Ученый-изобретатель.
Меньше чем за два года, с 8 октября 1937-го по 28 июля 1939-го, Сент-Экзюпери получил 8 патентов на изобретения в области авиации. С 1934 по 1944 им запатентовано 14 изобретений, касавшихся безопасности полетов (в области самолётостроения, самолётовождения и электроники).
А теперь о технических талантах Сент-Экзюпери.
Малоизвестная страница жизни Сент-Экзюпери, связанная с войной, касается его деятельности как изобретателя. Еще до начала активных боевых действий он разработал принцип ночной маскировки наземных объектов с помощью... света. Противник никогда не распознает ночью города и отдельные цели, если залить их широкой полосой очень ярких, равномерно распределенных огней. Проект был разработан всесторонне, до тончайших технических подробностей... Его изобретением заинтересовались военные специалисты. Первые практические испытания дали отличные результаты. Но опыт не удалось продолжить: его прервало немецкое вторжение.
Он предложил бороться с замерзанием пулеметов на больших высотах, используя специальную смазку, которая поглощала бы конденсирующиеся пары и предотвращала заклинивание оружия (вспомните его возмущение по поводу замерзания пулеметов на большой высоте в «Военном летчике).
Рассказывают, что он предвидел будущее господство реактивных двигателей, появление радара и даже ядерного оружия, но здесь он выступал, скорее, как глубокий мыслитель-прорицатель со способностями инженера.
Он имел несколько патентов на усовершенствование таких приборов: прокладчика курса, репитера, гониографа, радиокомпаса….
1.Гониограф - инструмент, который дает возможность из любой точки провести прямую линию, идущую под заданным углом относительно любого направления. Этот прибор чрезвычайно прост. В нем сочетается применение геометрии и теории механизмов и машин. При помощи трех зубчатых шестеренок разрешается задача, имеющая бесспорный интерес для всякого штурмана (18 ноября 1938 года),
2.Репитер - (повторитель) показаний измерительной и контрольной аппаратуры. В этом патенте на помощь геометрии приходит физика вращающихся зеркал и фотоэлементов. Идея изобретателя состояла в том, чтобы исключить какие бы то ни было искажения в системе передачи показаний приборов на расстояние, которые могут затруднить отсчет или прочтение показаний приборов, удаленных от летчика (16 декабря 1938 года).
3.Прокладчик курса - задача этого прибора состоит в том, чтобы получить проекции на две взаимно-перпендикулярные оси отрезка любой величины, направленного под любым заданным углом к одной из осей. Это задача первостепенной важности для обеспечения безопасности (4 сентября 1939 года).
4.Радиокомпас «ЛМТ» и приспособление, вычерчивающее восьмерки, направление которым дает пеленг передающей станции (22 сентября 1941 года),
Патенты, касающиеся слепой посадки, запуска и контроля работы авиадвигателя.
5.Приспособление для посадки самолетов. Изобретение это основано на приеме отраженных волн фотоэлементом, снабженным вращающимся обтюратором с оптическим коллиматором. Вся эта система изохронно связана с источником света, возбуждаемым фотоэлементом (в 1936 году).
6.Метод слепой посадки. В этом патенте автор и прибегает как раз к помощи электромагнитных волн. Согласно этому патенту радиопередатчики располагаются в двух неподвижных точках на земле. Они отправляют один или несколько пучков волн, вращающихся с постоянной скоростью вокруг этих неподвижных точек (в1938 году с добавлениями к нему в январе 1939 года).
7.Запуск двигателей, и в частности двигателей авиационных (29 февраля 1940 года).
8.Усовершенствования средств контроля работы авиационного двигателя в полете. Автор ищет средства проверки правильности зажигания двигателя, величины опережения зажигания одного какого-нибудь двигателя по отношению к другому и, наконец, синхронизации работы всех двигателей самолета. (22 октября 1940 года).
Изобретения опередившие время.
9.О подъемной силе и о силе тяги во время движения тела в сжимаемой среде (сентябрь 1939 года).
Вот что свидетельствует об этом профессор А. Р. Митраль:
«При прочтении его патента от сентября 1939 года и двух добавлений к нему, заявленных 22 и 26 июля 1939 года, на которые были выданы патенты от 12 ноября 1940 года и 9 января 1941 года, мне вспомнились страстные споры, которые мы с ним вели в течение всего 1938 года. В то время я занимался исследованиями реакции, вызванной отклонением сжимаемой струи, и уже получил некоторые результаты в ходе предварительных опытов. Я ознакомил его с этими данными и развернул перед ним картину будущего реактивного движения в том виде, как его представлял себе в то время. Антуан сам увлекался этой проблемой и как поэт предвидел наступление новой, революционной эры авиации. Вскоре после этого он изложил мне свои мысли по этому вопросу. Исходя из гипотез, отличавшихся, впрочем, большой смелостью, и рассуждая скорее интуитивно, я бы сказал - в философском плане, а, не подвергая проблему физическому анализу, он посредством комбинации ракет или других источников, способных вызвать расширение сжимаемой среды, во всех деталях построил теорию создания вокруг тела, перемещающегося в воздухе, термической циркуляции. Приравнивая эту циркуляцию к так называемой, циркуляции Жуковского, он пришел к выводу, что она обладает свойствами, позволяющими подъем и продвижение вперед при помощи рекуперации (возвращение части материалов или энергии для повторного использования в том же технологическом процессе.) механической энергии, которая в течение очень короткого времени после расширения газов может быть использована в атмосфере.
