Утро у Антонины Григорьевны не заладилось. Сын позвонил, сказал, завтра невесту свою привезет, знакомиться. И надо бы в доме порядок навести, разносолов всяких наготовить, пирогов напечь. Хорошо надо встретить, достойно, чтоб не подумал Илюша, что не рады здесь его возлюбленной.
Надо готовиться, надо, да только у пожилой женщины все из рук валится. Нет у нее желания ничего делать, не лежит душа. Вроде бы радоваться нужно, наконец-то созрел Илья, ведь к сорока уже, а все холостой. Парень он видный, красивый, балагур. И руки растут, откуда надо, и заработок хороший, и квартира в городе своя. Завидный жених! Сколько девчонок за ним увивалось, а он на них и не глядел даже. Антонина Григорьевна уж беспокоиться начала: чай, не девочка, седьмой десяток разменяла, хочется и внучат успеть понянчить на своем веку. Так она своему Илюше и сказала, а он смеётся:
- Успеешь мама, надоедят ещё тебе внучата-то! Ну не встретил я пока ту самую.
А когда ж он ее встретит? Может ещё через десяток лет?
Но вот, наконец, пришла и к ее мальчику любовь. Это она, как мать, сразу заметила, сын -то каждые выходные приезжал: проведать, по хозяйству помочь. Видит мать - другим стал Илья, светится весь, улыбается чему-то все время, глаза блестят. Но вопросов лишних задавать не стала, побоялась спугнуть счастье. Придет время - сам и расскажет, и покажет.
Так и вышло. Однажды мужчина сам разговор завел:
- Женюсь я, мама!
У Антонины Григорьевны от такого заявления даже чашка из рук выпала да чай прямо на белую скатерть разлился.
- Ты чего переполошилась? - улыбается Илья, - Сама же, вроде, все дождаться не могла.
- Так это я от неожиданности! Разве можно такие новости так сообщать? Будто обухом по голове!
- Так я ж не завтра жениться-то собрался! Все, как полагается, сначала привезу, познакомитесь.
- Ну расскажи хоть, кто она? Какая? Городская, поди, избалованная?
- Она очень хорошая, мам, зовут Светлана.
- И все? Не больно-то информации много.
- А сейчас я тебе ее фотографию покажу ещё! - сын достал телефон, нашел нужное фото, передал матери. С экрана на Антонину Григорьевну смотрела симпатичная молодая девушка, худенькая, большеглазая, с длинными каштановыми волосами. На коленях у нее сидел маленький мальчик, лет двух-трёх от роду, такой же хорошенький и большеглазый, как и будущая невестка.
- Так у нее, что, ребенок есть? - спросила пожилая женщина и сразу почувствовала, как напрягся, ощетинился сын, будто волк, готовый защищать свою волчицу с волчатами.
- Да, а разве это имеет значение? - холодно спросил он, внимательно глядя ей в глаза. Ждёт реакции, поняла Антонина Григорьевна, сейчас главное - правильно повести себя, иначе отношения с сыном будут надолго испорчены.
- Ну а как же! - воскликнула она как можно более непринужденно, - Вот так привез бы, а у меня для мальчонки и нет ничего: ни гостинцев, ни игрушек!
После ее слов Илья заметно расслабился, и, осторожно его расспрашивая, мать узнала, что со Светланой они вместе уже почти год, познакомились на работе после ее выхода из декрета. Что сына ее зовут Даня, ему два с половиной года. Что Светлана воспитывает мальчика одна и об отце его говорить не любит.
Конечно, Антонина Григорьевна не очень-то обрадовалась такой невестке, выбор сына не одобрила, но вида не показала. Когда Илья уехал, пообещав на следующих выходных привезти Светлану с ребенком в гости, женщина решила посоветоваться с подругой, обсудить сложившуюся ситуацию. Анюта всегда была мудрой и рассудительной, может подскажет чего дельного?
Анна Владимировна жила недалеко, на соседней улице. Увидев в дверях взволнованную Антонину Григорьевну, она сразу поняла: что-то случилось.
- Тоня, что с тобой? На тебе лица нет! - помогая подруге раздеться, причитала женщина.
- Илья мой женится!
- Так радость-то какая, мы ж с тобой думали, не дождемся уже! - засмеялась Анна Владимировна, - Только не пойму, чего тогда у тебя лицо такое кислое?
- Девушку с ребенком нашел! Неужто свободных не было, без довеска?
- Ну, знаешь, Тоня, любовь - она не спрашивает. Сердцу, как говорится, не прикажешь.
- Ой, Анюта, как же мне теперь быть? Я-то думала, женится мой сынок на хорошей девушке, внучат мне нарожают...
Анна Владимировна посмотрела на подругу осуждающе:
-Да что ты вся раскисла, Тоня, я не пойму? Подумаешь, трагедия, ребенок! Прям конец света! Ты девочку эту ещё в глаза не видела, а уже заочно ее невзлюбила, клеймо на нее навесила. И мальчонка - считай внук готовый уже! Он же ещё маленький совсем, а ты его довеском! Слово-то гадкое какое!
- Ну не знаю, может, ты и права. Мальчонка точно не виноват ни в чем.
