Найти в Дзене
Елена Лисенкова

Бестужев Александр Александрович (Марлинский) – в начале девятнадцатого века его называли «Пушкиным прозы». ИЖЗ

Бестужев Александр Александрович (Марлинский) – в начале девятнадцатого века его называли «Пушкиным прозы». ИЖЗ Девятнадцатое столетие, в особенности первая половина, является дивным, лучезарным рассветом русской литературы. То, что было ранее, все это было – наносным, чужим, насильно привитым русскому народу, и только после наполеоновских войн русская литература вступает в жизнь самостоятельно, появляются русские оригинальные писатели, поэты, изображающие в своих произведениях русскую жизнь. В начале девятнадцатого века громко звучит по России вдохновенный голос её великого певца – А.С.Пушкина, около которого уже собирается стая пушкинских орлов, поэтов с меньшим дарованием, но их произведения уже превосходят всё, что было ранее. Является Гоголь со своим русским беспощадно добродушным реализмом, а немного раньше вся образованная Россия зачитывается произведениями Марлинского. Марлинский – псевдоним даровитого писателя-беллетриста начала девятнадцатого века - Александра Александровича

Бестужев Александр Александрович (Марлинский) – в начале девятнадцатого века его называли «Пушкиным прозы». ИЖЗ

Девятнадцатое столетие, в особенности первая половина, является дивным, лучезарным рассветом русской литературы. То, что было ранее, все это было – наносным, чужим, насильно привитым русскому народу, и только после наполеоновских войн русская литература вступает в жизнь самостоятельно, появляются русские оригинальные писатели, поэты, изображающие в своих произведениях русскую жизнь. В начале девятнадцатого века громко звучит по России вдохновенный голос её великого певца – А.С.Пушкина, около которого уже собирается стая пушкинских орлов, поэтов с меньшим дарованием, но их произведения уже превосходят всё, что было ранее. Является Гоголь со своим русским беспощадно добродушным реализмом, а немного раньше вся образованная Россия зачитывается произведениями Марлинского.

Марлинский – псевдоним даровитого писателя-беллетриста начала девятнадцатого века - Александра Александровича Бестужева, открывшего своими произведениями новую эру русской беллетристики. Начало девятнадцатого века это время - когда Марлинского называли «Пушкиным прозы»; когда Марлинским увлекался сам Белинский, лишь впоследствии изменивший свои воззрения на писателя; когда произведений Марлинского ждали с напряженным вниманием; когда над его повестями плакали; когда его произведения знакомили читателей с иным, неведомым миром. Все это было и прошло. С легкой руки Белинского, у последовавших поколений читателей создалось о Марлинской представление, как о писателе вычурным, ходульным, произведения которого наполнены фейерверком блестящих фраз и более ничего. Так позднее говорили об авторе «Фрегата Надежды», «Муллы-нура», «Аммалат бека» даже те, кто не потрудился прочесть Марлинского, а знакомился с ним по отрывкам в хрестоматиях, а потом также с уверенностью начали говорить и те, кто и отрывков то не читал, а лишь слышал издали кое-какие суждения о писателе. Но в этих воззрениях на Марлинского кроется серьезная ошибка. Он не был писателем реалистом, и никогда не стремился выставлять в своих произведениях отрицательные стороны жизни; он передавал лишь то, что создавало его воображение, и передавал так образно, что его можно назвать - художником слова. Его описания – это картины, каждая деталь подмечена и запечатлена. Описывает ли Марлинский оживление столичных улиц, бурю на море, дикие теснины и ущелья Кавказа – всюду картина полна, всюду пейзаж блестящ, и если однообразны герои, то это должно приписать лишь тому времени, когда жил и писал Марлинский. В начале девятнадцатого века рассказами и повестями Марлинского зачитывались и в Петербурге и в Москве, читающее общество нашло в них новое слово, новое изображение. Марлинский трактовал исторические сюжеты, открывая новую область литературы, до него история отражалась только в серьезно-научной обработке; Марлинский рассказывал исторические факты в легкой, интересной, часто увлекательной беллетристической форме.

Окончив курс в горном институте, Бестужев вступил на военную службу, был адъютантом у генерала Бетанкура, в эти года директора Главного управления путей сообщения, а затем адъютантом у принца Вюртембергского. Вращаясь в кругу передовой и интеллигентной молодежи 1820 –х годов, А.А.Бестужев не мог остаться чуждым тому бурному потоку новых идей и стремлений, который увлек эту молодежь на площадь Зимнего дворца 14 декабря 1825 года. Он был сосланный в Якутск, затем, в 1829 году, переведен рядовым на Кавказ, отличился в военных сражения и за отличие произведен в унтер офицеры, а в 1836 году в офицеры. Александр Александрович Бестужев погиб геройской смертью на мысе Адлер, во время экспедиции против горцев, 7- го июля 1837 года, его изрубленное черкесами в лесной чаще тело не было найдено.

