Во время Второй Мировой немецкой контрразведке хлопот доставляли не только агенты противника, но и собственные солдаты. Нужно признать, что проблема сохранения военной тайны в вермахте была весьма актуальной. так как его военнослужащие порой относились к этому спустя рукава.
Для разведки получать данные о транспортировке вражеских войск всегда было архиважным делом. Этот момент достаточно точно отражался в советской литературе и фильмах о Великой Отечественной. Из них мы помним, что советские разведчики и партизаны вели наблюдение за ж/д станциями, через которых проходили немецкие воинские эшелоны. И объектом их внимания становились знаки, нанесенные на вагоны, помогающие определить, какое соединение или вид вооружения враг перебрасывает по железной дороге.
В этом случае кино и книги были недалеки от реальности. Но там немцы были представлены слишком дисциплинированными, с точки зрения немецкого "орднунга". И поэтому перед зрителями и читателями проблема сохранения в тайне перевозки войск немцами не была раскрыта во всей красе немецкого раздолбайства. Чтобы понять в чем дело, обратимся к трофейным документам, попадавшим вовремя войны в Разведуправление Генштаба Красной Армии. Среди них были различные предписания и инструкции о ведении немцами контрразведывательной работы, а также разъяснения войскам о необходимости сохранения военной тайны. И в одном из них советские разведчики прочитали следующее:
«ЭКОНОМЬТЕ МЕЛ!
Вероятно некоторые читатели, прочитав это требование, подумают: неужели и мела уже не хватает в дорогой отчизне?
Нет, это надо понимать не так. Мел нужное вещество, и у нас его имеется на благ и пользу наших школьников достаточно. Настолько достаточно, что он часто попадает в руки солдат и иногда получает применение не совсем красивое и, во всяком случае, бесполезное.
Особенно часто случается это на железных дорогах. Вполне понятно, если какая-нибудь рота после двухлетнего пребывания на восточном фронте, выражая свою радость, пишет на вагоне поезда, увозящего ее из России, следующие легкомысленные стишки: «С востока на запад мы едем в Брест» или «Прощай дорогая вшивая страна, мы едем на побережье Греции». Такой вагон проезжает через города, деревни и бесчисленные станции, и везде есть любопытные, которые читают эту надпись и делают определенные выводы. Вредны не только надписи, дающие географические названия, но и наименования частей и другие замечания.
И вообще все эти рифмоплетства и надписи говорят о недисциплинированности. Короче, это производит плохое впечатление, когда по стране проезжают воинские поезда, исписанные мелом, и уже только поэтому давайте экономить мел!»
Как говорится - картина маслом. Немецкие солдаты, в этом случае, грубо нарушали правила дисциплины и военной тайны, что облегчало советской разведке узнавать пункты назначения переброски войск. Правда, подобные надписи могли носить и ложный характер, чтобы ввести ее в заблуждение. Но, как видно из документа, немцы сами по легкомыслию наносили их, просто потому что им хотелось пошалить. И чем больше шалили, тем больше советская разведка получала сведений. Так что, ей наоборот была польза от того, что солдаты вермахта мел не экономили.
А ниже примеры, как выглядело солдатское творчество на вагонах:
впрочем у советской стороны тоже были проблемы сохранения военной тайны при перевозке войск. Но об этом поговорим в следующий раз.
Читайте также: