Боевые действия в 11 км. восточнее Михайлова у дер.Пушкари - Поярково - Хавертово.
В ночь с 28 на 29 ноября 1941 г. часть курсантов ВПУ из состав РГ-1 двигались в составе передового дозора в направлении на г. Михайлов. Ближе к утру они достигли моста через реку Жрака, который еще несколько дней назад был взорван.
РГ-1 и РГ-2 под общим командованием Феногенова в полном составе подошли к Хавертово и Поярково ближе к рассвету. Немцев в этих населенных пунктах не оказалось, хотя они были не так далеко и вскоре дали о себе знать .
Только успели наши разведчики разместиться на привал, как уже в начале восьмого утра, со стороны Михайлова к Поярково выдвинулись несколько автомашин с пехотой под прикрытием шести танков, которые тут же были обстреляны нашими танками и отошли. При этом обратно на Михайлов ушли все крытые автомашины и четыре танка. Два танка остались у шоссе и укрылись. Совсем скоро из лощины со стороны деревни Пушкари выкатились ещё 11 немецких танков. Тут же над западной окраиной Поярково появился немецкий самолёт который вел разведку и сбросил на позиции наших разведчиков листовки.
В это же время в воздухе над немецкими танками зелёными огнями повисли сигнальные ракеты. Разведчики Феногенова ожидали атаку и стали готовиться к бою, однако немецкие танки, вопреки нашим ожиданиям, не развернулись в боевой порядок, а совсем наоборот - они спешно ушли в лощину.
Случилось видимо то, что полностью оценить наши силы немцам не удалось. Потому, после условного сигнала, они скрылись за отметкой 136.1. и отошли в сторону деревни Пушкари.
Действия противника были непонятны, поэтому в направлении на Пушкари Феногеновым тут же была выслана группа разведчиков.
Ориентир 136.1 ещё не раз будет фигурировать в донесениях и воспоминаниях участников боя. По этой причине я приведу вам фотографию ещё одного экспоната из фондов Михайловского исторического музея, который называется не иначе, как: " НАЧАЛО РАЗВЕДДЕЙСТВИЙ ГРУППЫ ФЕНОГЕНОВА В д.ПОЯРКОВО"!
Вторую группу разведчиков, но уже на броневике, Феногенов выслал в направлении на Михайлов, однако до полудня оценить силы противника на подступах к Михайлову нам так и не удалось.
По этому поводу в 11-25 в штаб 17-й тбр Феногенов отправил донесение, на основе которого был сделан доклад на имя Голикова и Мишулина.
Из него, помимо указанных непонятных маневров немецкой пехоты и танков, мы можем узнать: в каком порядке разведчики Феногенова и Хоецяна заняли позиции у Поярково.
Донесение на имя Голикова и Мишулина , штаб 17 ТБр ( 15-00 29.11.41) :
"РГ-1, действуя на Михайлов, к 7-00 достигла Поярково. Противника не установила. В 7-25 от Михайлова к Поярково подошли две машины с пехотой и 6 танков. Под нашим огнем машины и четыре танка ушли на Михайлов, а 2 танка остались за высотой 1,5 км. юго-западнее Поярково ( на шоссе).
Из Пушкари на отм. 136,1 в движении 11 танков. На Пушкари выслана разведка от РГ-1.
РГ-2 в составе 70 чел. и три танка Т-26 действует совместно с РГ-1
РГ-1 пехота и танки занимают оборону по северной и западной окраине Поярково.
Решение командира бригады: вести бой за овладение Михайловым"
Приблизительно в это же время ( с 11 до 12 дня), немецкое разведывательное подразделение направило в штаб 10 МПД несколько сообщений о том, что русские прощупывают подступы к городу силами " не менее батальона пехоты с пятью танками" - так они оценили наши силы первоначально. При этом ими подтверждалось, что наши разведчики занимают цент села Поярково.
Для уточнения сведений об отряде Феногенова в 13-30 немцы силами, предположительно до роты пехоты, провели разведку боем, наступая на северо-восточную окраину деревни. Наши бойцы эту атаку тоже отбили и немецкие автоматчики быстро отошли в направлении все той же отметки 136.1.