Бестужев-Марлинский Александр Александрович

1797-1837

Немного биографии:

Александр Александрович Бестужев родился в Петербурге 23-го октября 1797 года. Бестужевы вели свое родословную с 15 века, принадлежали к генеалогическому корню - Бестужевым-Рюминым.

Семья:

Глава семьи, Александр Федосеевич Бестужев, - отец трех декабристов Александра, Николая и Михаила Бестужевых, был не только человеком просвещенным, но и талантливым писателем. Его имя в истории русской мысли тесно связано с судьбой либерального журнала, издававшегося в самое нелиберальное время - «С.-Петербургский Журнал» 1798, редактором которого были А.Ф.Бестужев и И.П.Пниным. Журнал затрагивал политические и социальные вопросы, поэтому

и был вскоре запрещен. В царствование Александра Первого, Александр Федосеевич был известен как педагог и публицист, написал несколько книг о воспитании военного юношества, в которых проповедовал самую гуманную мораль, известен как автор сочинения «Опыт военного воспитания относительно благородного юношества». Александр Федосеевич был достаточно богат, увлекался коллекционированием, его дом называли «богатым музеем в миниатюре».

Александр Федосеевич первоначальное образование получил в греческой гимназии, существовавшей в те года при Артиллерийском и Инженерном корпусе, по окончании курса был оставлен корпусным офицером. В 1789 году участвовал в шведской кампании, служил на корабле «Всеволод», в битве в мае 1790 года вблизи Сескари был тяжело ранен, считали убитым, но его выходил крепостной слуга Федор и красивая, но простая по происхождению девушка Прасковья Михайловна, на которой он и женился. Выйдя в отставку находился при графе А.С.Строганове начальником его канцелярии, заведовал Екатеринбургской гранильной фабрикой и Петербургской бронзовой фабрикой графа. На фабриках изготавливали предметы роскоши для дворцов и Эрмитажа. В эти года Александр Федосеевич и пристрастился к коллекционированию.

Детство; Образование; Служба:

Александр Александрович первоначальное образование получил дома, как только начал читать, целые дни проводил в отцовской библиотеке, читая все, что попадалось на глаза.

В девять лет его отдали в Горный корпус, в те года лучшее учебное заведение. После смерти отца, в 1810 году, его место в семье занял старший брат Николай Александрович, в эти года он уже закончил Морской кадетский корпус. Вместе с братом Александр участвует на учебном фрегате в походе по Финскому заливу. Его увлекает море, он оставляет Горный корпус, но вскоре оставляет и это увлечение, готовится к экзаменам на инженера, но быстро надоедает. По предложению старинного друга его отца, генерала Чичерина, командира лейб гвардии драгунского полка, Бестужев поступает в его полк юнкером, через год его производят в офицеры.

В 1823 году Бестужев поступает на должность адъютанта к генералу Бетанкуру, в эти года директора Главного управления путей сообщения, а затем переходит адъютантом к принцу Вюртембергскому.

-2

Начало литературного творчества:

В 1818 году Бестужев вступил на литературное поприще. Все, что было необходимо для литератора: воображение, наблюдательность, способность детально и объективно описывать увиденное, пафос – все это было у Бестужева.

Он сразу обратил на себя внимание читающей России, в 1819 году он сотрудничает с лучшими изданиями: «Сын Отечества», «Соревнователь Просвещения», «Северный Архив», «Невский Зритель», «Литературные Листки». В 1820 году «Общество любителей российской словесности» избирает его в свои члены. Марлинский – его литературный псевдоним, становится популярнее настоящего имени автора. Рассказами и повестями Марлинского зачитывались и в Петербурге, и в Москве – читающее общество почувствовало в них новое слово. Успех Марлинского был так велик, что, когда он в 1823 году вместе с Рылеевым, был издан альманах «Полярная Звезда», весь тираж раскупили за несколько дней. Гвоздем альманаха являлась статья Марлинского «Взгляд на русскую словесность»,

«Полярная звезда» - литературный альманах, издавался А.А.Бестужевым и К.Ф.Рылеевым. Всего вышло три номера, по одному в год – 1823, 1824, 1825 года. Альманах стал лучшим сборником поэтических и прозаических произведений отечественной словесности эпохи Александра Первого.

На страницах этого изящного альманаха помещали свои труды самые даровитые русские писатели тех лет. В трех книгах участвовали около шестидесяти литераторов: Е.А.Баратынский, Н.А.Бестужев, А.А.Бестужев, К.Н.Батюшков, кн.П.А.Вяземский, А.Ф.Воейков, Ф.Н.Глинка, барон А.А.Дельвиг, В.А.Жуковский, А.С.Пушкин, В.Л.Пушкин, И.А.Крылов и др.

С первого номера 1823 года публика раскупила все издание. Экземпляр продавался по 10 рублей ассигнациями, но уже в 1826, 1827 годах «Полярную звезду» нельзя было достать и за 100 р.ассиг.

В 1826 году Бестужев и Рылеев предполагали издать уже собранные материалы в небольшом альманахе, под названием «Звездочка». Уже в декабре 1825 года альманах был полностью готов, но вмешались события 14 декабря 1825 года, альманах изъяли и арестовали вместе с другими бумагами.

