134 подписчика

Верования вдоль Великого Шелкового пути.

Photo by Jennifer Chen on Unsplash 
Религиозные верования народов Великого Шелкового пути радикально менялись с течением времени и во многом были обусловлены влиянием путешествий и торговли на сам...

Photo by Jennifer Chen on Unsplash


Религиозные верования народов Великого Шелкового пути радикально менялись с течением времени и во многом были обусловлены влиянием путешествий и торговли на сам Великий Шелковый путь. Более двух тысяч лет Великий Шелковый путь был сетью дорог для путешествий и распространения религиозных верований по Евразии.

Религиозные верования людей вдоль Великого Шелкового пути в начале 1 века до нашей эры сильно отличались от того, какими они стали позже. Когда Китай разгромил конфедерацию кочевников хунну и продвинул китайский военный контроль на северо-запад до бассейна Тарима (во 2 веке до нашей эры), буддизм был известен в Центральной Азии, но еще не был широко распространен в Китае и не достиг других регионов Восточной Азии. Христианство все еще оставалось более чем на столетие в будущем. Даосизм, в строгом смысле этого термина, обозначающий организованную религию с рукоположенным духовенством и устоявшимся сводом доктрин, не появится в Китае еще в течение трех столетий. Ислам просуществует более семи столетий в будущем.

Photo by Jennifer Chen on Unsplash 
Религиозные верования народов Великого Шелкового пути радикально менялись с течением времени и во многом были обусловлены влиянием путешествий и торговли на сам...-2

Photo by Julentto Photography on Unsplash


Народы Великого Шелкового пути в первые десятилетия его существования исповедовали множество различных религий. На Ближнем Востоке многие люди поклонялись богам и богиням греко-римского языческого пантеона. Другие были последователями древней религии Египта, особенно культа Исиды и Осириса. Еврейские торговцы и другие поселенцы вышли за пределы древних царств Израиля и Иудеи и основали свои собственные места поклонения в городах по всему региону. В других странах Ближнего Востока, и особенно в Персии и Центральной Азии, многие люди были приверженцами зороастризма, религии, основанной персидским мудрецом Зороастром в 6 веке до нашей эры. Он утверждал борьбу между добром и злом, светом и тьмой; использование огня как символа очищающей силы добра, вероятно, было заимствовано из брахманической религии древней Индии. Греческие колонии Центральной Азии, оставшиеся после распада империи Александра Македонского, к 1 веку до нашей эры в значительной степени перешли от греко-римского язычества к буддизму, религии, которая вскоре будет использовать Великий Шелковый путь для распространения повсюду. В Индии, на боковых путях Великого Шелкового пути, которые пересекали перевалы в долине Инда и за ее пределами, более древняя религия брахманизм уступила место индуизму и буддизму; первый так и не распространился далеко за пределы Индии и Юго-Восточной Азии, в то время как второй со временем распространился по всему миру.

Photo by Jennifer Chen on Unsplash 
Религиозные верования народов Великого Шелкового пути радикально менялись с течением времени и во многом были обусловлены влиянием путешествий и торговли на сам...-3

Photo by Nuno Alberto on Unsplash


Добравшись наконец до Китая в нашем обзоре древней веры Великого Шелкового пути с запада на восток, мы обнаруживаем, что правители поклонялись своим собственным предкам в великих родовых храмах; к ним присоединились простолюдины, которые также поклонялись божествам земли, четырех сторон света, гор и рек и многим другим. До сих пор в Китае не существовало ни официального государственного культа Конфуция, ни буддизма, ни организованного религиозного даосизма. Верования Кореи и Японии того раннего периода в значительной степени утеряны в незаписанном прошлом, но, по-видимому, они были предками более поздней японской религии синто, политеистической системы верований, которая подчеркивает поклонение местным богам и богиням, важность ритуальной чистоты и правление царя божественного происхождения.

То, что религиозные верования народов Великого Шелкового пути радикально изменились по сравнению с тем, какими они были, когда трансевразийская торговля начала осуществляться на регулярной основе, во многом было связано с влиянием путешествий и торговли на сам Великий Шелковый путь. На протяжении веков, в течение двух тысяч лет Великий Шелковый путь был сетью дорог для путешествий и распространения религиозных верований по всей Евразии. Религиозная вера часто является одним из наиболее важных и глубоко укоренившихся аспектов личной идентичности, и люди неохотно идут туда, где они не могут исповедовать свою собственную веру. Поэтому торговцы, которые регулярно пользовались Великим Шелковым путем, строили святилища и храмы своей собственной веры, куда бы они ни направлялись, чтобы поддерживать свои собственные верования и практику богослужения, находясь вдали от дома. Миссионеры многих конфессий сопровождали караваны на Великом Шелковом пути, сознательно пытаясь расширить сферу действия своих религиозных убеждений и обратить в свою веру новообращенных.

