Друзья. Работая над очередной статьей для вас (о совершенно мирной вещице) столкнулся с тем, что большинство людей вокруг апологеты теории о том, что основу обороноспособности - свое ядерное оружие Советский союз получил исключительно благодаря гению Курчатова и похищенными разведкой данными разработок Оппенгеймера. Или и вовсе - благодаря рабскому труду специалистов нацистской германии... Международные коллаборации ученных, работающих над одной и той же проблемой, дело вполне обыденное. Но...
Давайте разбираться.
До 1932 года ядерная физика, была далеко но не самой важной из областей физики. Основным направлением исследований была атомная физика, где изучали не ядро, а уровень электронов в атоме, и квантовая механика. Ядерная физика была более непонятной, потому что еще с самого открытия радиоактивности не было ясно, что же является источником энергии, которая выходила из атома в виде радиоактивных излучений. По атомным масштабам это была очень большая энергия, но откуда она возникает и почему может самоподдерживаться длительное время, практически не убывая, оставалось загадкой.
К 1932 году, был проведен целый ряд экспериментов, давших ответы на многие вопросы, самым важным результатом стало открытие Джеймсом Чедвиком нейтрона. Он объявил -
в числе радиоактивных излучений, которые испускают различные радиоактивные атомы, было излучение, состоявшее из массивной, но электрически нейтральной частицы.
Появился ряд других открытий, связанных с нейтроном, например тритий — тяжелая вода. Все это послужило активизации экспериментальных исследований в области ядерной физики на первое место.
Группой ученых, которые наиболее успешно занималась этой деятельностью начиная с 1934 года, была группа специалистов Римского университета, во главе с Энрико Ферми. Его работа велась столь интенсивно, что практически все элементы периодической таблицы его группа "атаковала" потоком нейтронов, в надежде найти трансурановые элементы. И работы этого величайшего ученного прекрасно были известны в союзе, уже в 1931 году Ферми становится Членом-корреспондентом Академии наук СССР. Дело в том что на тот момент исследования в данной области не были засекречены, это произойдет в ближайшие годы.
Приход большевиков к власти в России, итальянский фашизм Муссолини и приход к власти партии Гитлера, послужили толчком к началу "великой миграции ученных". Несогласные с нацистской идеологией, антифашисты, и специалисты еврейского происхождения массово эмигрировали. А Советы готовы были хорошо платить и создавать любые условия для комфортной работы. И множество выдающихся ученных в разных областях науки перебрались в Союз. Для проведения исследований в области ядерной физики и физики твердого тела, по инициативе академика Иоффе, в Харькове создается Украинский физико-технический институт.В который в 1935 году переезжает из Лондона Фриц Фрицевич Ланге, будучи немцем по национальности в Лондон он иммигрировал в 1933м, будучи преследуем в Берлине за свою антифашистскую деятельность. Еще до переезда в СССР Ланге стал известен во всем мире благодаря опытам по расщеплениям атомного ядра. И уже в 40м году Ланге совместно с Шпинелем и Масловым выступают в Наркомат обороны с предложением о создании «уранового боеприпаса». Совместно они подают целый ряд Заявок на изобретения которые охватывают весь комплекс работ, необходимых для создания атомной бомбы. В этих работах впервые предложена схема взрыва ставшая впоследствии общепринятой.
А это заметим заявочка на создание первой в мире атомной бомбы! И с этого история могла бы пойти совсем другим путем... Но божественная Клио барышня серьезная не терпящая сослагательного наклонения.
Заявки запороли, на всех уровнях. Даже непосредственное обращение к Семену Константиновичу Тимошенко;
"Чисто научная сторона вопроса сейчас находится в такой стадии, что позволяет перейти к форсированному проведению работ в направлении практического использования энергии урана. Для этой цели мне представляется крайне необходимым как можно быстрее создать в одном из институтов лабораторию специально для урановых работ. Это дало бы нам возможность проводить исследования в постоянном контакте с наиболее квалифицированными техниками, химиками, физиками и военными специалистами нашей страны. Особенно для нас необходимо сотрудничество с высококвалифицированными конструкторами и химиками"
не возымело действия.
