АвтоВАЗ провел в Москве отчетную пресс-конференцию, в рамках которой руководители компании рассказали об итогах 2023 года и поделились производственными планами на ближайшие три года. О том, как тольяттинский автогигант сопротивлялся санкционному давлению, каким был для него минувший год в финансовом плане, какие новинки выйдут на рынок в ближайшие три года и отметит ли Niva Legend 50-летие конвейерной жизни, – в материале «Движка».
АвтоВАЗ против санкций
Как рассказал журналистам президент АвтоВАЗа Максим Соколов, одной из основных задач компании в минувшем году было противостояние введенным в ее отношении санкциям при одновременном сохранении непрерывности производства.
Президент АвтоВАЗа Максим Соколов
Задача эта, по словам главы тольяттинского предприятия, была успешно решена. «Несмотря на санкции, конвейеры в 2023 работали, выпуская, в среднем, один автомобиль за 26 секунд», – отметил г-н Соколов. С подобной скоростью, достигнутой к сентябрю 2023 года, конвейеры компании работают до сих пор.
В настоящее время, по словам президента АвтоВАЗа, период адаптации тольяттинского предприятия к санкционному давлению «подходит к завершению». Вместе с тем М. Соколов назвал ряд других трудностей, с которыми сталкивается сегодня ведущий российский автопроизводитель. Среди них – дефицит квалифицированных кадров, волатильность валютных курсов, а также трудности в логистике.
Тем не менее, в 2023 году на площадке компании в Тольятти было произведено максимальное количество автомобилей марки Lada за последние 10 лет: 374 077 единиц. Формально в 2014-м, а также в 2018-2019 гг. тольяттинский завод выпускал и больше машин, но в прежние годы там производились также автомобили других марок тогдашнего альянса Renault-Nissan-АвтоВАЗ.
В производственной гамме предприятия по состоянию на конец 2023 года находились в общей сложности 16 модификаций автомобилей. АвтоВАЗ возобновил также производство 16-клапанных двигателей, кроме того, все модели марки Lada были стали соответствовать экологическому стандарту «Евро-5».
Специалисты АвтоВАЗа провели в минувшем году весьма серьезную работу по повышению степени локализации производства автомобилей марки Lada. Так, по словам М. Соколова, с мая 2022 года (после ухода Renault с нашего рынка) было локализовано и замещено свыше 1200 позиций компонентов, узлов и материалов, которые ранее импортировались из недружественных стран.
Порядка трехсот позиций компонентов и материалов за тот же период переведены от поставщиков из недружественных стран на поставщиков в дружественных странах.
В результате по самым массовым моделям Lada (Granta и Niva) пресловутый «технологический суверенитет» уже достигнут: уровень их локализации достигает, по словам М. Соколова, почти 99%. Vesta же в версии с «механикой» локализована сейчас примерно на 95%.
Что же касается будущей модели Iskra, то она также станет одной из самых высоко локализованных машин Lada с момента начала производства и будет приблизительно соответствовать по этому показателю «Весте».
Что касается финансовых показателей, то АвтоВАЗ сегодня, по словам его президента, «сохраняет финансовую стабильность и работает с прибылью». Конкретных цифр М. Соколов, однако, не назвал, ссылаясь на то, что тольяттинский автогигант теперь – компания непубличная и по закону не обязана публиковать финансовую отчетность.
Тем не менее, президент АвтоВАЗа заявил, что в 2024 году компания намерена заработать около 40 млрд рублей прибыли. Финансовый план на нынешней год уже утвержден советом директоров.
Рекорды по продажам и доле рынка
Доля бренда Lada на российском рынке новых легковых и легких коммерческих автомобилей составила по итогам 2023 года 35% и стала рекордной за последние два десятилетия. Более того, в 2013-2014 гг. она была более чем вдвое меньше: на уровне 16%.
Российский авторынок в целом, как отметил вице-президент АвтоВАЗа по продажам и маркетингу Дмитрий Костромин, вырос в 2023 году более значительно, чем предсказывали аналитики: на 45%. Продажи новых машин в РФ превысили отметку в 1 млн единиц.
Дилеры АвтоВАЗа реализовали в общей сложности 352 572 новых автомобиля Lada, что на 87% больше, чем в 2022 году. Продажи компании, по словам Д. Костромина, могли бы быть и выше, но помешала высокая ключевая ставка ЦБ РФ и, как следствие, дорогие автокредиты.
Вице-президент АвтоВАЗа по продажам и маркетингу Дмитрий Костромин
Бестселлером в модельном ряду АвтоВАЗа в минувшем году оставалась Lada Granta – модели этого семейства разошлись по нашей стране тиражом 206 116 единиц, обновив собственный рекорд годового объема продаж.
Niva Legend и Niva Travel реализованы в количестве 92 003 штук, причем на каждую из этих моделей пришлась примерно половина от этого объема. Продажи Lada Vesta NG в 2023 году составили 49 272 единицы. В сегменте LCV АвтоВАЗ реализовал 4228 машин.
Бизнес-модель экспорта автомобилей Lada в условиях санкций была полностью изменена. В 2023 году, как рассказал Д. Костромин, на зарубежные рынки были отправлены 6,5 тыс. автомобилей Lada. Они были доступны в салонах дилеров в таких странах, как Азербайджан, Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Узбекистан, Южная Осетия.
В 2024-м, по словам Макима Соколова, АвтоВАЗ планирует в несколько раз нарастить объемы экспортных поставок – примерно до 20-25 тыс. единиц. Приоритетными направлениями экспорта станут страны Латинской Америки, Африки и Ближнего Востока.
Планы и перспективы
Производственный план АвтоВАЗа на 2024 год – свыше 500 тыс. автомобилей. Нарастить объемы выпуска позволит, в частности, запуск целого ряда новых моделей и модификаций. Так, уже в I квартале текущего года на конвейер встанет Lada Vesta с мотором 1.8 Evo и вариатором, а в сентябре – построенный на ее базе седан Aura. АвтоВАЗ планирует также возобновить полноценный выпуск модели Largus и запустить производство электро-универсала e-Largus на заводе в Ижевске.
салон
Lada Aura
В середине года начнется производство Lada Vesta с ESP, в течение 2024-го АвтоВАЗ представит серийный внедорожник Niva Sport. На нынешний год запланирована также премьера новой модели Iskra – в «серию» она пойдет в начале 2025 года.
Также в 2025-м на рынок выйдет кроссовер на базе Vesta. Кроме того, в ближайшее время АвтоВАЗ анонсирует новый бренд, под которым на заводе в Петербурге будут выпускаться лицензионные автомобили сегментов C и D. Первоначально в линейку войдут две модели: «легковушка» и кроссовер.
Не забудут в Тольятти и о по-настоящему народных автомобилях Lada. Как рассказал журналистам Максим Соколов уже после официальной части отчетной пресс-конференции, АвтоВАЗ намерен оснастить обе модели семейства Niva 1,8-литровым мотором. Niva Legend за счет этого останется в обозримой перспективе в производственной гамме предприятия и отметит 50-летие своей конвейерной жизни.
Если остались вопросы или захотите дополнить статью-Добро Пожаловать в комментарии!!!
Также советую прочитать!
Что делать если на панели приборов загорелся красный значок аккумулятора...
Рассказываю зачем нужны «черные точки» на лобовом стекле...