Найти тему
1001.ru

Сыну про органы чувств

Дорогой сын, возможно, ты сейчас это читаешь. Я надеюсь, что летающие автомобили за окном не производят такой шум, чтобы ты не слышал своих мыслей. Я хочу тебе немного рассказать о том, как было раньше...

Сын! Ты наверняка слышал о Бердяеве? Так вот, ни от одного из читателей его книг мне не удалось добиться внятного ответа, зачем их читать. Только один еврей нашёлся: «Чтобы было о чём с таксистом поговорить». На это я ему ответил, что в этом случае имеет смысл скорее читать «Коран». Тогда мы заспорили, и я вынужден был защищать христианство, что делать зарекался уже не один раз. Так ведь и становятся аутсайдерами: это просто — нужно вставать на сторону слабого, не будучи сильным самому.

Армяне многому научили меня очно, как и эстонцы с латышами. Евреи — заочно. Пожалуй, я извлёк несколько уроков даже из «Тибетской книги мёртвых». Но… это ж как мёртвому припарка. В смысле — поедая суши, ты не поймёшь, что значит «сушить вёсла». Для этого нужно отзаниматься греблей в каноэ на Крылатских холмах, по крайней мере, три занятия, и тогда на четвёртом, убедившись в том, что ты не склонен к публичному суициду, тебя допустят к воде (отец рассказывал, у него разряд).

А потому я, думая о судьбах новой драмы, которая есть не что иное как старая добрая драма, описанная Аристотелем (который, несмотря на притязания и армян, и евреев — всё-таки грек), обратился к пяти своим чувствам. И при этом сделал вид, что никакого шестого чувства нет и в помине. Пусть эти басни вам рассказывает какой-нибудь таксист, он всяко мудрее человека, решившего писать, а значит, приговорившего себя к пожизненному заключению за письменным столом — с вероятностью геморроя и ненакормленных детей, непрестанно о нём напоминающих благодаря доступу к интернету и истории поиска в браузере, которую они чистят, посетив порносайт или, что ещё хуже, briefly.ru.

«Репетиция оркестра», реж. Ф. Феллини, 1978
«Репетиция оркестра», реж. Ф. Феллини, 1978

Глаза

Основная причина, почему, подняв голову, мы не видим оголтелый космос, — это голубое небо. Ровно таким же достоинством обладает человек с голубыми глазами. Вместо космоса он видит логос. Или, по-простому, не пропускает ни одной юбки. У этого есть обоснование: Холмс тренировал наблюдательность на окурках, и делать это вслед за ним неинтересно.

Даже не потому что вторично, а потому что людей в юбках гораздо меньше, чем людей с сигаретой. В жизни важно не сдохнуть от переутомления. Нужно сужать круг своих интересов до единой точки. Потом она, возможно, взорвётся и явит из себя огромный сиятельный мир.

Но точно вам об этом сможет сказать только тот, кто прочитал Бердяева. Только где он?

Пятнадцать лет назад я видел зелёную юбку на улице Олеко Дундича. Она вынырнула из травы и юркнула в подъезд, оставив за собой зелёный шлейф. Дом готовился к сносу. Но я зашёл. Я поднялся до пятого этажа, а потом так же спустился на первый. По пути я нашёл кусок зелёной материи и положил его в карман. Я ещё раз поднялся и спустился, внимательно, хоть и дрожа, осмотрел этажи, чтобы удостовериться, что никто не был изнасилован, — и вышел на улицу, обнаружив, что вообще-то я в незнакомом районе.

Пошёл куда глаза глядят. Скоро оказался дома.

Уши

Если женщины любят ушами, то я женщина. Я бы невероятно затруднил себе жизнь, если бы надел юбку — мне бы пришлось следить за самим собой. В скором времени я бы сдох от переутомления. Как и остальные, я доверил слежку за собой Левиафану и BigData.

Однажды я услышал, как моя бабушка обсуждала со своим старым приятелем — охотником возможность пойти за грибами, а вместе с тем — и на волчье логово. Потому что накануне волки разворошили погреб, пока она ходила в душ. Сердце моей бабушки требовало справедливости. Убийство казалось ей совершенно лишним, но сходить на переговоры было необходимо.

Разговор был такой:

— А что если я им ягодок наберу?

— Волчьих-то?

— Шутник.

— Дробь беру или дымовуху запалить, Пална?

— Дробь.

— А мне ягод дашь?

— Каких?

— Ежевики бы.

— Не дам.

— Ух убивать буду тогда.

— Дело твоё. Но человек, жаждущий крови, никогда не насытится. А ягоды во всяком хозяйстве есть.

— В моём нет.

— Потому что ты сам себе не хозяин. Ты вообще чих коровий.

— Что правда, то правда, Пална. Дробь?

— Да.

Жертв в тот день не было.

Язык

Не растаял на моих губах ещё вкус «болтуньи», которую организовал нам мой дядя Юрис. На фуре мы везли из Риги в Каунас шпроты. Я всегда подозрительно относился к рыбе. Больше всего — к селёдке под шубой и фугу (говорят, от них примерно равное количество летальных исходов). Мы остановились в Юрмале на бензоколонке у друга моего дяди, Антона. Он нам бахнул яиц на примусе (удобно: брал бензин из колонки и заправлял в примус, и готово).

Вкус «болтуньи» я вспоминал всю оставшуюся дорогу, которую мы провели в молчании, потому что дядя Юрис считал, что меня ему навязали.

Что так и было.

Моя мама хотела провести отпуск без меня и встретиться со своей подругой Ингой, с которой они в юности ходили на нудистский пляж. Потом там стали появляться немцы, и они перестали ходить. Но, возможно, в тот момент что-то изменилось, я не следил за международными отношениями.

Нос

До сих пор помню, как пахнет йо-йо, который мама купила мне в ларьке проходного двора, когда я увидел на дворниках автомобиля Mazda журнал «СПИД-инфо».

Запах лежалой пластмассы и старого нитяного клубка. Вообще я понимаю кошек, которые любят клубки. Более того — совершенно неудивительно после клубков полюбить юбки, на которые их пустили. Другое дело, что на юбки нужен собачий нюх. При всём уважении, кошек надрессировать на этот запах нельзя. Я вообще не уверен, что они могут что-нибудь унюхать, кроме враждебного отношения.

Кожа

Я однажды нырял под воду на острове Крит. Без акваланга. Просто за мной бежал грек, которому я не заплатил за аренду лежака и зонтика. Он бежал за мной, в поту, до самой вершины скалы, откуда я и прыгнул вниз. Скала была невысокой, но то, как я ударился животом, — я запомню навсегда. У меня там теперь родинка.

Глеб Буланников

Материалы автора