"Необходимо относительно первой заявки сказать, что она в настоящее время не имеет под собой реального фундамента. Кроме того, по существу в ней очень много фантастического"
Это резюме академика Хлопина он возглавлял Урановую комиссию Академии Наук. . Теперь вы знаете имя человека, который росчерком пера изменил ход истории.
Не буду перечислять десятки имен иностранных специалистов приложивших усилия к развитию ядерного проекта. Кто то из них получал подданство СССР и занимались наукой на благо своего нового отечества еще в 70-80х, кто то в последствии вернулся на родину, многие были репрессированы. Но с вопросом участия "нацистких преступников" мы разобрались. Их не было - были антифашисты, евреи бегущие от преследований и просто несогласные с коричневым движением.
А где же Оппенгеймер?
Исследования в данной области активизировались после 17 сентября 41го года, когда на стол начальнику внешней разведки СССР попадает стенограмма сверхсекретного заседания в Лондоне от 16 сентября. Заметьте 1 день! Из нее следовало, что создание атомной бомбы сверхвысокой разрушительной силы - реально и что вероятно она может быть создана ещё до окончания войны. А это фактор, который может сыграть решающую роль в боевых действиях. С этого момента начинается глобальное засекречивание всех данных.
Начинается одна из самых важных операций СВР шифр "Энормоз".
4й спецотдел НКВД (научно-исследовательские разработки), ставит Внешней разведке задачи;
- определить круг стран, ведущих практические работы по созданию атомного оружия;
- информировать Центр о содержании этих работ;
- добывать научно-техническую информацию, способную облегчить создание подобного оружия в СССР.
В 42 году, на запрос РУ, Хлопонин ответил, что за последний год в научной литературе почти совершенно не публикуются работы, связанные с решением проблемы использования атомной энергии, что свидетельствует об их засекречивании.
Технический шпионаж существовал кажется всегда. Технология производства фарфора, пороха, коконы шелкопряда и т.д. Конечно советская разведка работала не только в США, но и в Европейских научных центрах и будем говорить прямо - среди "безвинно" репрессированных ученных и администраторов от науки в союзе, было не мало иностранной агентуры. До августа 42 года, когда США начал свой "манхэттенский проект", высшее руководство страны и спецотдел НКВД получали техническую информацию от разведки.
В связи с активизацией работ в США Сталин лично санкционировал проект создания атомной бомбы, под руководством инженера-физика Анатолия Александрова и физика-ядерщика Игоря Курчатова Для этой цели была создана лаборатория №2 под Москвой, Курчатов был выбран в конце 1942 года техническим директором советской программы создания бомбы; он благоговел перед масштабом задачи, но ни в коей мере не был убежден в ее полезности для выполнения требований фронта. Абрам Иоффе отказался от должности, поскольку был слишком стар, и порекомендовал молодого Курчатова. Помимо этого был создан целый ряд лабораторий (Дубна, Арзамас и т.д.) под руководством выдающихся специалистов, работающих над смежной проблематикой.
Комиссия, Наркомат обороны и лично курирующий программу Лаврентий Павлович Берия. Прекрасно понимают - работы надо форсировать. Отставание во времени от Штатов и Британии может крайне негативно сказаться на судьбе молодого государства. По поводу того, что Союзники не превратятся во врагов Сталин иллюзий не строил. Даже в условиях ограниченных ресурсов Берия умудряется делать невозможное, чтобы обеспечить лаборатории необходимым оборудованием, материалами и т.д.. От разведки по линиям НКВД и ГШ, постоянно требуют результатов.
Американский резидент НКВД Григорий Хейфец, сообщает в Москву - виднейший физик Америки Роберт Оппенгеймер и многие его коллеги выехали из Калифорнии в неизвестное место, где будут заниматься созданием "какого-то сверхоружия". После проверки его данных по независимому каналу в Вашингтон прибывает пара нелегалов разведчиков Василий и его жены Елизавета Зарубины. Именно они внесли неоценимый вклад в работу мероприятия шифр -"Энормоз".
