Рано расслабляться, товарищи блогеры Дзена, владельцы телеграм - каналов, и других сообществ и отдельных блогов. Ибо ФАС не дремлет, а ст. 18.1 "Закона о рекламе" не отменена.
Наоборот, всё больше и больше дел возбуждается по данной статье. Против кого? - Правильно, против блогеров. В этой теме "крайний" всегда блогер. Хотя закон говорит об ответственности всех участников цепочки размещения рекламы.
Потому, посмотрим сейчас на один пример, одно дело, очередное дело, которое возбудила ФАС против очередного ТГ - канала. И я прокомментирую своё видение случившегося.
Владелец ТГ - канала расслабился и получит кучу штрафов за немаркированную рекламу в соответствии со ст. 18.1
22 марта 2024г. в отношении телеграм-канала «Блогерша Рубцовска» было возбуждено уже третье по счёту дело о нарушении ч.16 ст.18.1 "Закона о рекламе" (N 38-ФЗ).
Этот телеграм-канал - обычный городской паблик, в котором расслабившийся блогер (владелец) легкомысленно разместил несколько публикаций, не промаркировав их надлежащим образом.
Причём, в третьем деле нарушение инспектором ФАС было усмотрено вот в таком фрагменте текста (на скрине обведено красным):
Итак, 19.03.2024г. владелец ТГ - канала разместил следующий текст в одной из своих публикаций, цитирую:
Для тех, кто устал от ям, грязных улиц. Созерцайте прекрасное в популярной группе по дизайну. Подпишись [ссылка на другой Телеграм-канал]
Итак, товарищи, вот за такие две строки в конце публикации любой блогер в любой соц. сети на любой платформе, сайте, ресурсе, не суть важно где будет это размещено, может получить огромный штраф в случае отсутствия оформленной надлежащим образом маркировки "рекламы".
Обращаю ваше внимание, что отсутствие факта извлечения выгоды (оплаты) за вот такую ссылку как на скрине не будет являться основанием для прекращения дела.
Важен только тот "факт", что это будет "признано рекламой" государственным регулятором, а получили ли вы за это гонорар, или разместили ссылку без какой-либо задней мысли, по наивности, не знанию законов = роли не играет.
Если "признают" какой-либо текст, изображение, видео или другой элемент контента рекламой, и оно не дай Бог не промаркировано в соответствии с требованиями "Закона о рекламе", то будьте уверены, штраф вы получите, и не один.
Моё мнение: как рассуждал специалист ФАС, и почему это было признано рекламой
Для того, чтобы получше объяснить логику принятия решения по данному случаю, ещё раз посмотрим тот фрагмент текста + ссылку, за размещение которого влаледец ТГ - канала 100% получит минимум 2 штрафуна:
Жёлтым цветом тот самый фрагмент без указания ссылки на продвигаемый ТГ - канал (называется "Формула уюта", это ТГ- канал какой-то дизайнерской группы).
Итак, один канал кинул ссылку в конце публикации на другой канал. Почти как упоминание на Дзене, например. Но есть нюансы, конечно. Вроде бы не криминал, но... Дело возбуждено...
Каков алгоритм рассуждений ФАС?
Давайте я представлю себя в роли эксперта ФАС, коим, разумеется, не являюсь, просто попытаюсь понять ход его мыслей. Поехали?
▪️Ага, паблик города Рубцовск, а кинул ссылку на паблик дизайнерской группы, что не соответствует тематике канала, и не может органично дополнять материал, новость города Рубцовск, реклама что ль??
▪️Ой! В тексте есть призыв "подпишись", т.е. с точки зрения закона о рекламе, явное привлечение внимания к ресурсу, доступному по адресу размещённой ссылки, блин, ну реклама же?
▪️Так-так.. может он рекламирует свой второй канал или друг помогает продвижению канала своего приятеля? Сейчас проверим: упс... а ссылка то ведёт на ТГ - канал какой-то закрытой дизайнерской группы... т.е. возможно, организации, а как известно, организации производят продукцию, продают товары, и оказывают услуги. Правда это ещё надо доказать.
Таки всё же реклама по некоторым канонам, товарищи... Так!? Или нет? Наверно, так! Значит, дело возбудить! Владельца канала наказать! Лучше ведь перебдеть, тем более, что товарищ не первый раз нарушает ст.18.1...
Выводы из вышесказанного
Выводы: грань между нарушением и не нарушением "Закона о рекламе" столь тонкая, что никакой блогер и никакой шаблон, линия поведения не сможет гарантировать, что какой-то контент не будет признан рекламой.
Т.е. получается, что нет универсального рецепта чтобы обезопасить себя и свой контент от "признания рекламой" ФАС и РКН того или иного материала.
"Как в ФАС решат, так и будет".
Рассматривая данный прецедент, я могу только рекомендовать другим блогерам на Дзене (и на других платформах) при любых упоминаниях (ссылках и не только) не сопровождать их текстом (анкорами):
▪️Подпишитесь, перейдите, посмотрите, и т.д.
📢 И да, если вы указываете в публикации ссылку, которая не дополняет ваш материал, не релевантна теме публикации, то будьте готовы к штрафам.
Ранее ФАС и РКН нам рассказывали, что если блогер упоминает блогера, то это не криминал, если упоминаемый блогер на своих страницах ничего не продаёт, а размещает информационные материалы.
В приведённом случае не доказано, что закрытый ТГ-канал что-то продаёт, оказывает услуги. Я вот не смог найти ни доказательств, что это организация, ни продаж, ни услуг.
Единственное что остаётся, к чему могли тут придраться, как я уже написал, это то, что владелец городского паблика приписал слово "подпишитесь" перед ссылкой, и кинул ссылку на канал, тематика которого не релевантна.
Но ведь это, согласитесь, делают ежедневно десятки тысяч блогеров в миллионах публикаций, видео, постах. В том числе на Дзене.
Вот так то, товарищи, блогеры Дзена. Задумайтесь...