Испуганной и дикой птицей летишь ты, но заря в крови…
Новый роман (а прежних я не читала) Елены Афанасьевой, о которой Борис Акунин отзывается как об «Артуро Перес-Реверте, в совершенстве освоившим русский язык». Не то, чтобы я доверяю оценочным вкусам Акунина и не то, чтобы умаляю достоинства книг Перес-Реверте (я еще только планирую познакомиться с его творчеством). Просто выглядит это упоминание в аннотации к роману как нечто, должное придать ему значимости.
По факту то, на что делает акцент Акунин – якобы совершенный русский язык, меня больше всего и раздражало. Совершенно рваное, отрывистое повествование с какой-то корявенькой манерой изложения мысли. С придыханием и обилием восклицательных знаков, словно другие знаки препинания перестали существовать.
О! Ах! Революция! А! Снова возглас! Голод! Надо бежать! Очень все драматично! Еще больше драматичности!!! Еще больше восклицательных знаков!!!!!
Примерно так. Плюс бесконечные повторы одного и того же, как заезженная пластинка, ну честное слово, зачем так делать? Читатель уже примерно десять раз прочитал, что «это он убил», но ему повторяют в одиннадцатый.
📚Елена Афанасьева «Театр тающих теней. Конец эпохи»
«Вся жизнь теперь театр тающих теней нашей прежней жизни».
Елена Афанасьева «Театр тающих теней»
Примерно треть книги выглядит как вводная часть, где главная героиня рефлексирует «ах, я хотела сына, а не дочь, ах, мать деспот, ах, я мечтала быть поэтом».
На начало романа дворянке Анне Истоминой, дочери княгини – 26 лет. Она давно замужем (за человеком много старше себя) и вот-вот родит третьего ребенка. Анна ведет типичный для её уровня образ жизни. Светские приемы, гувернантки и кормилицы для детей, золото-бриллианты, разговоры об опере и искусстве и обед с переменой блюд и обязательным десертом. Мать Истомина и правда заносчива, требовательна и безразлична к чувствам дочери. Особенно поражает, что в финале она, находясь все неспокойное время заграницей, тычет дочери, которая несколько лет жила в нищете и голодала, где, мол, твой маникюр, что с твоими руками, и девочек ты дурно воспитывала все это время.
Муж – тюфяк, когда-то Анне даже казалось, что она его любит, но с тех пор прошла вечность. В семье она словно тень между мужем и матерью. Сказали есть – садится есть, сказали идем в театр, идет в театр. Хотя в душе Анна Истомина – ахматовка.
«Когда звонила, представилась – Анна Львовна. В сумочке «Подорожник». Ходишь и ворожишь: «Имя ребенка – Лев, имя матери – Анна. В имени ребенка – гнев. В имени матери – рана…»
Елена Афанасьева «Театр тающих теней»
Истомины живут в Петрограде, и в 1917 году вынуждены бежать от смуты Гражданской войны из своего особняка на Большой Морской в Крым, семейное имение, где и разворачиваются основные события. А именно то, как Анна выживала, оставшись одна с детьми (не раскрываю сюжет, почему так произошло и куда делись остальные домочадцы).
«Война так сделала или всегда так было, что крестьянки в тридцать лет становились старухами, только она в своем другом мире об этом не знала?»
Елена Афанасьева «Театр тающих теней»
Первая часть романа наполнена именами вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны, Юсуповыми и всякими белыми генералами, вторая – новым миром, где Анна работает в легендарном Доме искусств – ДИСКЕ, и ее окружение - Ирина Одоевцева, Гумилёв, Ахматова, Блок, Ольга Форш, Мандельштам, Чуковский, Александр Грин и литературное объединение «Серапионовы братья».
То есть Афанасьева вплетает своих героев в историческую канву не только в плане революций, смены режимов и воспоминаний о прежней жизни, где была горячая ванная, но и в канву искусства, писательскую среду той эпохи Петербурга.
«В другой жизни Анна страстно мечтала быть поэтом. В этой – получить кашу за то, что она поэт».
Елена Афанасьева «Театр тающих теней»
Общие впечатления от книги: это было бы даже хорошо, если бы не неудобоваримый язык (хотя вполне допускаю, что это лишь моё восприятие) и некоторые моменты, показавшиеся мне дичью дичайшей. Речь, например, о начале романа, где вообще не понятно, что происходит, кто все эти люди и куда они идут, настолько сумбурно описание. Или глупейшее решение вернуться в свой дом в Петербурге, словно там ничего не произошло и Анна не знает, что такое экспроприация и уплотнение. Или добившая меня сцена в поезде, когда у Анны тиф, и она в предсмертном состоянии бредит, а её попутчик всем известным способом «вливает в неё жизнь», простигосподи, ну что это за маразм?
Анна вообще-то скромница та еще, чтоб вы понимали. В темноте и под одеялом. И муж, даже не осмелился бы «натирать ей грудь» припарками или чем там её лечили, даже будь она на смертном одре. О как. Но опосля соитий в вагоне в бессознательном состоянии проснулась в Анне женщине. И поняла она после тринадцати лет брака и трех родов, что на самом деле мужчины по-настоящему у нее не было. И как давай наверстывать упущенное. С новым кавалером из нового большевицкого мира. Ну да ладно, в какой-то степени даже радостно за героиню, наконец-то хоть что-то хорошее случилось.
Повторюсь, сюжет романа действительно интересный. И захватывает. Если вы полистаете отзывы, то убедитесь, что они даже не положительные, а очень положительные - народ истоминские приключения и страдания оценил высоко с уклоном в «потрясающе».
Финал открытый. С одной стороны это раздражает, с другой - он открыт грамотно, потому что на этой ноте можно и закончить. Но Афанасьева пишет продолжение, будет еще две книги. Причем, по словам автора, каждую можно будет читать отдельно, без потери смысла (это я и имею ввиду, говоря о грамотном открытом финале). Или как трилогию, если захочется погрузиться в историю более полно.
«Она не верит в режимы. Не верит в идеи. После трёх лет в Крыму она знает, что белые не лучше красных, немецкие оккупационные войска не лучше Антанты, красные не лучше их всех вместе взятых- трупы всплывают после всех».
Елена Афанасьева «Театр тающих теней»