Несколько отрывков из писем А.С.Пушкина к А.А.Бестужеву:

Из Кишинева. 21 июня 1822 год: «Милостивый государь Александр Александрович! Давно собирался я напомнить вам о своем существовании. Почитая прелестное ваше дарование и , признаюсь, невольно любя едкость вашей остроты, хотел я связаться с вами на письме, не из одного самолюбия, но также из любви к истине. Вы предупредили меня. Письмо ваше так мило, что невозможно с вами скромничать. Благодарю вас. Как представителя вкуса и верного стража и покровителя нашей словесности. Посылаю вам мои бессарабские бредни, и желаю, чтоб они вам пригодились. Кланяйтесь от меня цензуре, старинной моей приятельнице…..»

Из Кишинева. 13 июня 1823: «Милый Бестужев. Позволь мне первому перешагнуть чрез приличия и сердечно благодарить тебя за Полярную Звезду, за твои письма, за статью о литературе, за Ольгу, и особенно за Вечер на биваке! Все это ознаменовано твоею печатью, т.е. умом и чудесной живостью. «О «Взгляде» можно бы нам поспорить на досуге. Признаюсь, что ни с кем мне так не хочется спорить, как с тобой да с Вяземским: вы одни можете разгорячить меня….»

Из Одессы. 8 февраля 1824 года:

«Ты не получил, видно, письма моего. Не стану повторять то, чего довольно и на один раз. О твоей повести в Полярной Звезде скажу, что она не в пример лучше тех, которые были напечатаны в прошлом году…..»

После событий 14 декабря 1825 года:

В несчастный день 14 декабря 1825 года Бестужев привел батальон московского полка на Исаакиевскую площадь, там он проявил себя, как один из главных действующих лиц. С Исаакиевской площади он успел скрыться, но уже 15 декабря, Бестужев сам явился на гауптвахту Зимнего дворца, чтобы сдаться. Дежурный офицер отвел его к Императору, который внимательно выслушал Бестужева. Добровольное возвращение послужило на пользу Александру Бестужеву. Его братья, далеко не главари событий, были осуждены на каторжные работы, а Александр, скомпрометированный гораздо более, после восьмимесячного заключения, был отправлен в августе 1826 года в Финляндию, где содержался в форте «Слава», а оттуда через год, в конце октября 1827 года, был переведён на поселение в Якутск.

Ссылка в Якутск была далеко не таким тяжелым наказанием, как каторжные работы на рудниках Сибири. Бестужев все-таки пользовался относительной свободой. Писать ему не запрещали, но творчество не ладилось. Тогда он бросил перо, и с величайшим рвением принялся за изучение немецкого языка. Уже через месяц свободно читал в подлиннике Гёте и Шиллера. Затем он начал изучать нравы и обычаи якут, пишет ряд этнографических статей, и повесть в стихах «Андрей, князь Переяславский». В июле 1829 года, Бестужева, по его просьбе, переводят на Кавказ рядовым в 14 егерский полк, он участвует в военных походах, в 1830 году служит в грузинском 10 линейном полку, живет в Тифлисе, затем в Дербентском гарнизоне, храбро участвует во всех сражениях. В эти года он написал несколько кавказских очерков «Мулла- нур», «Аммалат бек» «Кавказские очерки», которые были изданы в Петербурге, гремели по всей России. Цензоры, прекрасно знали, кто такой Марлинский, но пропускали в печать его произведения без исправлений.

Герои его заметок были не вымышленными, а действительно существовавшие, и события действительно свершавшиеся.

В конце 1835 года Бестужев был произведен в унтер офицеры и переведен в черноморскую крепости Геленджик. В 1836 году он получает офицерский чин, его переводят в Кутаис, награждают за храбрость орденом св.Анны. в начале 1837 года он был прикомандирован к гренадерскому грузинскому полку. Бестужев погиб геройской смертью на мысе Адлер, во время экспедиции против горцев, 7- го июля 1837 года, его изрубленное черкесами в лесной чаще тело не было найдено.

Так окончил свою жизнь этот богато одаренный человек, талантливый писатель, расплатившись за юношеское увлечение.

Расцвет его литературного творчества пришелся на время, проведенное на Кавказе.

Бестужев написал очень много и пользовался громадной известностью. Лучшие его романы и повести «Замок Нейгаузен», «Роман в семи письмах», «Ревельский турнир», «Изменник» «Фрегат Надежда», «Испытание» «Андрей князь Переяславский», «Страшное гаданье» и т.д. Полное собрание его сочинений выдержало несколько изданий.

Стихотворение А.А.Бестужева:

«Оживление».

«Чуть крылатая весна

Радостью повеет,

Оживает старина,

Сердце молодеет;

Присмирелые мечты

Рвут долой оковы,

Словно юные цветы

Рядятся в обновы,

И любви златые сны,

Осеняя вежды,

Вновь и вновь озарены

Радугой надежды».