"Именно «Вардо» (оперативный псевдоним Е.Зарубиной) сумела сделать, пожалуй, решающий вклад в получение точной и оперативной информации о ходе работ в Лос-Аламосе и технических данных по устройству атомных бомб. Её главной заслугой явилось внедрение в мозговой центр Манхэттенского проекта выдающегося физика, завербованного советской военной разведкой, Клауса Фукса, который был передан на связь супругам Зарубиным.
После своего приезда в США Лиза подружилась с любовницей Альберта Эйнштейна, женой известного русского скульптора Коненкова Маргаритой, по простоте душевной рассказавшей Лизе о том, что у Эйнштейна бывают главные лица Манхэттенского проекта: Роберт Опенгеймер, Энрико Ферми, Лео Силард и другие. Под давлением «Вардо» Маргарита познакомила её и сотрудника резидентуры Пастельняка с Оппенгеймером и его женой Кэтрин.
Ставши своими в семье научного руководителя проекта, советские разведчики уговорили его добиться перевода в Лос-Аламос Клауса Фукса, который и стал главным источником научно выверенной информации для Москвы. Но и, кроме того, Лиза близко сошлась с ещё одним крупнейшим ученым в атомном проекте, Силардом, и убедила его допустить в этот проект несколько завербованных специалистов, в том числе — Мортона Собелла, Теодора Холла и Дэвида Гринласса. Последний стал работать механиком в лаборатории Лос-Аламоса. Ещё одним весьма важным агентом был итальянский эмигрант, физик Бруно Понтекорво."
Писал в своей книге легендарный советский разведчик Павел Анатольевич Судоплатов.
Контрразведка США допустила огромную ошибку, недооценив важность контроля за связями ключевых фигур своего атомного проекта. Такие просчеты всегда дорого обходятся - Оппенгеймер и его команда, вкупе с бюджетом США, неожиданно для себя самих, тоже поработали на Советы.
Уже через 12 дней после окончания сборки первой, опытной атомной бомбы в США, описание её устройства и техническая документация уже были получены в Москве. Гениальная работа!
Хотя эту работу знатно обесценил нобелевский лауреат и выдающийся физик Пётр Леонидович Капица;
"СССР сам создал атомную бомбу. Информация Берии лишь помогла ему убедить Сталина начать работу над ядерным оружием. Требовались огромные деньги. Рузвельт вложил в ядерный проект два миллиарда долларов! Больше, чем в автомобильную промышленность. Интереснее другое. Первыми поняли реальность этого дела сбежавшие из Германии в Англию от Гитлера физики. Но у англичан не хватило материальных ресурсов и они предложили осуществить создание ядерной бомбы американцам. Те согласились, но тут же засекретили всю информацию по проекту. А в то время действовало соглашение США-Англии-СССР об обмене научно-технической информацией. Данные второго по значимости военного проекта Америки в области радиолокации они нам передали, а о работе над атомной бомбой умолчали. Это давало нам полное моральное право заниматься шпионажем у союзников"
Кажется что Петр Леонидович здесь не объективен и защищает "патриотически-цеховую честь" . По вопросу значимости разведданных для Советского проекта однозначного мнения не существует, а правду в современных политических условиях мы если и узнаем, то весьма не скоро.
Поэтому давайте обратимся к фактам;
август 45го - США первый (и пока единственный) раз в истории человечества, проводит атомную бомбардировку Японских городов Хиросимы и Нагасаки.
август 49го - СССР проводит первое испытание атомной бомбы РДС-1
О чем бы это не говорило, но объективно - 29 августа 1949 года, можно смело считать настоящим Днем Гарантированной Независимости СССР и РФ, как его правопреемницы.
Подписывайтесь на канал. Ставьте палец вверх. Это лучшая оценка моей работы для Вас.