Найти тему
"Иная жизнь"

О самозанятости. Плюсы и минусы. С чего начать? Какие нельзя совершать ошибки?

Всем доброго дня. Так как я являюсь самозанятым уже более трёх лет, то мне достаточно часто задают вопрос о том кто такой самозанятый, чем он отличается от простого предпринимателя и так далее. По этой причине, и в силу своей лени 😄, я и решил сегодня написать эту статью, рассказать обо всём подробно и уже отсылать людей к ней.

Начну с того, что многие люди путают предпринимателей с самозанятыми. Да, для самозанятых существует специальный налоговый режим - налог на профессиональный доход (НПД). Налог платиться от дохода. Если доход поступил от физических лиц, то он рассчитывается по ставке 4% от полученного дохода. При получении дохода от юридических лиц вы должны уплатить уже 6%. Режим самозанятости не запрещает вам где-то работать официально. С официального места работы налоги за вас оплачивает работодатель, и их оплата никак не влияет на то что вы самозанятый. Одно с другим никак не связано, но есть одно но - если вы устроены где-то официально, то вы не можете уже у этого работодателя выполнять заказы как самозанятый. Даже если вы потом уволитесь, то в течении 2 лет вы не имеете права с ним сотрудничать как самозанятый. Как пример: так как я работал в магазине Магнит официально осенью 2022 года, то я ещё до 1 ноября 2024 года не смогу брать офферы (заявки) в приложениях от этой торговой сети. Основное отличие самозанятого от индивидуального предпринимателя состоит в том, что он не имеет права нанимать работников, он также не платит ни пенсионные взносы, ни взносы на медицинское страхование и как следствие самозанятость в трудовой стаж не идёт. Подразумевается что самозанятый должен сам копить на свою пенсию, что я собственно говоря и делаю, так как уже давно знаю что пенсия мне не светит, от слова совсем. Те жалкие крохи, что мне в старости кинет государство, пенсией язык не поворачивается назвать.

Ещё одно отличие самозанятого от индивидуального предпринимателя состоит в том, что самозанятый не сдаёт в налоговую инспекцию никакую отчетность. Он только должен зафиксировать полученный доход, или же этот доход фиксируют налоговые партнёры с кем он работает и в следующем месяце уплатить с полученного дохода налог. Если вы по каким либо причинам перестали трудиться как самозанятый (например устроились на официальную работу), то у вас нет необходимости отказываться от этого налогового режима. Если вы не получаете доходов как самозанятый, то и налогов у вас по этому режиму не будет. Однако есть один существенный минус. Если вы трудитесь официально и вас сократили на работе, то пока вы имеете статус самозанятого, вы не являетесь безработным и на биржу труда вы встать не имеете право, как и получать пособие по безработице. Хитрецам кто решит так сделать, при проверке будет грозить уголовный суд со всеми дальнейшими вытекающими событиями - статья о мошенничестве и несколько лет тюрьмы. В эпоху компьютеризации и информационных сетей это выясниться очень быстро.

Кому подойдёт этот налоговый режим? Я думаю тем людям, кто хочет начать создавать своё маленькое дело, но беспокоиться по поводу отчётности, уплаты налогов, а самое главное - сможет ли он получить прибыль? Идеально этот налоговый режим подходит для фрилансеров и тех людей кто не планирует нанимать для своей деятельности дополнительные рабочие руки, а планирует всё делать один.

Как же стать самозанятым? Есть несколько способов: 1) Пройти регистрацию на Гос.услугах. 2) Зарегистрироваться через приложение "Мой налог" (для этого всё равно надо быть зарегистрированным на Гос.услугах). 3) С помощью банковского приложения (я регистрировался с помощью Сбербанка, там есть сервис "Своё дело"). Многие банки сейчас предоставляют такую услугу. В общем без смартфона никак не обойтись. 😄

