Найти тему
83,9K подписчиков

Александр Семчев: «Спрашивать, с кем спит актер, – нездоровое любопытство»

2,3K прочитали
Александр Семчев. Фото из открытых источников
Александр Семчев. Фото из открытых источников

Александр Семчев не раз скромно признавался, что, видимо, так и останется в памяти зрителей как Толстяк из рекламы пива. Время показало, что это не так. Чего стоят его киноработы хотя бы в «Козленке в молоке», «Ликвидации», «Свадьбе», «Дне выборов».

Да, он не играет классических героев-любовников, и в его репертуаре почти нет главных ролей. Но, как известно, «маленьких ролей не бывает» - есть плохие актеры. А Александр Семчев как раз из тех артистов, кто из эпизода может сделать «конфетку». Недаром пару недель назад ему присвоили звание «Народный артист Российской Федерации».

В фильме "Большая ржака", 2012 год
В фильме "Большая ржака", 2012 год
А. Семчев. Фото из открытых источников
А. Семчев. Фото из открытых источников

К 55-летию Александра Семчева предлагаю небольшое его интервью 2011 года.

В ДЕТСТВЕ ДРАЗНИЛИ БОЛЬШИМ СЭМОМ

- Александр Львович, судя по информации официального сайта МХТ (Московского художественного театра имени Чехова), вы заняты в шести спектаклях текущего репертуара…

- Точней, в четырех. В «Белой гвардии» играю Лариосика (в 2004 году Семчев был удостоен театральной премии «Чайка» за лучшую комедийную роль именно за Лариосика. – авт.). В «Старосветские помещики» продолжаю играть Афанасия Ивановича – этому спектаклю почти десять лет. В «Тартюфе» я – Оргон, муж Эмилии. «Утиная охота», где я играл Саяпина, уже снята с репертуара. Зато в премьерном спектакле «Призраки» по пьесе Эдуардо Де Филиппо я играю роль привратника Рафаэлле.

- Говорят, что роль Лариосика удалась вам, так как вы по характеру схожи с этим персонажем?

- Нет, я совсем не такой недотепа. Как раз многие удивляются, сравнивая меня в реальной жизни с моими комедийными героями. Надеюсь, я по-хорошему серьезный, надежный человек.

- У вас ведь лихо закрученная актерская судьба. Начинали в провинции, о звездной карьере не мечтали, все решил случай…

Александр в армии. Фото из открытых источников
Александр в армии. Фото из открытых источников

- А у кого она простая, судьба? Я родился в Вышнем Волочке. Обычный такой мальчишка. На подвиги не тянуло, не хулиганил – в коробке из-под торта не гадил, кнопки учителям на стул не подкладывал, да и окна не разбивал. Хотя, сейчас начинаю жалеть, что не сделал всего этого. Было бы что вспомнить. И кликуха у меня, конечно же, была. Доцентом меня дразнили. А еще называли меня Большим Сэмом или Семечкой.
- Откуда желание стать актером?

- Отслужил в армии, потом увлекся художественной самодеятельностью, пошел в культпросветучилище в Твери. Пробовал себя и в кукольном театре, и как диск-жокей. Не как нынешние «диджеи», что просто меняют пластинки, а как старый добрый диск-жокей, который разговаривает с публикой, комментирует происходящее.

В Вышневолоцком драматическом театре я начинал работать как замдиректора по хозяйственной части, короче, завхозом. Добывал краски, стройматериалы, торф для обогрева помещений. Надевал костюм в полоску, в нем казался важным человеком. Потом меня обвинили в использовании служебного транспорта в личных целях! В то время как труппа уехала на гастроли, мы с друзьями рванули по грибы на театральном автобусике. Кто-то из «доброжелателей» позвонил директору театра, короче, настучал. Мне сказали: либо увольняйся, либо ступай в артисты, во вспомогательный состав. Так наказали! Я начинал свою карьеру с роли Холодильника в пьесе Коляды «Крестики-нолики», затем понемножку стал подниматься и добрался до главных ролей.

В молодости. Фото из открытых источников
В молодости. Фото из открытых источников

«МОЙ ВЕС – МОЯ «ФИШКА», НО ЗДОРОВЬЕ ДОРОЖЕ»

- Самое яркое воспоминание той поры?

- Ой, да много чего было, что вспоминать. Главное, когда я отправился в Москву на прослушивание, на меня обратил внимание сам Олег Николаевич Ефремов, царство ему небесное.

Сначала я показывался на роль Эзопа, но не прошел. Но меня, точней, мою комплекцию запомнили, и когда получил травму блестящий актер Вячеслав Михайлович Невинный, то про меня вспомнили, разыскали и привели к Олегу Николаевичу Ефремову. И он принял меня в труппу. Так я попал во МХАТ, ввелся на роль Оргона в «Тартюфе», на Яичницу в «Женитьбе», играл ребе в «Тойбеле и ее демоне»…

- Время от времени в прессе появляются сообщения о том, что Семчев решил похудеть… Но соответствуют ли они действительности? Ведь вы же сами не раз говорили, что ваша комплекция – ваша «валюта», фишка…

- Действительно, говорил. Но это было раньше. Я был моложе, здоровья больше. Теперь я стал более тщательно и вдумчиво относиться к себе, своей физической форме. Чем больше вес, тем больше нагрузка на сердце. А перед премьерой спектакля «Призраки» я похудел по совету режиссера Евгения Писарева, так как это требовалось по роли.

