какая прекрасная атмосфера внутри - ведь именно здесь веками обитали майко:
История с поэтом вышла когда-то максимально странная, и я вам ее расскажу.
Поэт родился в семье ученых и сам был ученым. То есть высокообразованным человеком, обладающим знаниями на все случаи жизни.
Время было сложное, и придворный ученый был задействован в управлении - назначен губернатором одной из провинций, причем губернатор из него вышел очень посредственный.
Когда срок его губернаторства истек, он вернулся к придворной жизни, и не был забыт - его назначали на разные почетные и ответственные должности, но поэт принял участие в придворных интригах, и в этой возне у трона поставил на кого-то не того, после чего его понизили в ранге и вместе с семьей выслали подальше от двора. Так, в изгнании он и умер, весьма оскорбленный.
И как только он умер - начались ужасы.
- Во-первых, прямо в императорский дворец ударила молния, которая поразила тех, кто был противником поэта и способствовал его изгнанию.
- Во - вторых, у императора в быстром темпе умерли все сыновья - наследники. А этот император тоже был причастен к судьбе поэта.
- А еще в столице начались ливни и наводнения, а в окрестностях распространилась чума.
Дело для Японии было привычное. Там такое часто встречалось. Обижали аристократа - он умирал, а после смерти начинал мстить.
Поэтому и в данном случае пошли по проверенному пути - построили в честь духа поэта святилище, в этом святилище вернули ему все чины и титулы, а информацию о том, что он был обвинен и изгнан, везде в официальных документах уничтожили - вроде как ничего и не было. А еще через несколько десятков лет поэта вообще провозгласили синтоистским божеством и стали строить ему и другие храмы.
В этих храмах сажают определенный вид сливового дерева, за цветением которого поэт при жизни любил наблюдать, и напитываться вдохновением. Внутри очень красиво, а начиная с 17 века здесь стали использовать майко, для того, чтобы они подавали чай и клецки из рисовой муки многочисленным посетителям, посещавшим храм во время праздников.
Сперва они только кормили гостей храма, а со временем, стали и развлекать - майко пели, танцевали, играли в игры, чтобы создать атмосферу праздника и поднять людям настроение.
Само название майко переводится как "танцующий ребенок". Собственно, в этом и была их функция - украшать собой мероприятия. Сами же майко это ступень в обучении будущих гейш. Вернее - гейко.
Потому что майко и гейко это названия и определенная традиция, которые приняты именно в Киото - древней столице Японии.
А гейши - это в общем-то то же самое, но с местными особенностями, уже из Токио. И ученицы гейш называются иначе - хангёку.
Но у нас как-то принято все мешать в одну кучу. Ан нет. Сегодня мы смотрим именно на майко - девочек, которых воспитывали в Киото.
Майко находились на первоначальной стадии обучения, которым занимались в усиленном режиме, и которое включало и музыку, и танцы, и игры на музыкальных инструментах, и игры для развлечения гостей, и чайную церемонию, и каллиграфию, и икебану, и особый диалект, на котором говорили в Киото, и прекрасные манеры - и все с тонкостями и нюансами и с высокой шлифовкой мастерства. А во время приемов гостей тоже шло их обучение, но, так сказать, уже на практике.
Уровень майко и то, что они могли предложить гостям был не такой высокий, как уровень гейко (или, соответственно, гейш), но и функционал у них был иной.
Такие дети - цветы, приносящие легкость и радость.
Майко носили пестрые одежды, все эти цветочки в прическах (кстати, видов причесок было несколько, но все они делались из своих волос девочек, а вот гейко уже имели право носить парики).
Вообще вся пестрота в одеждах и облике майко как бы отвлекает внимание от несовершенств их мастерства.
На обучение брали малышей с 6 лет, а к 18 годам девушка должна была уже освоить массу премудростей и стать профессиональной гейко (гейшей).
Внутри майко делились на разные подгруппы, в зависимости от стадии обучения и успехов. Всего было до 7 ступеней мастерства внутри майко. Естественно, необученных малышей, которые еще ничего не умели, к гостям не выпускали, но постепенно, постепенно, годами сложного обучения, из непосредственных малышек выковывались настоящие профессиональные гейко (гейши), которые порой зарабатывали фантастические суммы, и от взгляда которых мужчины теряли самообладание.
Сами гейши были в идеале только массовиками - затейниками высокого уровня, но... на деле бывало по-разному.
Это уже другая тема, в дебри которой мы не полезем.
Просто хотела показать вам этих девочек, похожих на цветочки, веселых, беззаботных, играющих, красивых, и всем своим видом поднимающих настроение даже сейчас, век спустя.
За кадром остается жесткая муштра, железная дисциплина и много-много слез...
Прошу вас ставить лайки, если вам нравятся материалы канала. Без них материалы не будут вам показываться в ленте в дальнейшем.
Так же не забывайте самостоятельно заглядывать на канал. Для этого слева на экране компьютера надо нажать кнопку Подписки.