Подтвердив наличие на нашей стороне танков, немцы решили больше напролом не лезть, а действовать иначе...
О своем плане они в третьем часу дня сообщили командованию. Замысел неприятеля состоял в том, чтобы утром следующего дня атаковать нас "усиленным батальоном".
С нашей же стороны тоже проявлялась осторожность.
Феногенов запросил через Вощинского подкрепление количеством не менее взвода пехоты и взвода танков, которое ожидал не ранее чем к ночи. Своим же разведчикам он приказал не только удерживать позиции в деревне, но и подготовить несколько групп для ведения разведки ночью. Необходимо было, во что бы то не стало, захватить пленных. Точные сведения о противнике крайне необходимы были для получения ответа на главный вопрос: возможно ли имеющимися силами двигаться дальше на Михайлов?
ШТАБ ОБОРОНЫ РЯЗАНИ...
Как и предполагалось ранее, РГ-3 под командованием ст.л-та Миронычева со всеми приданными силами и взводом танков Т-34 ( ком. танкового взвода ст. л-т Урусов) отправилась на помощь бойцам Феногенова.
Курсанты отряда Миронычева вспоминали:
" Разведотряд выступил для выполнения задачи в 17-00 29 ноября. Отряд выполнял задачу по маршруту д.Нашатыркино - Михайлов, на глубину до 75 километров. Двигался отряд на машинах, соблюдая все меры маскировки. В отдельных местах отряд делал остановки, вел опрос местных жителей. Было установлено, что 28 ноября в некоторые деревни заходила разведка противника. В деревне Спасское немецко-фашистские изверги подожгли больницу, где погибли все больные, и повесили двух советских работников. Эти зверства немецких фашистов вызывали чувство ненависти у курсантов. В подразделениях разведывательного отряда коммунисты, комсомольцы, агитаторы на остановках проводили беседы о зверствах немецких фашистов. Курсанты горели желанием быстро и точно выполнить боевую задачу, отомстить врагу за кровь безвинных советских людей".
Стоит отметить, что командиров курсантских взводов и отделений интересовали не только деяния неприятеля и настрой подчинённых, ведь требовалось ещё не только вовремя подойти к разведчикам Феногенова, но и сохранить силы и боеспособность. В дороге произошла досадная поломка одной из машин, поэтому часть группы отстала. В одной из деревень курсантам пришлось мобилизовать у местного населения лошадей и телеги. В итоге вторая группа отряда Миронычева двигалась с опозданием.
ШТАБ 10 МОТОДИВИЗИИ ГИТЛЕРОВЦЕВ...
Об обстановке днём 29 ноября 1941 г. в боевом журнале оперативного отдела 47- танкового корпуса была сделана следующая запись:
"Из Рязани прощупывают обстановку сильные разведывательные группы противника, частично при поддержке отдельных танков; они действуют против оборонительных позиций дивизии северо-восточнее Михайлова".
Как видим, немцы понимали, что пока они имеют дело лишь с нашей разведкой, которая не более чем " прощупывает обстановку".
Тем не менее, на помощь разведчикам 10-й немецкой моторизованной пехотной дивизии из Михайлова уже ночью было подтянуто подкрепление от 40-го мотоциклетного батальона ( подр.К-40). Рано утром гитлеровцы планировали атаку позиций наших разведгрупп. В этих целях ночью нескольким гитлеровским автоматчикам и снайперам удалось проникнуть и обосноваться в западной части Поярково. Ещё одна немецкая группа пехоты начала готовиться к обходу Поярково южнее - со стороны оврага в районе Хавертово. Силами свыше взвода пехоты немцы попытались обойти группу Феногенова и с северо-восточной стороны деревни, где они обустроили временное пулеметное гнездо, расчитывая отрезать наших разведчиков от возможного подкрепления со стороны Рязани.
Для борьбы с нашими танками и пехотой немцы начали подтягивать к Поярково несколько самоходных артиллерийских гаубиц и полевые минометы.
