По данным информационного центра ГУ МВД России по Алтайскому краю, за прошлый год на территории региона было зарегистрировано 133 преступления, связанных с незаконными рубками деревьев. К уголовной ответственности за этот период привлечено 111 лиц, а общий ущерб составил 192,5 миллиона рублей.
Как отмечают в ГУ МВД России по Алтайскому краю, незаконная рубка лесных насаждений в нашем регионе является одним из самых распространенных экологических преступлений. Люди часто путают сухостой и валежник с ветровалом.
Деревья разных пород пилят, рубят, похищают и транспортируют, не оформляя при этом соответствующих разрешительных документов либо вовсе подделывая их. К незаконной рубке леса также относятся незаконно выданные разрешения и вырубки, проведенные с нарушением сроков и несоблюдением указанных пород.
Масштабы такой противоправной деятельности в бийской зоне различны. Одни производят рубку для личных нужд — заготовка дров, использование в строительстве. Другие — с целью продажи древесины и извлечения выгоды. Однако, несмотря на дальнейшие планы лесозаготовителей, за незаконное уничтожение леса предусмотрена административная и уголовная ответственность.
— Лесники складывают отдельно кучки ветвей, и народ их бесплатно забирает с деляны, — говорит Сергей Белоконь, общественный инспектор по охране окружающей среды. — То есть на делянках всегда два вида куч: лапник (тонкие ветки с хвоей) и обрубки толстых веток.
Поэтому получение соответствующего разрешения в случае необходимости вырубки дерева, находящегося на муниципальной или федеральной территории, является обязательным. Иначе при выявлении противоправного деяния — будь то незаконная рубка либо же хищение деревьев, причем не важно, сырорастущих или сухостойных, — причастное к его совершению лицо будет привлечено к ответственности.
— У городских и федеральных лесов есть арендаторы, и только они имеют право заниматься вырубкой поваленных деревьев, — рассказывает Татьяна Шишкова, участковый лесничий отдела обеспечения полномочий в области лесных отношений по бийскому лесничеству. — Дерево, упавшее во время урагана, не считается валежником. Это ветровал. И если население распиливает сваленное ветром дерево, это считается незаконной рубкой и облагается штрафом.
Специалист также напомнила, что населению разрешено собирать только валежник, коим считается сломанная часть дерева, но не поваленное целиком дерево с обнаженными корнями.
Почему падают деревья? Есть ли способы „удержать“ их на месте?
— Деревья падают по нескольким причинам, в частности из‑за подтопления, — поясняет Сергей Белоконь. — Еще одна причина — парусность. Для ее понижения в городской черте деревья формируют таким образом, чтобы молодые ветки росли вверх, а не в стороны. Так крона приобретает стреловидную форму и дерево уже не так подвластно порывам ветра.
Сократится ли объем вырубки леса в этом году из‑за поваленного ураганом лесного массива? Вполне. По информации управления лесного хозяйства, ветровал заменит часть объема стоящих деревьев.
— В соответствии с лесным кодексом проводится лесоустройство, согласно которому определяется объем заготовки древесины. Только после этого арендатор имеет право на вырубку в установленном объеме, — объясняет Евгений Волынкин, начальник отдела обеспечений полномочий в области лесных отношений по Бийскому лесничеству. — Что касается поваленных во время урагана деревьев, то их устранением занимается исключительно арендатор во время плановой рубки.
Евгений Валерьевич также отметил, что в местах, где погодными явлениями повалено более 30% объема деревьев, проводится обследование и только потом арендатору выдается разрешение на проведение санитарной рубки.
Чем оборачивается желание обойти закон
Все тайное становится явным. И если какой‑то человек опрометчиво тащит из лесополосы бревно с наспех обрубленными сучками, он не застрахован от завистливого взгляда своего соседа, который может „позвонить куда следует“. Так, желание поставить в своем доме на Новый год живую елку привело жителя села Лаптев Лог Угловского района к уголовной ответственности: весной прошлого года он был признан судом виновным в незаконной рубке сосны, которую совершил в Лаптевском участковом лесничестве накануне новогодних праздников. В лес мужчина отправился с металлической ручной пилой, выбрал небольшое дерево, спилил верхушечную часть. Материальный ущерб, нанесенный лесному фонду, был оценен в 41 тысячу рублей.
