Роман «Бойня» очень ярко ворвался на российский книжный рынок, точно срезонировав по эмоциональной напряжённости с пандемийным бумом 2020 года. Потому Оса Эриксдоттер сразу же привлекла к себе внимание любителей интеллектуального чтения, не говоря уже о фанатах антиутопий. Я обожаю серьёзную фантастику (хоть мягкую социальную, хоть твёрдую научную), а потому следующее произведение писательницы «Фаза 3» ждала с нетерпением. Однако эта история оказалась для меня полным сюрпризом: вроде бы и медицинский триллер, как заявлено в выходных данных, но настолько далеко выходящий за рамки своего жанра, что более точным было бы назвать его исследованием социальных болезней общества, обнажённых через небольшое фантастическое допущение — изобретение чудо-лекарства от болезни Альцгеймера.
Сюжет романа «Фаза 3» Осы Эриксдоттер
С тех пор как средняя продолжительность жизни людей во всём мире перешагнула семидесятилетний рубеж, главным бичом человечества оказалась болезнь Альцгеймера. Потому над этой проблемой стали биться многие медицинские учреждения и, наконец, двум из них, удалось найти решение. В Гарвардской лаборатории нейродегенеративных заболеваний (США) под управлением доктора Э́ндрю Нгуэ́на, учёные создали модифицированную РНК, которая стимулировала аутоиммунную защиту, и сумели встроить её в геном нейтрального вируса, а учёный-биохимик Дэ́вид Мери́но — шеф Института Гассера (США), придумал, как поместить этот вирус в живую клетку. В итоге получилась своеобразная вакцина, способная приручать иммунитет человека, уничтожать побочные продукты обмена из тау-белка — причины болезни Альцгеймера. Препарат с вакциной получил название Re‑cognize (производное от латинского repetita recognitio — повторное узнавание).
Вторая фаза работы над препаратом, подразумевающая его тестирование на лабораторных животных, показала великолепные результаты. Потому Национальный институт здоровья (FDA) дал добро на проведение третьей фазы — клинических испытаниях Re‑cognize на больных-добровольцах. Постепенно их число увеличилось до четырёх тысяч, включая группу из десяти человек при неврологическом центре «Крепелин» в Париже. И в США, и во Франции Re‑cognize показал себя как чудодейственное лекарство: уже через два месяца после первой инъекции у больных наступало резкое улучшение когнитивных способностей и они возвращались к нормальной жизни. Идеальную статистику эксперимента портил лишь один случай: самоубийство Франсуа́ Люийе́. Для А́дама Ми́ллера, курирующего группу больных в «Крепелин» — это было опасным звоночком. Но шефы не захотели ничего слушать. Акции кембриджской фармацевтической компании, зарегистрировавшей патент на Re‑cognize, уже взлетели так, что Нгуэну и Мерино впору было начинать курс лечения от мании величия. Остановить проект или хотя бы затормозить его казалось немыслимым. Потому смерть Люийе списали на несчастный случай и забыли. Как оказалось, зря.
В один из январских дней мебельный гигант IKEA в Бостоне стал местом кровавой бойни, которую устроил Фре́д Нью́мэн семидесяти семи лет: мужчина тихо вошёл в игровую комнату и разрядил магазин своего пистолета. Девять детей погибло сразу, а ещё одиннадцать получили ранения. Первый подоспевший на место трагедии полицейский не стал задерживать старика, а просто оборвал его жизнь точным выстрелом в голову. СМИ, естественно, тут же вцепились «зубами» в горячую сенсацию, и можно было не сомневаться, что рано или поздно они докопаются до участия Фреда Ньюмэна в тестировании Re‑cognize. Потому на этот раз руководители обеих исследовательских групп решили провести доскональное исследование своего пациента. Однако изучать было нечего — мозг Ньюмэна оказался превращён метким полицейским в «кашу».
Между тем любимый отец биохимика Селии Йенсен из Гарвардской лаборатории окончательно проваливается в деменцию. Молодая женщина тысячи раз наблюдала симптомы болезни Альцгеймера, но между «работать с этим» и «жить в этом» огромная разница, а папа — единственный близкий человек, который у неё остался. Чтобы не упустить шанс, она включает отца в группу добровольцев, и тот получает первую дозу Re‑cognize. Но не успела Селия выдохнуть с облегчением, как в тот же день по дороге домой слышит сообщение по радио о втором случае массового убийства их пациентом: Э́рик Зе́льцер восьмидесяти шести лет из дома престарелых «Кулик», проснулся среди ночи, спустился на кухню, взял нож и убил четверых своих друзей по игре в карты. На этот раз СМИ догадались связать две трагедии с дряхлыми убийцами, после чего их участие в проекте Re‑cognize выплыло наружу. И теперь либо учёные быстро докажут «невиновность» своего препарата, либо им грозит тюрьма, а их подопытным пациентам — изоляция с неизвестным финалом.