А пока, в соответствии с принятыми сторонами решениями, более никаких боевых действий противники в этот день не проводили. Лишь к ночи произошла перестрелка - это немцы из укрытия открыли пулеметный огонь по подошедшей к Поярково первой группе курсантов Миронычева. Бой был коротким, но немцы в ходе него сумели занять выгодные рубежи по некоторым окраинам деревни.
О своем ночном подходе к Поярково курсанты (РГ-3) вспоминали:
" К ночи разведывательный отряд достиг дер. Поярково ( 11км. от гор. Михайлова), где был остановлен пулеметным огнем противника из ДЗОТ-а, сделавшего шоссейную дорогу на Михайлов. В результате короткого ночного боя было выявлено, что разведывательный отряд курсантов встретился с разведывательным отрядом противника силами до батальона пехоты. Разведывательный отряд противника, захватив выгодный рубеж в районе дер Поярково, перешёл к обороне и продолжал в течении всей ночи активную разведку в нашем направлении".
Обстановку и расположение сил противника на данный момент курсанты ВПУ отобразили на схеме...
Вслед за первой, вскоре к Поярково подошла и отставшая часть наших курсантов. Произошло это где-то в районе двух часов ночи.
В это время противник вел по деревне беспокоящий огонь из стрелкового оружия, и изредка обстреливал из минометов позиции Феногенова. Если основываться на представленной нашими курсантами схеме, то получается, что до утра 30 ноября все самые выгодные позиции и высоты вокруг Поярково занимали гитлеровцы. А основными силами ( "до батальона" - как указывают курсанты) противник подошёл и расположился на западных подступах к деревне. Если это так, то утреннюю атаку противник предпринял с действительно " выгодных" для себя позиций, что безусловно предоставляло ему серьезное преимущество.
В 2 часа 30 минут ночи из КП Феногенова, в Рязань было отправлено очередное донесение. В нем командир сообщил о прибытии усиления с танками и о их переходе под свое командование. Из донесения так же следовало, что Феногенов и его КП находился в центре Поярково. Там же указывалось, что потерь у разведчиков еще не было. Далее Феногенов указал и о нехватке горючего для танков, которое постоянно тратилось на их прогрев в условиях морозной ночи.
Стало ясно, что для дальнейшего продвижения на Михайлов горючего для машин и танков не хватит. Как только об этом узнали в Рязани, то в Поярково немедленно была отправлена машина ( цистерна) с горючим и всем необходимым.
Около трёх часов ночи Феногенов вновь выслал разведку в район деревни Пушкари, т.к. первая группа была обстреляна и вернулась ни с чем.
Разведка на Михайлов, высланная на бронемашине, к этому времени ещё не вернулась.
Этой же ночью в Поярково пробилась небольшая группа красноармейцев, из числа отступающих. Некоторым из них даже удалось сбежать из немецкого плена. От них разведчики Феногенова смогли получить сведения о том, что ночью в Михайлове наблюдалось много мотоциклов, крытых автомашин, полевых и самоходных артиллерийских орудий. Пленные особо указали, что всю технику немцы спешно окрашивают в белый цвет.
Тем временем в Поярково курсанты продолжали оборудовать позиции и готовиться к предстоящему дальнейшему наступлению на Михайлов.
Задачу на овладение этим городом им ещё никто не отменял!
Работы проводились в условиях периодического беспокоящего огня. Немецкие захватчики не прекращали слепой обстрел деревни из автоматического оружия и минометов. В этой связи Феногеновым было принято решение: с утра организовать разведку боем, отбросить гитлеровцев от деревни и занять выгодные позиции на высотах северо - западнее Поярково. Во всяком случае именно такую задачу поставили курсантам под командованием Миронычева ( РГ-3).
Однако, не зря в народе говорится, что человек предполагает, а кто-то там иной ... ( в данном случае - не Боженька, - это точно) располагает...
В СЕМЬ ЧАСОВ УТРА НЕМЦЫ ПЕРВЫМИ ПЕРЕШЛИ В АТАКУ!
....