Найти тему

"Большая тройка" кинофестивалей: Канны

Каннский кинофестиваль создавали как аналог Венецианскому, так как попадание под влияние нацисткой власти считалось необъективностью.

До 1982 года смотр проводили в специально построенном Дворце фестивалей и конгрессов (Le palais des festivals et des congrès de cannes). А с 1983 года и по сей день – в также специально выстроенном Дворце на площади Жоржа Помпиду.

Дворец фестивалей, Канны
Дворец фестивалей, Канны

Первый фестиваль назначили на 1 сентября 1939 года, его создателем выступил министр образования Жан Зе, а почетным председателем жюри – Луи Люмьер. В программу попали фильмы даже от СССР: «На границе», «Ленин в 1918 году», «Трактористы», «Если завтра война…», а также из США, Франции, Нидерландов, Великобритании, Швеции, Бельгии и Чехословакии. Но показать успели лишь фильм американского режиссера Уильяма Дитерле «Горбун собора Парижской Богоматери», и началась Вторая мировая война. Открытие фестиваля пришлось отложить до 20 сентября 1946 года.

Смотр продолжает преследовать череда неудач: в 1947 году на фестивале унесло в море крышу из-за сильного ветра, а в 1948 и 1950 годах смотр не проводился. Зато в 1951 году фестиваль переносят на весну, и с тех пор он проходит в это время.

В 1950-х Каннский кинофестиваль переживает свой расцвет. Приезжают самые известные режиссеры: Федерико Феллини, Ингмар Бергман, Луис Бунюэль. Гости – большие звезды, сам фестиваль становится олицетворением успеха в киноиндустрии. В 1959 году на смотр прибывают представители французской новой волны – на лучший фильм номинирован «Хиросима, моя любовь» Алена Рене, а лучшим режиссером становится Франсуа Трюффо с фильмом «400 ударов».

В 1968 году Каннский кинофестиваль открылся 10 мая показом отреставрированного фильма Виктора Флеминга «Унесенные ветром», церемонию открытия вела актриса и княгиня Монако Грейс Келли. В состав жюри входили такие звезды как Моника Витти, Луи Маль, Роман Полански и советский писатель Роберт Рождественский. 18 мая Карлос Саура с супругой Джеральдин Чаплин повисают на поднимающемся занавесе, срывая показ собственного фильма «Мятный коктейль со льдом» и досрочно завершая Каннский кинофестиваль этого года.

Каннский МКФ, 1968 год
Каннский МКФ, 1968 год

Дело было в том, что 1968 год был годом социального кризиса во Франции, концептуального слома и сдвига в европейском искусстве. Апогей этих настроений – события «Красного мая»: леворадикальные студенты устраивали забастовки по всей Франции, строили баррикады и захватывали здания. Они хотели устроить революцию: социальную, политическую и культурную. Увольнение главы парижской Синематеки Анри Ланглуа задело не только кинематографистов, но и молодежь. Синематека была центром жизни для студентов, они постоянно ходили в кино, кино говорило за них. Увольнение показывает, что государство готово подавлять общество, влиять на него. Студенты реагируют негативно, устраивают протесты, в которых также принимают участие: Франсуа Трюффо, Жан-Люк Годар, Клод Лелуш, Клод Берри, Роман Полански, Луи Маль, Жан-Пьер Лео.

На самом Каннском кинофестивале Годар, Трюффо, Лелюш, Берри устроили в одном из кинозалов митинг. К ним присоединились члены жюри Маль, Полански и Моника Витти, которые позже из него вышли. В итоге было принято решение Каннский кинофестиваль распустить, награды не были присуждены.

От преждевременного закрытия пострадала и наша соотечественница актриса Татьяна Самойлова, исполнившая главную роль в фильме «Летят журавли», который получил две «Пальмы» в 1958 году. В конце фестиваля должны были показать «Анну Каренину» с Самойловой в главной роли, фильм претендовал на награды, но показ не состоялся. Пленку увезли обратно в Союз.

Обложка номера Cahiers du Cinéma 2018 года о событиях 1968
Обложка номера Cahiers du Cinéma 2018 года о событиях 1968

В 1969 году фестиваль изменился, отринул буржуазность и пустил к себе «контркультуру». Деннис Хоппер, Питер Фонда и Джек Николсон представляли "Беспечного ездока". В жюри вошел советский писатель Чингиз Айтматов, а возглавил его Лукино Висконти. Главный приз получил фильм «рассерженного» британца Линдсея Андерсона «Если…» с Малкольмом Макдауэллом в главной роли (позже он снимется у Кубрика в «Заводном апельсине»). Еще одно нововведение это независимая секция «Двухнедельник режиссеров», которая задумывалась как «контрфестиваль» сделанный «кинематографистами для кинематографистов». Успех секции был очевидным и со временем ее стали проводить во Дворце Фестивалей.

Деннис Хоппер, Питер Фонда, Джек Николсон
Деннис Хоппер, Питер Фонда, Джек Николсон

Каннский кинофестиваль не забыл вклад Франсуа Трюффо в сорванный смотр 1968 года и так и не простил, он был персоной нон-грата до конца жизни.

