Найти тему

Как строили тоннель или Архипелаг ГУЛАГ времен Александра III

Мы часто проходим мимо наших пенсионеров, не когда нам по общаться со стариками. И забываем, что они помнят многое, о чем не пишут в книгах, о чем не сохранилось документов.

Вячеслав Владимирович Глушань - коренной житель кубанской станицы Верхне-Баканской, что близь Новороссийска, прямой потомок одного из основателей станицы Терентия Глушаня. Могучий был казак Терентий, и скоро весь тот край станицы, где жило его многочисленное семейство стало называться Глушаневкой. Вячеслав Владимирович всю жизнь проработал на Новороссийском судоремонтном заводе: начинал со слесарей, ушел на пенсию ведущим конструктором, руководителем механической группы отдела главного конструктора завода. Но, несмотря на такую отдаленность от железной дороги, он хорошо помнил рассказы своей бабушки о том, как ее отец строил тоннель Владикавказской железной дороги в 80-е годы Х1Х века.

Каторжники на прокладке тоннеля
Каторжники на прокладке тоннеля

Саму скалу под тоннель рубили каторжники-кандальники. По слухам, внутри тоннеля находились самые отпетые головорезы в кандалах с прикованным к ним кайлом. Они никогда не выходили из тоннеля, там же и жили при свете факелов, не видя света дневного, долбили они шурфы, закладывали в них взрывчатку, а после взрыва разбирали завалы, грузили породу на тачки, которые были прикованы к левой руке менее опасных преступников. Они вывозили породу из тоннеля, катили тачки по деревянным желобам на деревянную же эстакаду. К эстакаде подъезжали станичники со своими подводами. Учетчик, работник строительства, фиксировал каждого подводчика, отмечая, сколько тачек он погрузил. Отмечал учетчик и каждого каторжника, выполнил ли он свой «урок», то есть сменное задание. После этого станичники отвозили камень на отсыпку будущей трассы. Кто выгружал камень – каторжники или вольнонаемные рабочие: точно никто не помнил. Ясно, что не станичники. По окончании рабочего дня, а он длился у каторжников по 16 часов, сразу же производился расчет с подводчиками. Получали они с каждой перевезенной подводы. Сколько конкретно, уже никто не помнит, но достаточно много по понятиям того времени – по несколько десятков копеек в день. Поэтому все старались попасть на эту работу.

Обычное утро в семье начиналось с распределения работ на день. Если срочного ничего не предвиделось, то глава семьи, выполнив необходимые утренние дела по хозяйству: осмотреть скотину, принести ей воды, задать корма на день, да мало ли что ещё, запрягал лошадь в телегу и ехал к тоннелю. Работы там было так много, что принимали любого, на любое число рейсов, хоть на один. Но оплата была все равно в конце рабочего дня.

Побегов со стройки не было. Не тот был паек у каторжан, чтобы убегать. Да и в кандалах в казачьем крае и далеко не убежишь. Казаки сами ловили и приводили беглецов до начальства. Говорят, что мерли каторжники без счета и хоронили их в полосе отчуждения железной дороги. Где могилы – неизвестно. [1]

Подтвердить или опровергнуть рассказ Вячеслава Владимировича документами я не смог. Но в сочинениях Глеба Успенского, писавшего о строительстве этих тоннелей, о каторжникахнет ни слова. Не нашел я материалов об этом ни в Краснодарском краевом, ни в Новороссийском городском архивах. Нет их и в школьном музее станицы Верхне-Баканской, учащиеся которой долгое время собирали историю своей станицы, опрашивая старожилов. Они установили, что руководили от Владикавказской железной дороги строительством инженеры З.З. Вакре и Чернявский, техники А. Ходарцев и К. Петров. Для облицовки тоннелей было сооружено два кирпичных завода – один в станице, а второй на Убыхе. Они же сохранили легенду о том, что один из тоннелей строился одновременно с двух сторон. И когда, в указанное инженером время тоннели не соединились, то инженер застрелился. А на следующий день – тоннели сошлись. Хоронили этого инженера всей станицей и на общем станичном кладбище ему был сооружен склеп. К сожалению, фамилия этого человека не сохранилась в памяти народной, а время не сохранило склеп. [2]

Неудачи поисков документов о строителях тоннелей можно объяснить следующими особенностями. Современный Краснодарский край до революции 1917 года был не губернией, а Областью войска Кубанского и его управление подчинялось не Министерству внутренних дел, а Военному министерству. Входившее в состав войска Черноморское побережье, выделенное в 1896 году в самостоятельную губернию, так же подчинялось Военному министерству и на всех официальных бумагах, даже на бланках полиции стоят две буквы *МВ*, тогда как с 1896 года - три буквы *МВД*. Возможно именно в архивах Военного министерства и надо искать следы Архипелага ГУЛАГА на Кубани времен Александра III.

Санеев С.А. Новороссийское городское историческое общество

Открытки из коллекции А.Б. Герасименко

Литература

  1. Воспоминания В.В. Глушаня.
  2. Материалы музея школы станицы Верхне-Баканской, 2002 г.
  3. Соборное уложение 1649 года. http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/1649.htm