Но и в этом деле есть некоторые особенности. Во первых, для того чтоб получать платежи как самозанятый вам потребуется отдельная банковская карта, виртуальная или реальная, не суть важно. Для чего это надо, спросите вы? Всё просто - чтоб отделить поступающие платежи от самозанятости от других переводов. Как пример, если вы от Сбербанка подключите сервис "Своё дело" на свою единственную карту не имея другой, то когда вам мама скинет денег на эту карту и попросит по дороге домой купить колбаски, или хлебушка, то у вас автоматически сформируется чек для налоговой службы и вы будете обязаны заплатить 4% от перечисленной суммы. Можно конечно удалить этот чек, но если вы будете постоянно удалять чеки, как сформированные ошибочно, что уже само по себе неудобно, то к вам всё равно могут возникнуть вопросы от налоговой службы, что закончиться вызовом к ним и вам придётся ехать и объясняться, тратить своё время. Вряд ли кому это охота. Так что перед регистрацией как самозанятый я рекомендую обзавестись отдельной дебетовой картой, желательно без платы за обслуживание. Такие есть. Я могу порекомендовать Тинькофф банк с его дебетовой картой Tinkoff Black. Перейдя по ссылке вы сможете заказать эту дебетовую карту без платы за годовое обслуживание. Только чтоб она была действительно для вас бесплатной, как её получите, не забудьте в приложении отключить смс-уведомления, а то за них взимается ежемесячная оплата. При наличии смартфона вам всё равно будут приходить пуш-уведомления и от смс уведомлений об операциях нет никакого толка. Рекламировать банк не буду, просто скажу что сотрудники банка доставят вам карту туда, куда вам удобно и в то время которое вы согласуете с ними. Для многих жителей регионов, где нет крупных банков это очень удобно. Установив же приложение данного банка, вы сможете зарегистрироваться через него как самозанятый и начать на эту карту принимать платежи. Если же у вас уже есть дебетовые карты, которые не требуют платы за годовое обслуживание, то советую заглянуть в их банковское приложение - возможно там уже есть функция для регистрации в качестве самозанятого.

Зарегистрировавшись в качестве самозанятого, с помощью банковского приложения, чеки, скорее всего, как у меня в Сбербанке, будут формироваться автоматически, когда вам будет поступать платёж от физических лиц. А вот когда платёж приходит от юридического лица, чек придётся формировать в ручную, если конечно это юридическое лицо не является налоговым партнёром. Всё можно конечно делать через банковские приложения, но я рекомендую установить приложение "Мой налог" для самозанятых. Там легче всего будет видеть налоговых партнёров, легко их подключить, легко выбрать те виды деятельности которыми вы собираетесь заниматься, а так же легко их поменять прямо в этом же приложении. Когда вы установите приложение "Мой налог", подключите его, войдёте в это приложение, то внизу в правом нижнем углу найдёте кнопку - "Прочие", вот там то вы и найдёте вкладку "Партнёры". Нажав на неё вам откроется следующее окно:

Список партнёров. Сейчас их 93. Список иногда меняется, наблюдается тенденция к увеличению
Список партнёров. Сейчас их 93. Список иногда меняется, наблюдается тенденция к увеличению

Ознакомившись с этими партнёрами вы даже сможете понять в каком направлении можно работать, если хотите начать сотрудничать с юридическими лицами. Фактически через этот список вы можете сразу попасть на их сайты и ознакомиться с их деятельностью и что предлагают данные компании. Вам нет смысла перелопачивать весь интернет в поисках ответа на вопрос: "А чем бы мне как самозанятому заняться?"

А теперь поговорим об ошибках, о которых редко рассказывают. Во первых, если вы хотите работать с юридическими лицами и не хотите иметь проблем с налоговой службой, то начинать такую работу не следует одномоментно: только зарегистрировался и сразу начал сотрудничать с одним и тем же юридическим лицом. Для налоговой это будет повод насторожиться. Ещё больше к вам возникнет вопросов, и к тому юридическому лицу с которым вы сотрудничаете, если вы выполните несколько разовых заказов на большую сумму и закроете свою самозанятость. Тут проблем не избежать. Налоговики могут заподозрить отмывание денег и уход от налогов. По этой причине не стоит постоянно сотрудничать только с одним юридическим лицом, чтоб не было так сказать проблем и ненужных вопросов. Налоговая служба начинает подозревать тогда что юридическое лицо с которым вы сотрудничаете на самом деле ведёт с вами трудовые отношения, но это скрывает. Но и избегать сотрудничества с юридическими лицами из-за страхов тоже не стоит. Такое сотрудничество может пополнить ваш карман намного быстрее и на более крупные суммы, чем если вы будете работать только с простым населением. Проще говоря ваши заказы будут больше и крупнее. И тут тоже работает всем известное бизнес правило: 80% всех денег мы зарабатываем с 20% клиентов. 😄 Иными словами крупные деньги вам может принести сотрудничество с парой юридических лиц. Но и полностью отказываться от работы с физическими лицами тоже не советую. Тут деньги хоть и небольшие, но зарабатывать их можно намного стабильнее и более постоянно, а не жить от одного крупного заказа до другого.

Кто боится, тот может легко попробовать начать работать через приложения. Свой список этих приложений я уже показывал, но оставлю ссылку на некоторые из них которые точно будут работать в крупных городах: Ventra Go; Яндекс Смена. Правда для того чтоб принимать заявки вам может потребоваться медицинская книжка. Кстати эти компании, в отличие от других, могут её получение компенсировать. По этой причине и оставил на них ссылки. А так приложений для подработки в качестве самозанятого очень много. Свой выбор может сделать каждый.

Вроде всё рассказал. Если у кого есть какие-то вопросы, то задавайте их в комментариях. Думаю это будет полезно и другим читателям.