Всему свое время...
Любовь к чтению вряд ли однажды прицепится к вам как насморк. Тут либо да, либо мимо, а это самое "да", как правило, - признак хорошего воспитания в детстве. Во многом дети - это отражение своих родителей и мне в этом плане несказанно повезло.
Отец был незрячим с подросткового возраста - последствия болезни, перенесенной в трудные прслевоенные годы. Лишённый возможности читать, он как губка впитывал все, что удавалось слушать. В те времена не было доступных сейчас аудиокниг, но были замечательные радиопостановки, театральные спектакли на телевидении.
Книги со шрифтом Брайля для слепых тоже печатали, но на них были просто дикие очереди. Пройдя через сотни рук эта спецлитература "зачитывалась" так, что пальцы просто стирали в ноль перфорацию на страницах, превращая огромные тома в бесполезную груду картона.
У меня был детский шок, когда я впервые увидел книги для слабовидящих и незрячих. Печатают их на толстом и плотном картоне, чтобы символы таблицы Брайля долго сохраняли форму и хорошо чувствовались подушечками пальцев наощупь. Огромный том, размером с ноутбук и толщиной сантиметров 10. Так вот, шок мой был от того, что роман Дюма "Королева Марго" состоял из 22 таких книг, а сложенные в стопку, они упирались в потолок.
Что-то магическое есть в том, как человек, водя пальцами по странице, рисует картинку прочитанного у себя в голове... По причине слепоты отца, радиоприемники в нашей семье были всегда. Я и сам очень любил слушать спектакли в ежедневных выпусках передачи "Театр у микрофона". Наверное, именно с тех времен и растут уши у моей любви к аудиокнигам.
Но, до их массового появления я спасался чтением, а содержимое книг, журналов, газет поначалу для меня не имело особого значения - я проглатывал всё. И уже потом, с возрастом, я научился расставлять приоритеты, обретая вкус и отдавая предпочтение определённым авторам. Именно благодаря отцу и ещё одному человеку я полюбил классиков - Достоевского, Диккенса, Дюма, Чехова и многих многих других...
Смотрю я сейчас на молодёжь и мне становится грустно от того, что перед ними открытый океан безграничных возможностей, но чтение книг, увы, их не интересует, по сути, превратившись уже в моветон (это зашквар, если говорить их языком). А в моем детстве возможности не были безграничными - книги считались дефицитом, а собранная дома коллекция являлась гордостью семьи.
И была "запрещенка" - список авторов, печатанье которых в СССР было под запретом. Булгаков, Пастернак, Куприн, Ахматова, Соложеницын... Помню, как ночи без сна проводил отец у своей "Спидолы", слушая чтение книг опальных писателей на радиочастотах зарубежных стран. Тогда и я впервые услышал роман "Мастер и Маргарита"... Помнится, дослушав до того момента, когда Аннушка пролила масло на беду Берлиоза, я сказал отцу - какая-то фигня... Он улыбнулся и сказал: " До этой книги просто нужно дорасти".
Прошли годы и я дорос. Дорос настолько, что взахлёб проглотил этот шедевр, 3 раза перечитывал и дважды слушал в аудиокниге. Один из моих любимых авторов и одно из самых-самых произведений. Наверное, поэтому я так ревностно отношусь к любой попытке экранизировать Мастера. Пару раз смотрел сериал в режиссуре Владимира Бортко и не ощутил разочарования - шикарный актёрский состав, а хронометраж позволил очень богато передать все важные диалоги и параллели сюжета. Мистический Воланд, Коровьев, Бегемот, Азазелло... Свита делает короля и тут все безупречно. Понтий Пилат - превосходный типаж и подача. Мастер? - очень неплохо... Маргарита? Ковальчук старалась, но, я так до конца и не смог с неё "стряхнуть" образ Марии Швецовой из сериала "Тайны следствия"...
Основной плюс этой экранизации в том, что упор был сделан на диалоги в ущерб визуальной части - найти антураж времен 30х годов в современной Москве, увы, не просто. К счастью, усугублять компьютерной графикой режиссёр не стал, за что отдельное спасибо. Этот фильм можно смотреть с закрытыми глазами (простите за противоречие) и наслаждаться диалогами.
Я люблю ассоциации и сюжет романа "Мастер и Маргарита" напоминает мне богатый персидский ковёр, по мере изготовления которого, в него вплетают все новые разноцветные нити.
Я по молодости и наивности думал - какой смысл в перечитывании книг? Булгаков стал, пожалуй, первым писателем, кто развенчал мою наивность. Каждый последующий раз я открывал для себя в его романе что-то новое, а точнее - оценивал и осознавал как-то иначе уже прочитанное ранее... Это напоминает мне Питер, который приоткрывает очередные тайны города при каждом его посещении. Побывай ты там хоть сотню раз, но каждый твой приезд будет уникальным...
Ну вот, наконец-то я и добрался до цели написания моего... рассказа? очерка? эссе? Вышел фильм очередного режиссёра, которого пленили мистические чары романа Мастер и Маргарита"... Конечно же я не устоял: Булгаков - наше всё, а значит смотрим... Хотя и терзали смутные сомнения - отзывы о фильме были далеки от дифирамбов. Смущала надпись - по мотивам произведения (ох уж эти мне мотивы)... Втиснуть ТАКОЕ масштабное произведение в хронометраж прокатного фильма - это как попытаться выглядеть изящно, заправив шубу в стринги.
Редко смотрю кино на перемотке, но сегодня я пополнил список... Наверное, как нужно дорасти, чтоб понимать такие книги, также нужно дорасти и до мастерства снимать что-то подобное. Глупо было ожидать шедевра от режиссёра, на счету которого это лишь второй фильм (снял до этого что-то про волшебные коньки). Графики напичкали столько, что от неё рябит в глазах. Но, как ни странно, графика, это единственный плюс фильма - хотя бы постарались воссоздать эпоху того времени.
Игра актёров - просто днище. Воланд - откровенный полудурок, неуместно смеявшийся весь фильм. Свита... два невзрачных гопника, а Бегемот (бесценное украшение романа) просто блохастый мэй-кун практически без диалогов. Больше всего опечалил Пилат, у которого роль оказалась настолько кастрированной, что лучше бы его и вовсе не было. Мастер? Рыцарь печального образа, который по задумке режиссёра грустил и бухал как не в себя все что льётся. Красивая Маргарита вписалась в роль и только ради неё я досмотрел фильм до конца.
Булгаков писал свой роман долгие 12 лет. Он кропотливо, как паук, плел сложную паутину сюжета, попав в мистический плен которой, читателю уже не выбраться. И если уж проводить аналогии с паутиной, то напрашивается уместный пример - однажды учёные заинтересовались: как воздействуют наркотики на пауков? Скормили им мух, накачанных ЛСД и стали наблюдать. Их поразила паутина, сплетёная "обдолбанными" членистоногими (для наглядности я фото прицепил). Так вот, наглядное сравнение просмотреного фильма с оригиналом - это как раз паутина на фото.
В заключении скажу, что всю мою жизнь "Мастер и Маргарита" будет недочитанной книгой, к которой захочется возвращаться ещё не раз. Это как недочитанные города и места в которые хочется вернуться снова. Питер... Смоленск... Валаам...
Читайте детям, читайте с детьми. Подарите им безграничный мир фантазий и переживаний, ведь погружаясь в сюжеты бесчисленных произведения они смогут прожить не только свою жизнь, но и жизни главных героев.
© М....