«А что вы хотите? – сказала мне офтальмолог, когда я пришла жаловаться на возрастную дальнозоркость. – Природа не рассчитывала на такую продолжительность человеческой жизни. Изначально заложенных ресурсов тела не хватает».
Все мы знаем, что в Средние века женщина в тридцать лет считалась глубокой старухой, а мужчины редко доживали до сорока. Что и неудивительно, если лет эдак с тринадцати начать ежегодно рожать, ну или в шестнадцать уйти на непрерывную войну. Про крестьян я вообще промолчу. Однако здесь история знает совсем другие примеры долгой состоявшейся жизни. Так что нынешним пенсионерам впору позавидовать.
Знакомьтесь – наш сегодняшний герой тучный пожилой монах-францисканец Плано Карпини. В 1247 году он совершил трехлетнее путешествие из Франции в Монголию и обратно. И первым рассказал европейцам о живущих в Сибири людях, которые питаются дымом, и чудовищах с человеческой головой и лицом собаки.
Джиованни да Пьяно дель Карпине или, в общепринятой тогда латинской транскрипции, Плано Карпини появился на свет неподалеку от города Перуджа в знатной итальянской семье. Датой его рождения историки считают 1182 год.
Почему он не пошел на военную службу, неизвестно. Возможно, был младшим сыном в семье, и другой возможности, кроме как надеть сутану, не имел. Зато церковная карьера удалась блестяще. Еще в юности Плано Карпини подружился с Франческо Бернадоне, которого никто пока не называл святым Франциском Ассизским. Они – ровесники, от Перуджи до Ассизи всего пара часов езды, даже если не слишком пришпоривать лошадь. А молодые люди сходятся легко. Плано Карпини вступил в орден, созданный Франциском, и стал одним из его ближайших сподвижников. В 1221 году он замечен в германской миссии ордена францисканцев. В 1228 году его назначили провинциалом Тевтонской провинции ордена, в 1230-1232 годах – Испанской, в 1232-1239 – Саксонской. В некоторых источниках указано, что Плано Карпини был папским пенетенциарием – священником, имеющим право отпускать грехи от лица Папы Римского.
А в 1245 году Папа Иннокентий IV решил отправить посольство в Монголию.
До этого Европа совсем не интересовалась тем, что происходит в Северной Азии. Их представления о народах, живущих там, ограничивались рассказами о псоглавцах и людях с глазами и ртом на груди. И уж тем более никто ничего не знал о каких-то монголах.
«Хорошо, - сказали монголы. – Тогда мы идем к вам».
Огромное войско хана Батыя в 1241 году вторглось на территорию южной Руси, а потом стремительно захватило Польшу и Венгрию. Восток Европы тонул в водовороте коней и всадников, что вызвало суеверный ужас. «Они намерены покорить себе весь свет; полагают, что по божественному определению должны они в течение тридцати девяти лет опустошить вселенную», - писал хронист Матфей Парижский.
Внезапно через год Батый отступил. О причинах этого историки спорят до сих пор. Нам сейчас важно другое. Европа облегченно вздохнула и задумалась – а не превратить ли такого мощного врага в союзника. Например, против Ислама. А заодно с помощью монголов по-новому выстроить торговые отношения с Востоком.
Вот тогда папа Иннокентий IV и подписал буллу к «царю и народу татарскому». Главой миссии он назначил Плано Карпини, которому на тот момент исполнилось 63 года. Современники писали, что это был тучный одышливый человек. Сейчас бытует устойчивое мнение, что в Средние века 40-летний мужчина являлся по сути глубоким стариком. Наш францисканец, похоже, об этом не задумывался. Папы дал ему поручение, и он должен был его выполнить.
Поездка продолжалась почти три года. Плано Карпини проехал через южную Русь, Хорезм, Семиречье и Тарбагатай. По сугробам, замерзшим рекам, пустыне и берегам моря – землям, населенным воинственными язычниками с непривычным и непонятным укладом жизни.
«..с горькими слезами, не зная, едем ли мы на смерть или жизнь. Мы были, однако, так слабы, что с трудом могли ехать: в течение всей той Четыредесятницы – равно как и в другие постные дни – пищей нашей служило только пшено с водою и солью, и у нас не было, что пить, кроме снега, растаявшего в котле… Мы вставали рано утром и ехали до ночи без еды; и очень часто приезжали так поздно, что не ели и ночью, а то, что мы должны были есть вечером, нам давалось ранним утром, и мы ехали, как только могли скакать лошади. Ибо лошадей отнюдь не щадили, так как очень часто днем мы видели свежих лошадей, и, как сказано выше, те, которые валились, возвращались обратно. И таким образом мы ехали быстро без всякого перерыва», - позже напишет об этой поездке Плано Карпини.