- Ты вот что, давай успокойся, перестань себя накручивать. Илья у тебя не глупый парень, раз выбрал эту девочку сердцем, значит есть в ней что-то. Ты с плеча не руби. Вот приедут, познакомитесь, пообщаетесь, а потом уже будешь первые выводы делать.
Немного успокоенная ее словами, Антонина Григорьевна стала ждать выходных.
И вот уже завтра привезет сын Светлану, а на душе будто кошки скребут. Чего ожидать? Вдруг Светлана эта - вертихвостка какая, охмурила ее Илюшу, чтоб жить безбедно, припеваючи? Как ни старалась Антонина Григорьевна, принять сердцем и душой невестку с чужим ребенком не могла. Однако и характер своего сына она отлично знала: резкий, упрямый, весь в отца. Если не примет она его решения - потеряет навсегда. Это женщина тоже хорошо понимала.
В субботу с раннего утра поставила тесто, напекла пирожков, с повидлом, с грибами, с капустой. В магазине купила сладостей и грузовичок игрушечный, для Дани. Когда все было готово, присела на скамейку у ворот, стала ждать.
Ещё издалека узнала мать автомобиль сына. Вот подъехали к воротам, она встала, пошла навстречу. Первым вышел Илья, открыл заднюю дверь, взял на руки маленького Даню. За ним следом показалась и Светлана. Подошла к мужчине, взяла ребенка из его рук, прижала к себе. Глянула Антонина Григорьевна на будущую невестку, и сердце ее сжалось. Вспомнилось ей, как сама она когда-то стояла так же, с опущенной головой, и даже дышать боялась под грозным взглядом свекрови.
- Здравствуй, мама! - Илья подошёл, обнял мать, - Вот знакомься, невеста моя, Света, а это вот Данечка.
- Приятно познакомиться! - дружелюбно ответила женщина, - Ну что ж вы стоите, проходите а дом, у меня уж и пироги поспели!
Беседа за столом все никак не клеилась. Светлана сидела вся красная, все так же прижимая к себе сына, и молчала, лишь изредка тихо отвечая на вопросы. Антонина Григорьевна боялась сказать что-нибудь не то, чтобы ещё больше не смутить бедную девушку. Малыш вертелся и все порывался слезть на пол, изучить новое место, но мать крепко держала его, боясь отпустить.
Илья, поначалу пытавшийся разрядить обстановку, не выдержал, вышел во двор.
- Что же, ты, дочка, Даню все при себе держишь? - ласково спросила женщина Светлану, когда сын ушел, - Скучно ему сидеть на одном месте. Ты бы отпустила его, бояться тут нечего.
- Очень он у меня любопытный, переживаю, как бы чего не сломал, не разбил, не попортил.
- Да чего у меня тут портить? - искренне удивилась Антонина Григорьевна, - Пусть побегает маленько, устал сидеть, ребенок же!
Светлана осторожно опустила сына на пол. Как только ножки его обрели твердую опору, он с радостным визгом начал бегать по комнате, забираться на диван, на стулья, рассматривать содержимое старой советской стенки. Антонина Григорьевна достала купленный подарок, подошла к малышу:
- Данечка, смотри, что у меня для тебя есть!
- Ух ты! - радостно воскликнул мальчишка, потянулся к игрушке, но тут же руку отдернул, посмотрел на мать: можно ли?
- Бери, сынок, бери! - подбодрила его Света, и он, крепко держа подарок обеими ручонками, потопал на ковер, начал катать грузовичок.
- А что надо сказать? - напомнила малышу мать.
- Пасиба, тетя!
- Я не тетя, Данечка, я твоя бабушка, баба! - тихонько поправила его Антонина Григорьевна, а сама про себя отметила, как посветлело лицо будущей невестки, услышавшей эти слова.
******************************************
Свадьбу сыграли шумную, деревенскую. Всю родню пригласили, всех соседей. Потом молодые в город уехали, а Антонина Григорьевна стала частым гостем в их доме - уж больно ей нравилось нянчится с так нежданно появившимся в ее жизни внучком. Тем более, Светлана была в положении, справляться самой ей было уже тяжеловато, вот и помогала бабушка, чем могла. Она уже и забыла о своих переживаниях по поводу невестки, лучшей жены своему Илюше и пожелать не могла. Тихая, скромная, хозяйственная и добрая Света прочно заняла в ее сердце свое законное место.
Конечно, нашлись "доброжелатели", пытавшиеся указать ей на неверный выбор сына, на невестку с "довеском", но Антонина Григорьевна и сама была не робкого десятка, быстро им рты позакрывала.
Погожим весенним утром женщина шла на остановку. Сегодня внучке, Софьюшке, исполняется месяц, как не поздравить? По дороге встретила соседку, Любу.
- Что, Тоня, никак опять к внучке собралась?
- К внукам, Люба, к внукам, двое их у меня.
- Так Илюшкина-то одна только! - изумилась женщина, - Второй-то чужой!
- Нет в нашей семье чужих, все наши, все родные! - улыбаясь ответила счастливая бабушка.
******************************************
Друзья, если вам понравился рассказ, подписывайтесь на мой канал, не забывайте ставить лайки и делитесь своим мнением в комментариях!
Копирование и любое использование материалов , опубликованных на канале, без согласования с автором строго запрещено. Все статьи защищены авторским правом