Обидчику природы назначили наказание в виде обязательных работ сроком 240 часов, а также приговорили взыскать с осужденного сумму материального ущерба.
Помимо незаконных рубок в крае за минувший год зарегистрировано 132 факта краж сухостойной древесины. В суд направлено 89 уголовных дел. Установлено 119 лиц, причастных к краже сухостойной древесины.
Мусор — отдельная беда
Гуляя по лесу, идя по грибы, жители Бийска натыкаются на использованные пластиковые бутылки, стаканы, тарелки, на пластмассу и строительный мусор, который лежит среди деревьев годами. Но кто оставляет это после себя и кому убирать за вредителями?
„Есть такое твердое правило, — сказал Маленький принц. — Встал поутру, умылся, привел себя в порядок — и сразу же приведи в порядок свою планету“, — писал Антуан де Сент-Экзюпери. И Маленький принц на страницах его книги говорил также много других фраз о заботе к месту, в котором живешь. Но, к сожалению, не все их помнят.
Так, в лесных зонах города, прилегающих к частному сектору, то и дело встречаются горы мусора. Из травы торчат смятые жестяные банки, оставленные под осинами и под березами, словно оставивший их там прохожий пытается вывести новую породу грибов.
Но кто же должен чистить лес от мусора? Ответ вроде бы прост — тот, кому этот лес принадлежит. Но это не совсем так.
6 тысяч гектар городского леса и участок в 53 тысячи гектар близ села Боровлянка находятся в собственности предприятия ООО „Леспромэкспорт“. По словам директора компании Данила Голотвина, сотрудниками проводится чистка леса в местах работ. К примеру, за текущий год вывезли четыре камаза мусора. Однако уборка леса не входит в условия контракта деревообрабатывающей компании с городом. На сотрудников коллектива возложена, в первую очередь, обязанность по охране леса: выполнение противопожарных мероприятий, создание минерализованных полос, тушение пожаров и мониторинг за лесами.
Работники предприятия в круглосуточном режиме ведут видеонаблюдение за возникновением пожаров и состоянием лесов. В случаях выявления очагов возгорания выезжают на место и ликвидируют. В собственности ООО „Леспромэкспорт“ есть пожарно-техническая станция с двумя автомобилями, а на территории города стоят три пожарные вышки. За лесным массивом постоянно наблюдает диспетчер. Небольшое возгорание ликвидируется своими силами. Для большого очага поднимается резерв.
Также предприятие занимается воспроизводством лесов, зелеными насаждениями. В поселке Уткуль Троицкого района оборудован питомник для разведения деревьев. На протяжении двух лет работники взращивают и вручную полют саженцы, поскольку молодая сосна конкурирует с травой и вырасти из семени в непрополотой местности ей трудно. В двухлетнем возрасте саженцы выкапываются, и ими засаживаются те площади, которые необходимо восстановить.
Предприятие проводит рубки хода там, где это необходимо. Это обязательное мероприятие для сохранности городского леса. Назначает рубки филиал ФГБУ „Рослесинфорг Запсиблеспроект“. Данная организация занимается лесоустройством.
Государственных организаций в области лесных отношений как таковых в Бийске нет. Обязанности по контролю за соблюдением правильной работы предприятий возложены на управление муниципальным имуществом.
Как рассказал директор ООО „Леспромэкспорт“, существуют три вида мусора: бытовой (самый безобидный), свалка (в частях, прилегающих к частному сектору) и отходы предприятий. Промышленники нередко вывозят грузовиками производственный мусор в лес.
— Убрать весь мусор из леса — посильная задача, — рассуждает Данил Николаевич. — И мы бы включились в эту работу. Но речь о том, что поток мусора не прекращается. А чтобы его прекратить, нужно установить контейнеры…
Получается, беда в отсутствии контейнеров?
По словам Олеси Тырышкиной, депутата городской Думы и руководителя организации по вывозу отходов с территории города ООО „Спецобслуживание плюс“, последним закуплено 170 мусорных контейнеров, которые начнут устанавливаться с района Заречья — и дальше по частным секторам.