Когда знакомишься с патентом и с набросками к нему, сделанными автором и легшими в основу окончательного текста, поражаешься, как чисто интуитивно Антуан совершенно правильно анализирует явления реактивного движения, не прибегая, разумеется, к их количественному анализу.
Эти интуитивные соображения полностью совпадают с недавно полученными теоретическими результатами (это написано в 1945 году). Поражаешься, как творческая сила мысли и умение абстрагировать привели Сент-Экзюпери, несмотря на недостаточное знание термодинамики, к результатам, которые не так-то просто получить и с помощью расчетов методами математической физики».
В дополнение к вышеизложенному математик, профессор Митраль, вспоминал: «Он в совершенстве владел языком математики, но для его творческого воображения очень характерно, что он всегда старался сухое, чисто математическое объяснение заменить логическим. Неоспоримо одно: Сент-Экзюпери самостоятельно, без помощи какой-либо лаборатории, справлялся с труднейшими задачами и находил теоретические и технические решения в ту пору, когда виднейшие специалисты-практики и даже ученые только еще занимались предварительным изучением этих вопросов. Опередил свое время…, он предвидел появление реактивных самолетов».
Справка. Турбореактивные и реактивные двигатели появились:
Германия. Heinkel He-178, первый полёт 27 августа 1939 года, конструктор двигателя - Ханс Охайн
Великобритания. Gloster E.28/39, первый полёт 15 мая 1941 года, конструктор двигателя - Фрэнк Уиттл.
СССР. БИ-1. Первый полёт — 15 мая 1942 года, конструктор двигателя - Л. С. Душкин.
Генерал Шассэн: «Постепенно он становился настоящим энциклопедистом. Он превосходно знал квантовую теорию и теорию относительности.
… Его гений заключается в нахождении невидимых связей между двумя порядками явлений, на первый взгляд не имеющими ничего общего, и в объединении их для более легкого решения проблемы.
… В 1941 году Сент-Экзюпери встречается с известным американским специалистом по аэродинамике профессором Теодором фон Карманом, руководителем лаборатории аэронавтики фонда Гугенхейма в Пассэдине. Фон Карман чрезвычайно заинтересовался новыми идеями Сент-Экса по аэродинамике. Американский ученый пригласил его в лабораторию в Пассэдине. При встрече Антуан изложил фон Карману ряд идей, одна оригинальнее другой. После разговора с Сент-Эксом фон Карман написал директору Национального консультативного комитета по вопросам аэронавтики - главного исследовательского центра США - письмо, в котором подчеркивал новизну высказанных мыслей, которые, по мнению ученого, способны внести переворот в науку. «В особенности одна из них, которая показалась мне настолько интересной, что я прошу вас срочно приступить к опытам по проверке ее». Обрадованный Сент-Экзюпери ответил: «Это еще что! После войны мы приведем в исполнение мои идеи относительно реактивных двигателей. Увидите, они произведут революцию... И у меня есть все основания полагать, что идеи эти могут получить практическое применение. В моей жизни я взял пять патентов на изобретения — и четыре из них я продал».
Леон Верт: «Пилот, физик, поэт, мастер карточных фокусов. От этой многоликости сперва теряешься… Хромосомы, гены, квантовая теория - тут для него не было тайн…. Какие прекрасные страницы написал бы Сент-Экзюпери о поэзии математики!…».
Из биографической книги Куртиса Кейта «Небесная птица с земной судьбой»:
«… все дождливые дни проводя перед школьной доской, где даже дипломированные офицеры, окончившие Эколь политекник (Политехническую школу), приходили в изумление от того, с какой легкостью он справлялся с запутанными математическими задачами
… Что касается математических шарад Антуана, они столь впечатлили профессора из университета Алжира, что он как-то сказал Шассену (Лионель Шассен, генерал, друг Сент-Экзюпери): «Ваш друг – математический гений. Вам следует попросить его доказать теорему Ферма. Этого никто не сумел начиная с XVII столетия. Но в нем есть нечто такое, что позволит ему это сделать.
… и по дороге туда поразил их рассказом о фантастическом количестве энергии, таящемся внутри атома. Он поведал им, что уже создан механизм разложения атома, и это вполне могло бы привести к уничтожению планеты. Его спутники впервые тогда услышали о ядерной энергии».
Философия, математика, физика, геология, биология, физиология, психология, самолетовождение; писатель, художник, музыкант (он хорошо играл на скрипке, неплохо на рояле) – я взял лишь основные науки и виды искусств без их подразделения на отрасли – если же перечислять все области науки и искусства – не хватит и страницы текста. Прав генерал Шассэн: «… он становился настоящим энциклопедистом».
Внимательно прочитайте духовное наследие Экзюпери и вы непременно придете к выводу – «да, Сент-Экзюпери ученый-универсал 20 века». Его фигура стоит вровень с Леонардо да Винчи, Авиценной, Ломоносовым, Курчатовым, Королевым и другими великими учеными и мыслителями.