В Монголию он прибыл в 1246 году и попал на церемонию возведения на престол нового великого хана – Гуюка, внука Чингисхана. В столицу империи – Каркорум – он, правда, не попал, интронизация проходила в летней ставке хана. Однако переговоры провел успешно. А кроме того, стал свидетелем смерти русского князя Ярослава Всеволодовича – отца будущего Александра Невского.
«Он только что был приглашен к матери императора, которая, как бы в знак почета, дала ему есть и пить из собственной руки; и он вернулся в свое помещение, тотчас же занедужил и умер спустя семь дней, и все тело его удивительным образом посинело. Поэтому все верили, что его там опоили, чтобы свободнее и окончательнее завладеть его землею. И доказательством этому служит то, что мать императора, без ведома бывших там его людей, поспешно отправила гонца в Руссию к его сыну Александру, чтобы тот явился к ней, так как она хочет подарить ему землю отца. Тот не пожелал поехать, а остался, и тем временем она посылала грамоты, чтобы он явился для получения земли своего отца. Однако все верили, что если он явится, она умертвит его или даже подвергнет вечному плену».
Осенью 1247 года Плано Карпини вернулся в Лион, где в то время размещалась папская резиденция.
Его приняли очень благосклонно. Папа выразил удовлетворение результатами поездки и три месяца продержал возле себя, слушая его рассказы о путешествии по экзотическим странам. Затем Плано Карпини получил назначение архиепископом города Антивары и митрополитом Далматинским. Это территория Балканского полуострова, включающая в себя современные Болгарию и Черногорию.
Итальянский хронист XIII века Салимбене, встречавшийся с Плано Карпини в это время, высказался о нем так: «Это был человек достойный, остроумный, образованный, красноречивый и очень способный к разнообразным делам; он написал толстую книгу о том, что видел замечательного у татар и в других местах. Когда его утомляли вопросами на этот счет, он принимался читать эту книгу, что я и сам много раз и слышал и видел».
В книге «О татарах» Плано Карпини подробно описал быт, верования и обычаи монголов. Особое внимание уделил политическому устройству империи, стратегии и тактике ведения войны.
До Сибири он не доехал, но рассказывая о возвращении монголов из похода в Польшу и Венгрию, с их слов написал и о народах северной Азии, нынешней Сибири.
«Возвратившись оттуда, они пришли в землю Мордванов, которые суть язычники, и победили их войною. Подвинувшись отсюда против Билеров, то есть великой Булгарии, они и ее совершенно разорили. Подвинувшись отсюда еще на север, против Баскарт, то есть великой Венгрии, они победили и их. Выйдя отсюда, они пошли дальше к северу и прибыли к Паросситам, у которых, как нам говорили, небольшие желудки и маленький рот; они не едят мяса, а варят его. Сварив мясо, они ложатся на горшок и впитывают дым и этим только себя поддерживают; но если они что-нибудь едят, то очень мало. Подвинувшись оттуда, они пришли к Самогедам, а эти люди, как говорят, живут только охотами; палатки и платье их также сделаны только из шкур зверей. Подвинувшись оттуда далее, они пришли к некоей земле над Океаном, где нашли некиих чудовищ, которые, как нам говорили за верное, имели во всем человеческий облик, но концы ног у них были, как у ног быков, и голова у них была человеческая, а лицо, как у собаки; два слова говорили они на человеческий лад, а при третьем лаяли, как собака, и таким образом в промежутке разговора они вставляли лай, но все же возвращались к своей мысли, и таким образом можно было понять, что они говорили».
Почти сразу после возвращения Плано Карпини король Франции Людовик IX отправил в Монголию своего легата Гийома де Рубрука. В конце XIII века в Каркорум ездил венецианский купец Марко Поло. Они тоже написали книги по впечатлениям от своих поездок. Как говорят историки, гораздо более подробные и информативные.
Но первым все-таки был пожилой и тучный францисканский монах Плано Карпини, который не подозревал, что по меркам его времени он вряд ли должен был прожить дольше сорока лет.
При подготовке текста использованы материалы книги М. П. Алексеева «Сибирь в известиях западно-европейских путешественников и писателей», Иркутск, 1941.Иллюстрации из открытых источников.
Мне очень важно ваше мнение. Высказывайтесь в комментариях, ставьте лайки, подписывайтесь на канал. Будет интересно!