Photo by Jennifer Chen on Unsplash 
Религиозные верования народов Великого Шелкового пути радикально менялись с течением времени и во многом были обусловлены влиянием путешествий и торговли на сам...-4

Photo by Adrienne Merritt on Unsplash


Динамика распространения верований вдоль Великого Шелкового пути связана с важным, хотя и малозаметным различием между двумя фундаментальными типами религий. Вообще говоря, религии бывают либо обращающими, либо не обращающими в свою веру. То есть они либо активно стремятся привлечь в свою веру новых членов за пределами текущей членской группы, либо нет. В первом случае этническая принадлежность, язык, цвет кожи и другие физические и культурные различия считаются относительно незначительными по сравнению с общей человечностью всех верующих и доступностью веры (и ее конкретных канонов, форм поклонения и обещаний спасения) всем людям повсюду. В последнем случае, то есть в случае религий, не обращающих в свою веру, принадлежность к религии часто совпадает с принадлежностью к этнической группе, так что участие в религиозной жизни является правом по рождению, а не вопросом обращения; обращение часто происходит только тогда, когда человек вступает в брак с верующим, и в крайних случаях обращение отвергается как невозможное. Примерами обращающих в свою веру являются зороастризм, манихейство, буддизм, христианство и ислам; к не обращающим в свою веру конфессиям относятся индуизм, иудаизм и синтоизм. Все это были религии Великого Шелкового пути; некоторые распространились вдоль торговых путей, чтобы значительно расширить сферы своей веры, в то время как другие не покидали своих родных земель или делали это только для того, чтобы сформировать анклавы верующих в чужих землях.

Photo by Jennifer Chen on Unsplash 
Религиозные верования народов Великого Шелкового пути радикально менялись с течением времени и во многом были обусловлены влиянием путешествий и торговли на сам...-5

Photo by нυвιѕ тανєяη on Unsplash


Буддизм был первой из великих миссионерских конфессий, которая воспользовалась мобильностью, обеспечиваемой Великим Шелковым путем, чтобы расширить свое влияние далеко за пределы своей родной земли. Зародившись в северо-восточной Индии, буддизм уже к 1 веку до нашей эры распространился на земли, которые сейчас являются Пакистаном и Афганистаном. Буддийские торговцы из этих районов строили храмы и святыни вдоль Великого Шелкового пути повсюду, куда бы они ни направлялись; священники и монахи, обслуживавшие эти религиозные учреждения, проповедовали местному населению и проезжающим путешественникам, быстро распространяя веру. Основное послание буддизма — о том, что земная жизнь непостоянна и полна страданий, но что болезненный цикл рождений, смертей и перерождений может быть прекращен с помощью буддийской веры и практики — имело широкую привлекательность, а его универсализм позволил ему с легкостью преодолевать границы пространства, языка и этнической принадлежности.

Приход буддизма в Китай был официально отмечен императорским двором в середине 1 века нашей эры, и после этого вера распространилась в Китае, чему способствовала как официальная, так и частная поддержка строительства храмов и монастырей. Буддийские миссионеры из Центральной Азии начали активную программу перевода священных текстов на китайский язык, и ряд китайских священников и монахов на протяжении веков путешествовали по Великому Шелковому пути в поисках доктринальных наставлений в Индии. Буддизм распространился из Китая в Корею и Японию к 6 веку нашей эры; он сохранял доминирующее положение в Китае до упадка династии Тан в 9 веке. После этого буддизм оставался важной религией в Китае, но скорее как частная, чем официально спонсируемая религия.

Буддизм также взаимодействовал в Китае с религиозным даосизмом, особенно с 3 века нашей эры. Религиозный даосизм в форме нескольких конкурирующих сект впитал в себя многие местные религиозные храмы и доктрины древнего Китая. Оно предлагало верующим бессмертие или реинкарнацию в небесном пантеоне и собрало канон священных текстов, соперничающий с каноном буддизма. Даосизм распространился на запад, в Центральную Азию, вдоль Великого Шелкового пути, обеспечивая, как и буддизм, религиозные удобства для путешествующих верующих; многие важные буддийские храмовые комплексы Центральной Азии демонстрируют даосское влияние или включают в себя даосские часовни. Китайская традиция буддизма Чань (по-японски называемая «дзэн») во многом обязана буддийско-даосскому синкретизму.

Тем временем на западных участках Великого Шелкового пути также происходили важные изменения. Христианство было преобразовано в течение столетия или около того после 50 г. н. э. из локального явления в регионе, который сейчас включает Израиль и Палестину, в быстро распространяющуюся религию, обращающую в свою веру, благодаря усилиям главных христианских апостолов. Христианство процветало особенно за счет классического язычества; на первоначальной родине христианства иудаизм оставался доминирующей, но не обращающей в свою веру религией, даже несмотря на то, что он также развивал новые традиции изучения и практики.