Особенности и темы романа «Фаза 3» Осы Эриксдоттер
Роман «Фаза 3» очень обманчив. Начинается он с газетной статьи «Бостон глоуб» о массовом убийстве в доме престарелых «Кулик», что сразу же настраивает читателя на яркое бодрое повествование с детективной линией. Однако к этому событию автор подбирается лишь… к середине сюжета, после чего начинаются и столь долгожданный медицинский триллер, и детективное расследование, и напряжённая семейная драма, которая ставит мощную точку в финале. Но даже вторая половина романа, обильно расшитая множеством отдельных лоскутков-историй разных персонажей, замкнутых на своих личных проблемах, постоянно сбивает фокус внимания, рассеивает его и уводит в сторону. Смысл подобной фрагментарности сюжета невозможно уловить сразу: он то злит, то изматывает своей медлительностью, то накрывает тоской, то дарит лучик света, тут же срываясь в пропасть безнадёги. Он словно имитирует чувства человека, живущего рядом с больным Альцгеймером, заставляет читателя, эмоционально оказаться в его «шкуре».
«Самое печальное в жизни — неумолимость движения к концу. Человек всё быстрее и быстрее скользит по обледеневшему откосу с постоянно увеличивающейся крутизной, но его способность думать, решать и радоваться остаётся при нём, хотя и заметно ослабевает. А болезнь Альцгеймера затаптывает всё: и радость, и горе, и смысл».
Для Осы Эриксдоттер, чей отец умирал от рака, пока она писала «Фазу 3» — подобная звенящая пустота безысходности хорошо известна. Она вложила в книгу свои страхи и свою боль — это чувствуется каждой строчкой и делает роман эмоционально правдивым, а её книжного альтер-эго Селию Йенсен максимально реалистичной.
«Старенький пикап был для Теда Йенсена вторым домом. Даже не вторым — первым, ведь почти всё время он проводил за рулём. Закончив работу, ехал не домой, а к морю. Когда Селия была маленькая, брал её с собой. Они устраивались на камнях, он прихлёбывал пиво из банки и показывал ей парящих в небе или прогуливающихся по песку птиц — откуда‑то знал все их имена. Неужели она и в самом деле предала отца? Представила, как зимой он в полном одиночестве сидит в своём жалком домике и старается перетерпеть время. Только сейчас она сообразила — а ведь у него, кроме неё, никого нет».
Через образ другой женщины Гейл Маклеллан, чей супруг Роберт тоже оказался в лапах коварного недуга, автор ещё раз подчёркивает: «Альцгеймер — болезнь не столько заболевшего, сколько его родственников». Если люди с прогрессирующей потерей памяти вдруг и осознают свой «ад», то тут же забывают, а близкие — нет. Им приходится жить с этим до конца. Обилие героев из самых разных слоёв общества позволяет Осе Эриксдоттер не только широко исследовать тему конкретной болезни, но и затронуть темы старости, психологической поддержки лиц пожилого возраста и их родственников, моральных аспектов медицины и возможностей фармакологии как науки, а также американской культуры, политкорректности и «новой этики», грубо насаждаемой «честными, независимыми» СМИ. Но, даже касаясь каких-то глобальных вопросов, автор неизменно смотрит на них через призму человека, а точнее, пределов человечности, завесу над которым неожиданно срывает вымышленный препарат на основе вируса Re‑cognize. Что в нас сильнее: эмпатия или агрессия?
«Любой зверь знает, как себя защитить. Сажают его в клетку — кусается, царапается. А человека превратить в раба раз плюнуть. Что, ей‑богу, за жалкое существо — человек… Сначала его социализируют, как они это называют… Социализируют...»: медленно повторил Кирк Хоган [один из добровольцев эксперимента] и с отвращением сплюнул. — А потом ментально кастрируют».
Он прекрасно понимал людей, предпочитающих жить вне общества. По другую сторону забора, так сказать. Разве можно вырастить нормального, самостоятельного человека в этом сверхнарциссистском обществе, где никто дальше собственного носа ничего не видит? Тех, кто хочет жить по своим собственным правилам, просто‑напросто вычёркивают, и общество превращается в трусливую биомассу политкорректных марионеток».
Противостояние добра и зла в каждом конкретном человеке, будь это пациент, принявший Re‑cognize, или учёный-биохимик, у которого на кону вдруг оказалось всё — от профессиональной репутации до свободы, и приковывает внимание к истории, держит до самого конца.
Рекомендации к чтению
Роман «Фаза 3» Осы Эриксдоттер — грустная, местами трагичная история, но с приятным послевкусием надежды — неистребимой, той самой, что заставляет людей подниматься после падения и даёт силы идти дальше. Эрудированность автора в области исследований человеческого мозга очень впечатляет: в книге много медицинской терминологии, имеют место отсылки к экспериментам над людьми в прошлом (например, упоминается испытание терализумаба в 2006 году в Великобритании, который привёл к сухой гангрене у подопытных). Однако должна вас сразу успокоить (или разочаровать): натуралистических подробностей в романе нет, потому камнем преткновения для прочтения «Фазы 3» может стать либо нелюбовь к медицинской тематике как таковой, либо наличие в истории однополой пары (Адам Миллер и Матьё), даже если отношения внутри неё демонстрируются исключительно на уровне диалогов.
Оценка: 5/5