Найти тему
HISTHORY | ИСТОРИЯ

Знакомство с советским брутализмом через 9 знаковых зданий

Оглавление

По теме:

Архитектурный стиль советского брутализма был удивительно разнообразным, многофункциональным и устрашающим. Вот 9 знаковых зданий Советского Союза.

Знакомство с советским брутализмом через 9 знаковых зданий
Знакомство с советским брутализмом через 9 знаковых зданий

Архитектурное движение брутализма имеет британские корни, однако своего полного потенциала оно достигло в Советском Союзе за железным занавесом. Этот архитектурный стиль возник из-за послевоенной необходимости восстанавливать разрушенные города доступным и простым в строительстве способом. Советские здания в стиле брутализма, до сих пор возвышаются в ныне независимых странах, представляли собой смелые и амбициозные проекты, имевшие свои уникальные особенности, связанные с идеологией, региональными и национальными традициями, а также климатическими условиями. Вот 9 замечательных примеров советского брутализма в его устрашающей славе.

1. Банк Грузии в стиле советского брутализма

Штаб-квартира Банка Грузии, Тбилиси. Спроектирован Георгием Чахавой и Зурабом Джалагания, построен в 1975 году.
Штаб-квартира Банка Грузии, Тбилиси. Спроектирован Георгием Чахавой и Зурабом Джалагания, построен в 1975 году.

Классический образец архитектуры брутализма - наиболее близкий по своей природе европейским и американским представителям - находится в Грузии. В настоящее время он действует как штаб-квартира главного банка страны. Построенный как центральный офис Министерства дорожного строительства Грузии, он поразительно напоминал культовый канадский жилой комплекс Habitat 67, построенный из нескольких сотен готовых бетонных блоков.

Ведущий архитектор Георгий Чахава одновременно был заместителем министра дорожного строительства, поэтому у него была возможность адаптировать проект к своим потребностям и стандартам. Большое вдохновение Чахава находил в творчестве Эль Лисицкого и русских конструктивистов. Его идея заключалась в том, чтобы занимать как можно меньше площади, поэтому здание разворачивается на верхних этажах, которые выглядят как ветви дерева, поддерживаемые стволом.

2. Киевский крематорий, Киев, Украина

Киевский крематорий, Украина. Спроектирован Авраамом Милецким, построен в 1968-75 годах.
Киевский крематорий, Украина. Спроектирован Авраамом Милецким, построен в 1968-75 годах.

Комплекс Киевского крематория состоит из двух бетонных корпусов, обращенных друг к другу, внутри которых расположены помещения для скорбящих родственников. Функциональные конструкции и механизмы были спрятаны под землей, чтобы отвлечь внимание посетителей от физических аспектов кремации и захоронения. Разработанный в конце 1960-х годов, он был специально создан для того, чтобы избежать прямых ассоциаций с сжиганием тел, все еще свежих и болезненных после нацистских убийств на Украине.

История этого необычного здания началась с памятника «Стена памяти», возведенного в составе мемориального комплекса. Рельефы на стене изображали этапы жизни человека и связь с родной землей. Однако в 1982 году, вскоре после завершения строительства, стену оцепили и залили бетоном, закрывающим рельефы. Как пояснили советские власти, они сочли стиль слишком выразительным и противоречащим официальной идеологии. Открытие и восстановление Стены памяти было одним из первых решений, принятых независимым украинским государством после распада Советского Союза в 1991 году.

3. Дом-корабль, Москва, Россия

Дом-корабль, Москва, в стадии строительства, 1980-83 гг. Проект Владимира Бабада и Всеволода Воскресенского.
Дом-корабль, Москва, в стадии строительства, 1980-83 гг. Проект Владимира Бабада и Всеволода Воскресенского.

Этот длинный жилой дом на юге Москвы представлял собой долгосрочный экспериментальный проект, предложивший своим жильцам почти тысячу квартир. Сегодня он все еще стоит, но потерял свою привлекательность из-за огромных размеров.

Среди москвичей здание быстро стало известно как Дом-корабль из-за сходства с круизным лайнером. Его также называли Домом холостяков из-за большого количества неженатых инженеров, живших в однокомнатных квартирах. Еще одно прозвище здание получило «Дом атомщиков», но не потому, что они поселились в новом здании. Ведущий архитектор Владимир Бабад никогда раньше не работал с жилыми комплексами, но имел колоссальный опыт строительства атомных реакторов. Его опыт позволил сделать Дом-корабль сверхустойчивым к сейсмической активности. Утверждается, что он даже может пережить бомбардировки и ядерные взрывы.

4. Кишиневский цирк, Кишинев, Республика Молдова

Кишиневский государственный цирк по проекту Аллы Кириченко и Симиона Шойхета, построен в 1981 году.
Кишиневский государственный цирк по проекту Аллы Кириченко и Симиона Шойхета, построен в 1981 году.

Здание Кишиневского государственного цирка в стиле брутализм было построено в ознаменование 545-летия первого упоминания города в исторических источниках. Архитекторы украсили фасад скульптурами клоунов и акробатов. Интерьер украшен красочной мозаикой, отсылающей к раннему советскому авангардному искусству. Проект продемонстрировал гибкость архитектуры брутализма, легко включающей декор и детали, которые контрастировали с грубой и минималистской эстетикой бетонных конструкций.

Кишиневский цирк стоял заброшенным на протяжении десятилетий. Здание даже начало медленно разрушаться, а скульптурные клоуны потеряли головы из-за коррозии. Однако в последние годы правительство Молдовы объявило о планах восстановить здание и защитить его как важный объект культурного наследия.