В 1994 году жюри фестиваля возглавляет Клинт Иствуд, специально для Катрин Денёв вводят должность вице-президента. Никита Михалков после неудачи в 1987 году с фильмом «Очи черные» ожидает главный приз за «Утомленных солнцем». Но «Золотая пальмовая ветвь» достается «Криминальному чтиву» Квентина Тарантино. А еще один фаворит Кшиштоф Кесьлёвский с фильмом «Три цвета: красный» остается вообще без призов. Многие не ожидали награждения Тарантино, но так ли это удивительно? Он снял пародию на жанровое голливудское кино, постмодернизм в 1994 еще очень актуален. Сам Тарантино был любимцем французских критиков, тем более представлял компанию «Miramax», которая тогда занималась прокатом европейских фильмов в США. Так что все сошлось. Никита Михалков получил «Приз экуменического жюри» и разделил «Гран-при жюри» с китайским режиссером Чжаном Имоу с фильмом «Жить!».

Клинт Иствуд, Джон Траволта, Квентин Тарантино, Никита Михалков, Катрин Денёв, Чжан Имоу
Клинт Иствуд, Джон Траволта, Квентин Тарантино, Никита Михалков, Катрин Денёв, Чжан Имоу

В 2011 году на фестивале разразился скандал – Ларс фон Триер неудачно пошутил о своих немецких корнях и о том, что он симпатизирует Гитлеру. За это режиссера отлучили до 2017 года, когда его, в отличие от Франсуа Трюффо, простили и фильм «Дом, который построил Джек» всё-таки взяли вне конкурса.

Ларс фон Триер на Берлинском МФК в футболке с надписью «Персона нон-грата Каннского фестиваля, официальный выбор жюри»
Ларс фон Триер на Берлинском МФК в футболке с надписью «Персона нон-грата Каннского фестиваля, официальный выбор жюри»

В 2018 на фестивале разразился скандал со стриминговым сервисом Netflix. На 71-м Каннском кинофестивале были представлены фильмы, выпущенные Netflix специально для онлайн платформ и не предполагающие кинотеатральный показ – это «Окча» Пон Джун-хо и «История семьи Майровиц» Ноа Баумбака. Проблема заключается лишь в том, что французское законодательство обязывает демонстрировать фильмы, показанные на фестивале, в кинотеатрах Франции. А позже фильм может выйти онлайн только через 3 года после премьеры. За это правило Netflix раскритиковали фестиваль, обвинили дирекцию в том, что они сосредоточены на дистрибуции фильмов, а не на искусстве кино, таким образом, застревая в прошлом. В США у фильмов стриминговых сервисов бывает кинотеатральный прокат, но он скорее напоминает промо компанию самого стриминга. У каждой из сторон есть свой голос в мире киноиндустрии. Так Педро Альмадовар критиковал то, что Netflix появляется на фестивале, потому что стриминги убьют кино, люди перестанут ходить в кинотеатры. Его противником в дискуссии стал Уилл Смит, который говорил о том, что нужно принимать новое, пустить Netflix в Канны и большое кино. С приходом звука, цвета, телевидения, 3D кино только преображается, обогащает свой язык как искусство. Пока Каннский кинофестиваль принять это не может. Попытки что-то изменить в этом направлении остаются попытками, которые показывают невозможность угнаться за современностью и подчеркивают консерватизм фестиваля.

В 2019 году показали фильмы отмененного первого Каннского кинофестиваля 1939 года и вручили награды победителям. Гран-при жюри достался фильму Фрэнка Капры «Мистер Смит едет в Вашингтон». Джеймс Стюарт, исполнивший в нем главную роль, и Гарри Бор, сыгравший в «Человек из Нигера», получили призы как лучшие актеры. Призы за лучшую женскую роль получили советская актриса Марина Ладынина, фильм «Трактористы», и Айрин Данн, за роль в «Любовном романе». Специальным призом жюри наградили «Александра Невского» Сергея Эйзенштейна. Приз за технические инновации получил фильм Виктора Флеминга «Волшебник из страны Оз».

Дирекция фестиваля. Жиль Жакоб – кинокритик, продюсер и режиссер, с 1977 по 2001 год был художественным руководителем Каннского кинофестиваля, а с 2001 по 2014 год его директором. Он изменил концепцию фестиваля. Создал секцию «Особый взгляд», которая дает возможность новым режиссерам показать свои работы и пробиться в мир большого кино. Пропагандировал и поддерживал опальных режиссеров из стран 3-го мира и советского блока. Также Жакоб хотел обновить мир авторского кино, добавить в него новые стилистики. Для этого он меняет состав жюри, приглашает известных кинематографистов со всего мира (Анджей Вайда, Отар Иоселиани), чтобы создатели кино оценивали создателей кино.

