Мода на сюжеты есть. Условно, но все- же можно выделить периоды, когда фильмов одной тематики в определенном жанре снималось чуть больше, чем другой.
В жанре детективов одно время были популярны фильмы-игры между детективами (со смежными лицами) и преступниками. Зачинщиками игры выступали, конечно, преступники. То они предлагали побегать наперегонки со временем: не прибежал в условленное место к условленной минуте – взрыв. То посостязаться в эрудиции: не разгадал загадку, символ, знак, шараду – очередная жертва.
Среди любопытных фильмов в этой узкой тематике - «Виселица». В сюжете фильма немало огрехов, которые вызывают досаду своей откровенной очевидностью.
Например, на месте преступления детективы всегда одни. Во время преследования преступника тоже одни. Где патрульные машины для перехвата преступника, уходящего на мотоцикле? Почему детективы не стреляют по колесам и не пытаются ранить самого преступника?
Почему они на последнем месте преступления сами для себя закрывают дело без очевидных на то фактов? Почему не пытаются разгадать зашифрованное слово, которое преступник раз за разом пишет на месте преступления? Почему не пытаются выяснить его связь с их работой? И таких прорех в сюжете множество.
Но если смотреть фильм под другим углом, он превращается в интересное психологическое действо с философским подтекстом, который раскрывается в ходе расследования серии жестоких убийств.
В провинциальный город возвращается агент ФБР Руни (Карл Урбан) на свою прежнюю должность детектива в одном из отделов полиции. К нему приставляют журналистку, которая работает в журнале в отделе криминальной хроники. Задача журналистки – показать изнутри работу полиции по расследованию преступлений.
В первый же выезд с детективом журналистка попадает на загадочное преступление – высоко повешенную в школьном дворе женщину с вырезанной на груди буквой. Детектив осматривает школу и находит в одном из классов двух сидящих за столом манекенов, играющих в детскую игру "Виселица". Суть игры проста: не отгадал задуманное слово - будешь "болтаться" на виселице.
Журналистка, не желающая отсиживаться в машине, а желающая воочию следить за ходом расследования, заходит в класс следом за детективом и сразу обращает внимание на две комбинации цифр на столе. Одну комбинацию она знает – это номер значка детектива Руни.
Но что обозначает вторая? И что за слово написано под нарисованной на стене виселицей, в котором из всех букв известна только одна? Остальные обозначены точками. «Это игра для двоих», - произносит детектив. Кто же второй? Преступник? Нет.
Второй - детектив в отставке Арчер (Аль Пачино), бывший напарник Руни. Вторая комбинация цифр – номер его значка. Но почему он – отошедший от дел полицейский? Этого не знает никто, кроме преступника, который начал и ведет свою игру.
Следующего повешенного Руни и включившийся в расследование Арчер находят в церкви. Но вот странность: помимо вырезанной на груди букве на нем свиная голова со штампом скотобойни. Это подсказка? Детективы спешат на скотобойню и не ошибаются. Новая жертва висит на крюке для свиных туш. Детективы улавливают логику подсказок преступника, но мотив его преступлений по-прежнему не ясен. Но теперь у них есть шанс спасти следующую жертву, если они поймут подсказку и успеют к месту убийства до того, как та задохнется в петле виселицы.
Обнаружив в доме очередной жертвы детскую железную дорогу, детективы не медлят ни секунды. Мужчина, подвешенный над железнодорожными путями еще жив, но мчащийся поезд не остановить. Они не опоздали, но и не успели.
На месте преступления – неизменный рисунок виселицы и слово, которое увеличивается буквами, вырезанными на груди жертв. Какая буква и чья жизнь будут следующими?
Догадка приходит к ним в тот момент, когда на рабочем месте не оказывается руководителя их отдела - капитана Лизы Уотсон. Несколько лет назад ее сбила машина на высокой скорости и вследствие аварии она потеряла возможность ходить. Мчащийся поезд занимает свое место в логике жестокой игры.
Они успевают спасти капитана Уотсон в ее собственном доме и обнаруживают в нем преступника, одетого в форму полицейского. Начинается погоня, но преступник уходит.
Руни и Арчер вновь на месте преступления, но на этот раз все иначе. Жертва не задушена и не подвешена. Она застрелена и все смахивает на самоубийство. В шкафу - две полицейские формы. Все кончено? Преступник поставил точку?
Детективы возвращаются в участок, но мысль о том, что сложная и тщательно продуманная игра завершилась слишком легко и просто, не дает им покоя. Они хотят взглянуть на происходящее со стороны. В этом им помогут записи журналистки, которая повсюду следовала за ними, но она не отвечает на звонки.
Детективы мчатся к ней домой. Дом пуст. И это означает только одно - преступник жив. Игра не окончена. Напротив, она выходит на свой пик. Две полицейские формы обретают свое значение. Это два детектива. Так, кто из них будущая жертва? И почему?
У фильма сильный финал – зловещий и напряженный, один из самых эмоционально сильных финалов в фильмах этого жанра.
Сам фильм мрачен, довольно жесток. Немногословен. Здесь много игры глазами, полуэмоциями, оттенками чувств, потому что самим чувствам и эмоциям в полную силу разыграться нельзя. Нет, этого не требуют обстоятельства. Это внутреннее состояние героев, сформированное причинами прошлого.
Фильм погружает зрителя в атмосферу полутонов, полутеней, которые возникают и исчезают в полудне, в полуночи, в полужизни, в полусмерти. Это рассказ о двойственности мыслей, о словах с подтекстом, о случайностях, провоцирующих закономерности и закономерностях, обрываемых случайностями.
Дуэт актеров Аль Пачино и Карла Урбана великолепен. Оба актера по-разному, но одинаково точно передают взгляд героев из своего внутреннего мира на внешний, который безжалостно отражает его обратно, заставляя снова и снова всматриваться в самих себя со скорбью и болью.
«Виселица» - фильм о диссонансе настоящего с прошлым, из-за которого не случилось будущего. Не случилось у всех игроков в безобидную детскую игру по жестоким правилам взрослой жизни. Так стоит ли затевать подобные игры?
Спасибо, что читаете публикации канала. Подпишитесь, если интересно.