5. Штаб-квартира Академии наук, Москва, Россия

Штаб-квартира Российской академии наук, Москва. Проект Юрия Платонова, построен в 1973-90 годах.
Штаб-квартира Российской академии наук, Москва. Проект Юрия Платонова, построен в 1973-90 годах.

Легендарный и противоречивый пример советского брутализма, штаб-квартира Академии наук, была долгожданным проектом, реализовать который было особенно сложно. Здание было спроектировано в 1960-х годах, но строительные работы постоянно задерживались, так как почти на каждом этапе архитекторы сталкивались с препятствиями. За три десятилетия планирования и строительства Советский Союз распался, поэтому здание практически в одночасье изменило свой контекст и назначение.

Не имея возможности жить и работать в условиях политической нестабильности и неопределенности, многие российские ученые уехали за границу вместо того, чтобы обосноваться в недавно построенной штаб-квартире. Некоторые суеверные местные жители утверждали, что именно проклятая земля вынуждает людей покидать ее - по легенде, здесь располагались скотобойни, а земля была пропитана кровью.

Конструкция здания остается загадкой даже для тех, кто там работает. Некоторые говорят, что за металлическими конструкциями наверху скрываются какие-то специальные служебные помещения. Никто не может точно сказать, сколько здесь подземных этажей и как на них можно попасть. По всему комплексу также спрятаны сотни лифтов.

6. Жилой комплекс «Аул», Алматы, Казахстан

Жилой комплекс «Аул», Алматы.
Жилой комплекс «Аул», Алматы.

Круглые башни жилого комплекса в Казахстане были одной из самых смелых и амбициозных частей советских жилых экспериментов. Аул получил свое название от особого типа укрепленных каменных деревень, встречающихся в Средней Азии и Кавказском регионе.

Ключ к пониманию загадочного дизайна Аула заключается в соблюдении суровых климатических условий региона. Закругленные балконы были спроектированы таким образом, чтобы ограничить поступление тепла и света внутрь квартир. Сейсмическая активность в Алматы исключительно высока, что требует дополнительных мер поддержки и безопасности для всех высотных зданий. Каждая башня состоит из трех круглых конструкций, поддерживающих друг друга и перераспределяющих вес.

7. Дом Союза писателей «Озеро Севан», Армения.

Дом Союза писателей на озере Севан, Армения. Спроектирован Геворгом Кочаром и Михаилом Мазманяном, построен в 1932 году.
Дом Союза писателей на озере Севан, Армения. Спроектирован Геворгом Кочаром и Михаилом Мазманяном, построен в 1932 году.

Круглая бетонная конструкция с видом на армянское озеро Севан была построена за десятилетия до того, как был придуман термин «брутализм», но она по-прежнему вписывается в эту категорию. В 1932 году здание функционировало как санаторий и рабочая зона для членов Союза советских писателей. Изогнутая стеклянная терраса открывала более широкий вид на озеро, а прямо под ним были созданы места для отдыха на свежем воздухе.

Удивительное здание скрывает трагическую историю репрессий и террора. В 1937 году его архитекторы Кочар и Мазманян были арестованы и депортированы в полярные регионы России. Их обоих обвинили в национализме и поддержке Льва Троцкого. Они были реабилитированы и возвращены в Армению после смерти Иосифа Сталина в 1953 году. Сегодня здание функционирует как небольшая и ветхая гостиница, но из нее сохранился потрясающий вид на озеро. В 2016 году Фонд Гетти частично профинансировал столь необходимую реконструкцию, но футуристической террасе все еще далеко до былой славы.

8. Здание посольства России, Гавана, Куба.

Посольство Российской Федерации в Гаване, Куба. Проект Александра Рочегова и Марии Энгельке, построен в 1978-87 годах.
Посольство Российской Федерации в Гаване, Куба. Проект Александра Рочегова и Марии Энгельке, построен в 1978-87 годах.

Комплекс советского посольства на Кубе с его устрашающей башней был одновременно данью конструктивистской архитектуре и жестом доминирования в регионе. Маленькие окна и толстый бетон служат защитой от жары и света, а также добавляют психологический эффект стабильного присутствия Советского Союза. Некоторые местные жители сравнили здание с мечом, воткнутым в землю, а другие подумали, что оно похоже на медицинский шприц. Строительство башни началось во время Холодной войны, и она остается суровым напоминанием о темном прошлом, резко контрастируя с расположенными поблизости посольствами других стран.

9. Советский брутализм с изюминкой: Государственный музей истории Узбекистана

Государственный музей истории Узбекистана, Ташкент.
Государственный музей истории Узбекистана, Ташкент.

Государственный музей в Ташкенте является одним из наиболее ярких примеров, казалось бы, интернационального и обезличенного стиля брутализма, изменившегося под влиянием местных традиций и обычаев. Первоначально он был построен как музей, посвященный Владимиру Ленину. После распада Советского Союза он переключил свое внимание на историю Узбекистана и Центральной Азии. Хотя технически это наследие советского брутализма, оно выглядит необычайно декоративно. 

Декорации, однако, выполняют разные функции. Одной из главных целей узбекской архитектуры было ограничение резкого солнечного света, особенно в таких местах, как музеи, где солнечный свет может нанести большой вред. Резные панели, покрывающие фасады, носят не только декоративный, но и защитный характер, защищая пространство музея от суровых климатических условий. В то же время орнамент, вдохновленный местными ремеслами, делает здание светлее и одновременно намекает на его нынешнее назначение.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И СТАВЬТЕ ЛАЙКИ