На смену себе Жиль Жакоб приглашает Тьерри Фремо. Он 25 лет работал на фестивале, был ассистентом Жакоба и художественным директором. Фремо всю жизнь занимается реставрацией кино. После смерти Бертрана Тавернье возглавил Институт Люмьер, научно исследовательский институт и музей в Лионе, занимающийся сохранением и продвижением французской кинопродукции. Также возглавляет кинофестиваль имени братьев Люмьер. Много лет занимался реставрацией фильмов Люмьеров. Из оставшихся 114 фильмов сделал документальный фильм «Люмьеры!» (2016).

Жиль Жакоб и Тьерри Фремо
Жиль Жакоб и Тьерри Фремо

Фестиваль сегодня. С 1972 года отбором фильмов занимается комиссия, которая принимает заявки от всех желающих и отбирает фильмы, которые Канны хотят показать. Сейчас комиссии две – для иностранного и французского кино. Особенность фестиваля в том, что французского кино всегда должно быть больше, смотр с одной стороны всемирный, с другой стороны – французский. Кинофестиваль достаточно консервативен – существует негласное правило, что больше половины режиссеров должны быть из тех, кто уже получал призы в Каннах. Три, четыре участника из Франции. Очень важен принцип премьерности – конкурсные фильмы не должны были до этого демонстрироваться на других фестивалях или выходить в мировой прокат. Этот принцип и готовность его соблюдать лишний раз подчеркивают лидирующее положения Канн среди мировых кинофестивалей.

Сегодня Каннский кинофестиваль наиболее влиятельный в мире, его история тесно сплетается с историей XX века. Фестиваль является индикатором изменений в мире киноискусства. Фильмы, которые демонстрируют в Каннах, это конвенциональное массовое авторское кино, всеми признанное таковым. Важная часть фестиваля – кинорынок. Крупнейшие таблоиды выходят ежедневно (Screen international, Hollywood reporter, Variety); звезды представляют свои фильмы; заключаются сделки, подписываются контракты.

Структура фестиваля. Претендентом на показ фильма на Каннском кинофестивале может стать фильм, снятый в течение двенадцати месяцев перед фестивалем, и не участвовавшими в конкурсной программе других кинофестивалей. Длительность для короткометражного фильма до 15 минут, для полнометражного – более 60 минут. Комиссия фестиваля сама занимается отбором кандидатов. В Каннском кинофестивале есть несколько программ:

  • Основной конкурс. Фильмы этого конкурса борются за основной приз «Золотую пальмовую ветвь»;
  • Программа «Особый взгляд»;
  • Программа короткометражных фильмов;
  • Программа Cinefondation – конкурс для начинающих режиссеров, возможность пробиваться в большое кино. Для критиков возможность отобрать восходящих звезд;
  • Программа «Каннская классика» – отреставрированные фильмы.

Также существуют внеконкурсные показы.

«Золотая пальмовая ветвь» - главная награда фестиваля
«Золотая пальмовая ветвь» - главная награда фестиваля

Награды фестиваля, присуждаемые жюри:

  • Гран-при жюри;
  • Приз жюри;
  • Приз за лучшую режиссуру;
  • Приз за лучший сценарий;
  • Приз за лучшую женскую роль;
  • Приз за лучшую мужскую роль;
  • «Золотая пальмовая ветвь за короткометражный фильм»;
  • «Золотая камера» – приз за лучший дебют.

Другие призы:

  • Приз за лучший фильм в программе «Особый взгляд»;
  • Приз «Cinefondation»;
  • Приз FIPRESCI – премия от международной организации кинокритиков и киноведов;
  • «Золотая карета» – премия за «новаторские подходы к фильмам, находчивость, храбрость и верность принципам творческой независимости» и вручается в рамках открытия секции «Двухнедельник режиссеров» с 2002 года;
  • «Приз экуменического жюри» – премия христианского жюри за освещение в фильме религиозной, социальной и гуманистической проблематики; вручается с 1973 года;
  • «Пальм-дог» – приз самому хорошему мальчику (или девочке);
  • «Квир-Пальма» – премия за лучшую репрезентацию ЛГБТК+ сообщества.
Питбуль Брэнди получает «Пальм дог» за роль в фильме К. Тарантино «Однажды в Голливуде»
Питбуль Брэнди получает «Пальм дог» за роль в фильме К. Тарантино «Однажды в Голливуде»

Соотечественники на Каннском кинофестивале. Андрей Тарковский, Александр Сокуров, Никита Михалков, Андрей Кончаловский, Павел Лунгин и многие другие наши режиссеры часто попадали в конкурс, отечественных фильмов в Венеции показывали всегда не мало, чего нельзя сказать о количестве призов.

1946 – «Каменный цветок», Александр Птушко, награда за лучшее использование цвета.

1955 – «Большая семья», премия за лучшую мужскую и женскую роль.

1958 – «Летят журавли», Михаил Калатозов, «Золотая пальмовая ветвь».

1979 – «Сибириада», Андрей Кончаловский, Гран-при жюри.

Михаил Калатозов и Татьяна Самойлова на Каннском МКФ, 1958 год
Михаил Калатозов и Татьяна Самойлова на Каннском МКФ, 1958 год