Конечно, когда худеешь, то настроение улучшается, жить гораздо веселей. В свое время я перепробовал многие диеты, и таблетки пил, в том числе и какие-то новомодные, но пришел к выводу, что худеть лучше всего по традиционной методике и, конечно же, под наблюдением докторов. Стараюсь не есть после шести вечера, отказываться от жареного, жирного, копченого, сладкого, мучного – в общем, никаких хитростей. Основу моего рациона составляют хлеб с отрубями, нежирная рыба, морепродукты, постное мясо, гречка, овсянка, овощи.

Да, многим я запомнился по рекламе Толстяка. Но всему свое время. Раз я запомнился многим людям, значит, это была не самая плохая реклама. Но становиться звездой рекламных роликов никак не входило в мои планы.

В сериале "Граница. Таежный роман", 2000-й год
В сериале "Граница. Таежный роман", 2000-й год
В сериале "Сыщики", 2002 год
В сериале "Сыщики", 2002 год
В сериале "Участок", 2003 год
В сериале "Участок", 2003 год

- Было дело, вы и «Запорожец» рекламировали… А сами на чем сейчас ездите?

- У меня хорошая машина. Достраиваю трехэтажный дом. Но знаете, я не любитель разговоров о личной жизни, машине, квартире, даче…. Мне это совершенно непонятно. По-моему, это очень нездоровое любопытство: что актер пьет, с кем спит, на чем ездит. Суета это все.

- Одно время писали, что вы вновь женились…
- Я бы не стал затрагивать и эту тему. Скажу только, что у меня замечательный сын Фёдор. Непоседа, энергичный парень, умница, очень сообразительный. Ощущение отцовства – это полный кайф. Хочется соответствовать, не обманывать его, беречь, лелеять. Хочется, чтобы он преуспевал. Например, в учебе, спорте. И самое главное, чтоб со здоровьем было все в порядке.

На сцене МХАТа
На сцене МХАТа
В сериале "Ликвидация", 2007 год
В сериале "Ликвидация", 2007 год
В комедии "Колхоз Интертеймент", 2004 год
В комедии "Колхоз Интертеймент", 2004 год

«МЫ ЗАПАДНЫХ ЗВЕЗД ПЕРЕОЦЕНИВАЕМ»

- Вы острохарактерный актер, а на сцене вам часто приходится быть смешным. Не обидно, что режиссеры используют только малую часть ваших возможностей?

- Ну нет, я абсолютно не комплексую по этому поводу. У меня достаточный диапазон, чтобы играть и серьезные вещи, и комедийные, но используют меня большей частью как комедийного артиста. Не знаю, есть ли смысл кого-то тут переубеждать. Пусть лучше это сделают мои персонажи. Да, я люблю объемные, характерные роли, где есть и смех, и слезы. Вообще, я считаю, что из смеха перейти в слезы – это для актера высший пилотаж. Именно так играли мои кумиры – Евгений Леонов, Фаина Раневская.
- Такие роли вам часто доставались?

- По счастью, да. Но не так часто как хотелось бы. Все-таки мне хочется почаще вырываться из амплуа комика, играть что-то неожиданное.

"Спартак", 2012 год
"Спартак", 2012 год
В фильме "Пенсильвания", 2015 год
В фильме "Пенсильвания", 2015 год
"Ученица Мессинга", 2019 год
"Ученица Мессинга", 2019 год
В фильме "Последний богатырь. Корень зла", 2020 год
В фильме "Последний богатырь. Корень зла", 2020 год

- У вас есть свой секрет, как заставить зрителя смеяться и плакать?

- Конечно, работая над ролью, я во многом питаюсь своим жизненным опытом. Плюс в моей профессии важен момент подсмотренного, украденного или присвоенного.

- Может, мечтаете сыграть Гамлета?

- Кстати, а я уже играл Гамлета. Правда, не у Шекспира, а в такой бульварной пьесе «Острый соус» Андрея Николаева. Кстати, согласно Шекспиру, Гамлет – как раз толстый одышливый парень, а не субтильный худой невротик. Так что это как раз мой персонаж.

- В фильме «Ты и я» вам довелось сыграть с восходящей голливудской звездой Мишей Бартон… Но в недавнем телеинтервью в программе Федора Бондарчука вы довольно едко высказались в ее адрес, сказав, что во многих голливудских звездах больше пафоса, чем настоящего таланта и глубины…

- Ну а что, мне с этой Мишей Бартон детей крестить? Но она же не артистка, она скорее модель. Я там не увидел ничего выдающегося. Наверное, она сейчас на гребне волны, но это же дутая ситуация, продукт пиара. А ты пойди, выйди и чего-нибудь сделай! Ничего такого там не было сногсшибательного, правда. Я сказал, что думал. И даже не о ней конкретно, а вообще о том, что у нас еще жив пиетет перед заезжими звездочками любого ранга.

А ведь все приличные голливудские актеры почитают за честь обучаться в школе драматического искусства, которую основал Михаил Чехов. Но мы по-прежнему западных звезд переоцениваем, а своих недооцениваем.

А. Семчев. Фото из открытых источников
А. Семчев. Фото из открытых источников