Здравствуйте уважаемые читатели и подписчики моего канала. Сегодня я предлагаю вам вспомнить нескольких замечательных людей, похороненных на главном кладбище Советского Союза и России которые родились или покинули этот мир 22 марта
Жжёнов Георгий Степанович (1915–2005)
Замечательный советский и российский актер театра и кино, Народный артист СССР прошедший через тяжелейшие испытания, но не сломавшийся и сумевший сохранить свой талант.
Родился 109 лет назад 22 марта 1915 года в Петрограде. В 1930 году поступил на акробатическое отделение Ленинградского эстрадно-циркового техникума. Еще во время учебы вместе с сокурсником Жоржем Смирновым выступал в Ленинградском цирке с акробатическим номером «Китайский стол».
В цирке его заметили кинематографисты с «Ленфильма» и начали приглашать сниматься в кино в эпизодических ролях.
В 1932 году Георгий Жжёнов принимает решение оставить карьеру циркового акробата и посвятить свою жизнь кинематографу. Он поступает на кино отделение в Ленинградский техникум сценических искусств, где учится у Сергея Герасимова.
Будучи студентом, снялся в нескольких фильмах, в том числе, ставшем культовым «Чапаеве».
В 1937 году старший брат Георгия Жжёнова – Борис был арестован и осужден по печально знаменитой 58 статье УК РСФСР.
Сам Георгий Степанович был признан ЧСИРом (член семьи изменника Родины) и должен был отправиться на поселение в Казахстан, однако благодаря вмешательству Герасимова остался в Ленинграде.
В том же 1937 году Сергей Герасимов снимал фильм «Комсомольск» одну из ролей в котором он решил доверить своему ученику Жжёнову. Поскольку основная часть натурных съемок проходила непосредственно на месте действия в Комсомольске-на-Амуре молодой артист своим ходом отправился через всю страну что бы присоединиться к киноэкспедиции. В вагоне поезда «Москва — Владивосток» он познакомился с американским дипломатом Филиппом Файмонвиллом, что в дальнейшем послужило поводом для обвинения в шпионаже.
В итоге Жжёнов был арестован в 1938 году и приговорен к 5 годам исправительно–трудовых лагерей.
Самое интересное что роль строителя Маврина он сыграть успел, и она даже не была вырезана
В 1949 году повторно арестован и приговорен к ссылке в Норильск, где в это время проживала его жена. До 1953 года вместе с Иннокентием Смоктуновским играл на сцене Норильского Заполярного театра драмы имени Вл. Маяковского- самого северного театра в мире.
Сегодня это современное, оборудованное по последнему слову технике театральное здание
а тогда этот очаг культуры, в котором играли главным образом ссыльные и вчерашние заключенные, выглядел вот так
Жженов был полностью реабилитирован в 1955 году.
После возвращения в Ленинград служил в Ленинградском областном драматическом театре и Театре имени Ленсовета, а также много снимался на «Ленфильме». За 10 лет с 1955 по 1965 Георгий Степанович снялся более чем в 20 фильмах, но все они не имели широкого зрительского успеха. По настоящему узнаваемым он стал после совсем небольшой роли милиционера –автоинспектора в фильме Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля» на которую его «сосватал» все тот же Смоктуновский, с которым они близко дружили долгие годы.
Жженов был настолько убедителен, что Рязанова потом часто спрашивали: «А милиционер настоящий или артист?», на что Эльдар Александрович неизменно отвечал «Настоящий артист».
В том же 1966 году Георгий Степанович Жжёнов переехал в Москву и поступил на службу в Театр имени Моссовета.
Тогда же началась и череда по-настоящему «звездных» киноролей, по которым мы помним Георгия Степановича Жжёнова и сегодня.
Наряду с этими фильмами, вошедшими в золотой фонд советского кинематографа, Георгий Степанович снялся еще в огромном количестве картин.
Между прочим, в 1978 году, за год до выхода на экраны незабываемого сериала «Место встречи изменить нельзя» Георгий Жжёнов снялся в фильме «Лекарство против страха» по повести братьев Вайнеров, где сыграл генерал – майора милиции Владимира Ивановича Шарапова.
Да, это был тот самый Шарапов, за которого через год будет переживать вся страна. Возможно, Если бы «Лекарство» вышло позже « Места встречи», резонанс у фильма был бы совсем другой. Впрочем, Георгию Степановичу зрительской любви и популярности хватило с лихвой. Наверное, если бы он не сыграл ни одной роли кроме командира воздушного судна Андрея Васильевича Тимченко в фильме «Экипаж», то все равно вошел бы в историю нашего кино.
В самые тяжелые для нашей страны времена, которые сегодня кто-то называет «лихими», а кто-то «святыми» 90-ми в театре имени Моссовета выпустили спектакль по пьесе Эрнеста Томпсона «На Золотом озере» с Георгием Жженовым и Людмилой Шапошниковой в главных ролях.
Эта очень светлая и одновременно грустная лирическая комедия, герои которой - пожилая пара - муж и жена, сохранившие почти юношескую влюбленность друг в друга. Да, они понимают, что жизнь клонится к закату, но они счастливы, от того, что не замкнулись каждый в своих проблемах и от того, что им так хорошо быть рядом. На фоне всеобщей чернухи, свалившейся тогда на головы людей, этот спектакль был, как луч света.