Photo by Jennifer Chen on Unsplash 
Религиозные верования народов Великого Шелкового пути радикально менялись с течением времени и во многом были обусловлены влиянием путешествий и торговли на сам...-6

Photo by Jametlene Reskp on Unsplash


Христианство распространялось как на восток, так и на запад, в процессе чего от места к месту возникали различные различия в доктрине и формах богослужения. Христианство Великого Шелкового пути было в первую очередь формой, известной как несторианство, по учению Нестория, константинопольского патриарха 5 века, который вскоре возмутил римский и византийский мир своими неортодоксальными доктринами, такими как отнятие у Пресвятой Девы ее титула «Богородица». Несторианское христианство распространилось в Персии, Индии и Китае, принеся с собой сирийский язык и письменность (основа систем письма нескольких языков Центральной Азии); знаменитая стела с надписями (стоячая каменная табличка) распространилась по всему миру. в Сиане, датированный 781 годом, посвящен официальному прибытию несторианских миссионеров в Китай. К тому времени несторианские церкви можно было найти в городах по всему Великому Шелковому пути, хотя христиан в Центральной Азии, несомненно, было намного меньше, чем буддистов.

Другой ближневосточной верой, которая какое-то время играла важную роль на Великом Шелковом пути, было манихейство, основанное персидским пророком Мани в 3 веке нашей эры. Мани вырос из зороастрийской традиции и сознательно включил элементы зороастризма, христианства, индуизма, буддизма и других вероисповеданий в свои собственные доктрины; он считал себя преемником Зороастра, исторического Будды, Иисуса и других великих религиозных учителей древности. Манихейство, как и зороастризм, подчеркивало борьбу между добром и злом, светом и тьмой; оно предлагало спасение Избранным, тем, кто был глубоко погружен в учения веры. Манихейство стало важным соперником христианства на Ближнем Востоке и в Средиземноморье Северной Африки и было известно на всем протяжении Великого Шелкового пути (хотя практически не оказало влияния на Китай и Восточную Азию), но к концу VI века его влияние начало ослабевать.

Верования Великого шелкового пути от Ближнего Востока до северо-западных пределов Китая были оспорены и со временем вытеснены распространением ислама, который в настоящее время является верой большинства людей в странах, через которые проходил старый Великий Шелковый путь.

Photo by Jennifer Chen on Unsplash 
Религиозные верования народов Великого Шелкового пути радикально менялись с течением времени и во многом были обусловлены влиянием путешествий и торговли на сам...-7

Photo by GR Stocks on Unsplash


Мухаммед, Пророк ислама, родился около 570 года нашей эры. В возрасте 40 лет, согласно мусульманской традиции, он стал получателем серии откровений, записанных в Коране, который для мусульман является точной записью всего откровения Бога, посланного через Мухаммеда. Основными учениями Корана были вера в Единого Бога, уникального и сострадательного; необходимость веры, сострадания и нравственности в человеческих делах; ответственность за человеческие поступки; и признание того, что тот же Бог посылал Пророков и Откровения другим обществам, что подтверждал ислам, рассматривая Коран как последнее послание, а Мухаммеда — как последнего из божественных посланников.

Хотя первоначальное распространение мусульманского правления и власти в соседние регионы, произошедшее после смерти Пророка в 632 году, было результатом завоевания, фактический процесс обращения народов этих регионов в ислам занял много времени. Это было достигнуто в первую очередь благодаря работе мусульманских проповедников, торговцев и правителей. В целом процесс обращения в ислам, за несколькими исключениями, был мирным. Большинство мусульман следовали предписанию Корана «В религии нет принуждения» (Гл.2: 256) и распространяли свою веру больше личным примером, чем принуждением.

В контексте Великого Шелкового пути хорошим примером этого процесса являются суфии, приверженцы духовной жизни и единства традиций, чьи учения ислама существуют во всех диалектах и культурах народов Великого Шелкового пути. Все разнообразие мусульманских традиций, философских школ и цивилизационных влияний процветало вдоль Великого Шелкового пути. К ним относятся развитие философии и науки; права и истории; литературы и искусства; а также выражение в музыке и танцах религиозного и созидательного духа ислама. Этот плюрализм по-прежнему отрицает жизнь большинства мусульман, живущих вдоль старого Великого Шелкового пути. В настоящее время в Азии проживает по меньшей мере 560 миллионов мусульман, что составляет почти половину от общего числа мусульман в мире.

Photo by Jennifer Chen on Unsplash 
Религиозные верования народов Великого Шелкового пути радикально менялись с течением времени и во многом были обусловлены влиянием путешествий и торговли на сам...-8

Photo by Kyle Glenn on Unsplash