Причинами авиационных катастроф могут быть отказы техники, внешние условия или террористические акты. Немного реже в списке причин встречаются ошибки пилотов, ведь управление воздушным судном — работа очень ответственная, и абы кто за штурвалом не оказывается.
Но катастрофа с авиалайнером Airbus A310 23 марта 1994 года стоит особняком. Ведь она случилась именно из-за того, что за штурвалом как раз оказался этот «абы кто», чьи действия и привели к тому, что в небе недалеко от Междуреченска в Кемеровской области разбился пассажирский лайнер, унеся жизни 75 человек.
Рейс «Москва — Гонконг» проходил вполне обычно, если не считать того, что сменный командир экипажа Ярослав Кудринский взял с собой в полет детей — 13-летнюю Яну и 15-летнего Эльдара. Их он пустил в кабину и предложил сесть за штурвал. Девочка особого интереса не проявила и быстро уступила место брату. А тот с подростковым любопытством стал спрашивать у отца: «а это крутить можно?», «а здесь что такое?» (фразы воспроизведены дословно из расшифровки бортовых самописцев).
Отец стоял рядом и благодушно объяснял сыну назначение ручек и рычагов, позволяя крутить штурвал. Он не опасался за последствия, ведь Airbus A310 летел на автопилоте.
Вот именно его отключение и стало причиной катастрофы. Этого не заметил никто из экипажа, так как они привыкли ориентироваться на звуковое оповещение, а оно не было предусмотрено конструкцией. Правда световое табло загорелось, но никто из пилотов не обратил на него внимание.
А дальше подросток своими действиями за штурвалом привел к крену самолета, который стал увеличиваться с каждой секундой, вызвав сильные перегрузки. Из-за них отец парня не сумел занять свое место, убрав мальчика. Второй пилот тоже не смог вмешаться, так как во время полета отодвинул свое кресло до упора назад и долго не мог его вернуть в исходное положение.
Из-за этого Эльдар оказался единственным человеком в кабине, которому были доступны органы управления. Но он не знал, что нужно нажимать и в какую сторону тянуть штурвал. К тому же он не понимал пилотский лексикон. Отец кричал ему «Держи штурвал» (выравнивай самолет), а подросток понял его как команду удерживать штурвал в крайне правом положении, усугубляя и без того критическую ситуацию.
Наконец, второй пилот сумел вернуться к управлению, и с большим трудом выровнял самолет. Казалось бы, опасность позади, но летчики упустили то обстоятельство, что во время крена Airbus снизился до предельно малой высоты. Выполняя маневр с целью выйти на прежний курс, самолет задел хвостом сопку, и рухнул на ее склон. От разрушений и начавшегося пожара погибли все — 63 пассажира и 12 членов экипажа.