Кроме работы в кино и театре Георгий Степанович работал на радио, занимался дубляжом зарубежных фильмов, писал прозу. В 2005 году к его девяностолетию издательство «Вагриус» выпустило большую книгу мемуаров замечательного актера.
Тогда же к юбилею замечательного актера на телеканале «Россия» был снят документальный фильм «Русский крест»
для съемок которого Георгий Степанович проехал со съемочной группой по местам своей зековской молодости подробно рассказывая «как это было».
по-моему совершить такое путешествие в 88 лет, это настоящий подвиг.
Народный артист СССР Георгий Степанович Жженов скончался в декабре 2005 года успев отметить свой девяностолетний юбилей. Похоронен на 10-м участке Новодевичьего кладбища.
65 лет назад скончалась великая русская и советская актриса
Книппер-Чехова Ольга Леонардовна (1868–1959)
Ведущая актриса МХАТ с первого дня его существования.
В 1898 году дебютировала в роли царицы Ирины в самом первом спектакле нового театра «Царь Федор Иоанович» где её партнером бы Станиславский.
Тогда же познакомилась с А. П. Чеховым за которого в 1901 году вышла замуж.
В пьесах мужа сыграла все главные женские роли, причем сыграла так, что её исполнение до сих пор считается эталонным. Говорят, что именно её исполнение роли главной героини «Вишневого сада» настолько поразило воображение юной Фани Фельдман настолько, что она взяла сценический псевдоним Фаина Раневская, под которым мы все её помним и любим.
После того, как великий литератор и драматург скончался 2(15) июля 1904 года, в немецком курортном городе Баденвейлер, где лечился от туберкулеза его тело было доставлено в Москву и захоронено на кладбище Новодевичьего монастыря, находящегося за стеной современного Новодевичьего кладбища.
В 1908 году на могиле был установлен памятник в виде часовни.
В 1933 году, по просьбе Ольги Леонардовны Книппер-Чеховой состоялось перезахоронение останков Антона Павловича Чехова на 2 участке современного Новодевичьего кладбища.
Народная артистка СССР Ольга Леонардовна Книппер-Чехова скончалась 22 марта 1959 года. Похоронена рядом с мужем на втором участке Новодевичьего кладбища.
Смирнов Сергей Сергеевич (1915–1976)
Сегодня имя этого удивительного человека, военного историка, писателя, телевизионного и радио ведущего, практически забыто. Далеко не всякий экскурсовод по Новодевичьему кладбищу ответит кому поставлен весьма необычный и привлекающий внимание памятник на 9 участке, а между тем переоценить вклад этого человека в изучение истории Великой Отечественной войны невозможно. Впрочем, давайте обо всем по порядку.
Родился будущий писатель в Петрограде в семье инженера. Детство провёл в Харькове. Учился в Московском энергетическом институте, но ушёл из него и перевелся в Литературный институт им. М. Горького. Начал печататься в 1934 году как журналист. С 1937 года литературный сотрудник в редакции газеты «Гудок».
В июне 1941 года добровольцем ушел на фронт. В 1942 был направлен в Севастопольское училище зенитной артиллерии, эвакуированное в Уфу. Воевал на Северо-Западном фронте. С 1943— военный журналист, специальный корреспондент газеты «Мужество». Войну закончил в звании капитана.
После войны работал редактором Воениздата, оставаясь в рядах Советской Армии. Уволен в запас в 1950 году в звании подполковника.
Был заместителем главного редактора журнала «Новый мир», главным редактором «Литературной газеты». В 1975—1976 секретарь Союза писателей СССР.
Стоял у истоков поискового движения в нашей стране.
Именно благодаря усилиям Сергея Сергеевича Смирнова впервые стало известно о подвиге героев Брестской крепости, остававшейся долгое время в безвестности. Как историк он проделал огромную работу по сбору материалов о защитниках крепости и в 1955 году опубликовал героическую драму «Крепость над Бугом», а в 1957 году документальную повесть «Брестская крепость». В этой работе ему огромную помощь и поддержку оказал другой знаменитый писатель – фронтовик Константин Симонов. По материалам собранным его коллегой он написал сценарий фильма «Бессмертный гарнизон», получившего международное признание.
С этого момента Брестская крепость становится одним из главных символов мужества советского народа в Великой Отечественной войне, а 8 мая 1965 года ей присвоено звание крепость-герой.
2 марта 1965 года по первой общесоюзной программе ЦТ впервые был показан телевизионный альманах «Подвиг» ведущим которого Сергей Сергеевич Смирнов был до конца жизни. После каждой передачи в редакцию приходили мешки писем. За несколько лет Сергей Сергеевич получил более миллиона посланий.
Скончался Сергей Сергеевич 22 марта 1976 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище, участок № 9.
Как я уже говорил памятник на могиле весьма необычный. Обелиск представляет собой стилизованный фрагмент Холмских ворот Брестской крепости и одновременно служит постаментом для бронзового бюста писателя. В пробоинах стены просматриваются лица бойцов. Это не стилизации, это миниатюрные скульптурные портреты немногих оставшихся в живых защитников цитадели, которым Сергей Сергеевич Смирнов вернул их честное имя.
В общем и целом, работа скульптора Л. Л. Берлина оставляет очень сильное впечатление.
На этом уважаемые читатели и подписчики позвольте сегодня прерваться. Всего вам доброго и до скорой встречи.