— Много работаем в этом направлении, в частности с населением проводим разъяснительную работу, — рассказывает Олеся Сергеевна. — Сейчас занимаемся оформлением расстановки контейнеров по всему частному сектору города для того, чтобы минимизировать вывоз мусора в лес.
Олеся Тырышкина поделилась, что недавно сотрудники ООО „Спецобслуживание плюс“ чистили свалку на Зеленом клине. Но люди, даже видя, что рабочие убирают мусор, все равно идут и выбрасывают его на только что расчищенное место.
В настоящее время городом совместно с организацией по вывозу отходов реализуется программа по покрытию частного сектора мусорными контейнерами. Расстановка начнется в районе Заречья. Для установки контейнеров намеренно выбраны места, где лесная зона соприкасается с частным сектором.
Ответственность за оставление отходов, конечно, предусмотрена. Но никто не везет мусор на виду у всех, и поэтому зафиксировать выброс продуктов человеческой жизнедеятельности практически невозможно. Однако любая фотофиксация выброса гражданами мусора в неположенных местах наказывается большими штрафами.
Кроме того, если раньше в лесах были лесники, то теперь их как таковых нет и следить за нарушителями некому. Вместо привычного уху „лесника“ появилось новое понятие „мастер леса“.
Как сегодня учат лесников?
О том, как обучают этой профессии, рассказал Сергей Кузнецов, директор КГБПОУ „Бийский техникум лесного хозяйства“. Почти 4 года студенты учатся ремеслу, и анализ статистики трех последних выпусков показал, что более 60% воспитанников образовательного учреждения устраиваются работать по профессии и связывают свою жизнь с деятельностью в лесном хозяйстве.
Мастеров леса учат бережному отношению к природе, обучают правильно отводить лесосеки, следить за вредителями и болезнями леса. Также в необходимые навыки выпускников входит умение высаживать лес и создавать лесные культуры.
Но мусор, которым от души „удобрена“ почва в городских лесах, не идет растениям на пользу.
Не 1000 и 1 ночь, а 501 тысяча лет…
Марина Носкова, педагог-организатор „Детского эколого-туристического центра“ и руководитель „Городского экологического отряда“, рассказала, что на сегодняшний день проблема с пластиком стоит на первом месте, поскольку из него выделяются токсичные вещества, вызывающие гибель растений и животных. Это происходит как на суше, так и в воде. Кроме того, из‑за разложения пластика в природе у людей возникают болезни. А выброшенные упаковки, контейнеры и прочие одноразовые вещи уничтожают целые экосистемы.
Пластик разлагается 501 тысячу лет. А это значит, что все гниющие в почве изделия отравляют нас сейчас.
По мнению Марины Викторовны, если не заниматься раздельным сбором мусора, эта проблема будет видна воочию. И в нашем городе этот вопрос остается открытым, поскольку еще нет специальных перерабатывающих предприятий.
Самый опасный пластик — хлорированный. Его используют в водопроводах и электропроводке. Такой пластик считается самым прочным. Но, изучив его характеристики, можно обнаружить, что он может более 80 лет не подвергаться разрушению. И если в бытовом отношении это плюс, то для экологии, напротив, опасность.
— Он когда‑то станет мусором. А попадая в природу, начинается реакция с воздухом, с температурой, с водой — и выделяются химические вещества независимо от того, сколько лет он лежит. Вещества просачиваются в почву, в подземную воду, а затем — в организм человека, — сообщает Марина Носкова.
Одна из подотчетных территорий эколого-туристического центра — Ковалевское озеро. На его примере работники организации дополнительного образования отмечают, что вопрос загрязнения природы пластиком стоит очень остро. Ежегодно педагоги и воспитанники центра организовывают 4–5 природоохранных акций, в которых участвуют больше 100 человек со всего города: экологи и просто неравнодушные к чистоте окружающей среды люди. По словам сотрудников, во время уборки собирается несколько мешков пластика, и вместе с ребятами его вывозят на полигоны твердых бытовых отходов…
Так как же все‑таки уберечь лес от мусора? Ответ прост — не мусорить самим.
Может, Маленькому принцу было нетрудно привести в порядок свой дом, но он делал это каждое утро. „Мы в ответе за тех, кого приручили“, — говорил он, оберегая единственную розу на своей крошечной планете.
Даниил Остроухов